Сжечь сарай Мураками: рецензия на фильм «Пылающий»
В «Ленинград Центре» прошла премьера триллера корейского режиссера Ли Чан-дона «Пылающий». Фильм получил приз ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ на недавнем Каннском кинофестивале и претендовал на золотую «Пальмовую ветвь». Кроме того, по сообщению прокатчиков, фильм установил рекорд рейтинга критиков, получив 3,8 балла из 4 возможных - это рекордные цифры за всю историю подсчетов.

Фото: кинокомпания «ПРОвзгляд»
«По мнению критиков, - написано в пресс-документах, сопровождающих премьеру, - этот экзистенциальный триллер, снятый по рассказу культового японского писателя Харуки Мураками, по силе воздействия превосходит литературный первоисточник».
Ну это как посмотреть. Любители творчества Мураками, которых у нас много, могут возразить, что и сравнивать не нужно - одно дело маленькая изящная работа тушью и перышком, на которую похож рассказ японского писателя, другое - картина маслом, занимающая полстены. Фильм корейского режиссера длится два с половиной часа, и в нем есть события, которых в новелле в помине нет.
Фильм не экранизация, он сделан «по мотивам» и отличается от загадочного рассказа весьма существенно: возрастом главного героя (в фильме Джон-су лет на десять моложе своего литературного двойника), его социальным положением, мотивами поступков, финалом. Там, где Мураками намекает, Ли Чан-дон высказывается вполне очевидно. И послевкусие от фильма совсем не то, что от рассказа «Сжечь сарай», который, если вам интересно, легко доступен в Интернете.
Фильм держит в напряжении, и раскрывать интригу, пересказывая сюжет, мне не хочется. Герой, молодой парень, начинающий литератор, любит Фолкнера и читал Фицджеральда, его «Великого Гэтсби». Но русский зритель, возможно, уловит тень Достоевского в гибельной страсти, которую испытывает молодой человек на корейской земле. Впрочем, на любой земле молодые люди ощущают гнев, ярость перед тайнами загадочного и враждебного мира. Процесс «высасывания чувства реальности», о котором писал Мураками - когда все зыбко, все не то, чем кажется, как будто ничего не происходит, но судьбы рушатся, - создан на экране весьма убедительно.
Один из самых известных режиссеров Южной Кореи Ли Чан-дон - постоянный участник самых престижных международных кинофестивалей. Он начинал карьеру как театральный режиссер, затем был успешным писателем, а в игровом кино дебютировал в 1997 году драмой «Зеленая рыба». Его второй фильм «Оазис» (2002), мелодрама о любви между мелким уголовником и девушкой, больной церебральным параличом, получил «Серебряного льва» за режиссуру на МКФ в Венеции. После чего Ли Чан-дон становится министром культуры и туризма Республики Корея и работает на этой должности несколько лет. В кино он вернулся в 2007 году, а в 2010-м получил в Каннах приз за сценарий драмы «Поэзия» о пожилой женщине. И вот через восемь лет, в мае нынешнего года, Ли, зарекомендовавший себя мастером поэтического кино, представил свой шестой фильм «Пылающий» в основном конкурсе того же Каннского фестиваля. По утверждению прокатчиков, «самый в его фильмографии метафизический и грандиозный».
Снимались в его фильме молодые звезды корейского кино. И нужно добавить, что актеры, работавшие в фильмах Ли Чан-дона, тоже постоянно получали призы на фестивалях. Так что перед нами не рядовое кино, и его стоит посмотреть, даже если вы не любите неразгаданные загадки и несчастливые финалы.
Материал был опубликован в газете под № 120 (6229) от 06.07.2018 под заголовком «Мураками отдыхает».
Нашу рецензию на другую кинопремьеру недели - «Человек-Муравей и Оса» - можно прочитать по ссылке.
Материалы рубрики
«Клон», «Приплыли!». Новинки кино: 19 мая
«Тайна амулета», «Флешбэк». Новинки кино: 12 мая
Кинофестиваль «Виват кино России!» пройдет в Петербурге
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии