Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

На необычной площадке - в Детской художественной школе имени М. К. Аникушина (Кронштадт, проспект Ленина, 57) открылась выставка «Кронштадтский рейд». 35 картин и рисунков знаменитого мариниста Ивана Айвазовского предоставили Русский музей, ГМЗ «Петергоф», Центральный военно-морской музей, а также семь частных коллекционеров Петербурга и Москвы.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Куратор выставки Мария Гадас рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям», что стремилась показать разного Айвазовского. Самое раннее из представленных произведений - картина «Большой рейд в Кронштадте» была создана в 1836 году и тогда же показана в Академии художеств. Это был дебют девятнадцатилетнего пейзажиста. Его заметил Пушкин и профессиональная критика того времени. Другое полотно «Марина» относится к 1900 году, буря приближается, небо темнеет. Пришел последний год в жизни художника...

В 1844 году Айвазовский был назначен живописцем Главного морского штаба России и получил заказ изобразить северные крепости-порты. Картина «Кронштадтский рейд. Форт «Александр I» была создана тогда же. Через год Айвазовского командировали в Севастополь на смотр боевых кораблей. Там он создал серию рисунков «Маневры Черноморского флота», с документальной точностью воспроизведя строй парусников. Шесть листов представлены на выставке.

Как сообщила нашей газете Тамара Носович, заместитель генерального директора - главный хранитель ГМЗ «Петергоф», серия составила альбом, который хранился в личном собрании Николая I во дворце «Коттедж», ныне входящем в музей-заповедник. В Петербурге рисунки выставляются впервые.

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты Айвазовского, которого одинаково занимали темы бури и покоя. Возникают интересные пары: «После кораблекрушения» и «Закат на море с отдыхающими», «Морской пейзаж с кораблем и шлюпкой» и «Вид на Везувий в лунную ночь». Федор Достоевский признавал, что «в буре есть вечная красота». Но маринист находил вечные сюжеты и при полном штиле.

Среди редких сюжетов Айвазовского - «Императорская купальня в Феодосии ночью» (1848) из собрания Александра Володчинского (на снимке) и поздний «Пейзаж с мельницей» (1885) из коллекции Александра Киселева. Боевые парусники давно ушли в прошлое. Возможно, ветряная мельница напоминала художнику о них.

«Рейд» стал поводом для знакомств, новых контактов, новых выставочных планов. Выставка организована Музеем истории Кронштадта и проектом «Кронштадт - остров фортов», который был презентован на ПМЭФ-2019. На вернисаж приезжала Татьяна Гайдук, директор Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского. Киселев является одним из руководителей Конфедерации антикваров и арт-дилеров СНГ и России, эта общественная организация ведет выставочную программу «Большое искусство малым городам».

Посещение выставки «Кронштадтский рейд» бесплатное, она работает по 1 сентября с 10.00 до 20.00, выходной - понедельник.

#выставка #картины #Айвазовский #русские художники #Кронштадт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (6472) от 03.07.2019 под заголовком «Маринист на рейде».


Комментарии