Только на сайте

Кабакова и Пиотровский. Диалоги перед выставкой

«Санкт-Петербургские ведомости» узнали ответ на главный вопрос творчества дуэта Ильи и Эмилии Кабаковых, масштабная выставка которых скоро пройдет в Эрмитаже.

Кабакова и Пиотровский. Диалоги перед выставкой | Фото Федора Быкова

Фото Федора Быкова

«В будущее возьмут не всех» - это не только название выставки, с которой творческий дуэт приехал в Петербург после экспозиции в лондонской галерее Tate Modern. В одноименной статье от 1983 году Илья Кабаков рассказал, как он по-своему видит понятие успеха художника. 

Ориентируясь на пример Казимира Малевича, мастер напомнил, что любому художнику необходимо стремиться к новым формам в искусстве, как автор «Черного квадрата» в свое время. 

«Он полностью охвачен этим новым духом, он сам воплощение его. В это великое мгновение горизонт раскрыт для него в обе стороны. Будущее ясно, а оттого ясно и прошлое. Он совершенно овладел старым бытием и познал его, сжал его в своём кулаке. Вот оно, затихшее‚ сморщенное лежит на его широкой ладони маленьким квадратиком. Повтора не будет. Впереди только "Иное". В этот новый горний мир пойдут с ним немногие. Эти «новые» будут жить в будущем, тесно сплотившись вокруг своего учителя, осененные его духом, его идеями. Как проникнуть в эту избранную компанию? Как купить билет на уходящий поезд?», - пишет Кабаков. 

По мнению Кабакова, принадлежность к тому, возьмут ли тебя в будущее, зависит от того, как зритель воспринимает искусство. Это было показано на примере того же «Черного квадрата» Малевича. 

«Для этого существует система тестов, которая определит твою готовность к духвзлёту. Если для оставшихся квадрат — это просто квадрат, а пять цветных прямоугольников — пять прямоугольников, то для постигших новый дух, вошедших в него — это знаки нового спиритуального пространства, ворота, за которыми «новая земля», коан, решение которого — в новой небывалой плоскости», -  отметил художник. 

Автор «тотальных инсталляций» проиллюстрировал свою статью работой под названием «В будущее возьмут не всех». На перроне в настоящем остались картины тех художников, которые не попали в уходящий вагон поезда будущего. 

К сожалению, автор десятков инсталляций, представленных в крупнейших мировых музеях, не смог приехать на свою вторую выставку в Петербург по состоянию здоровья. Перед многочисленной публикой в Молодежном центре Эрмитажа вместо него ответ держала жена Ильи Кабакова, Эмилия. Высказывания второй части творческого дуэта с удовольствием выслушали глава Эрмитажа Михаил Пиотровский и заведующий Отделом современного искусства музея Дмитрий Озерков.

Фото Федора Быкова

Отвечая на вопросы о выставке, Эмилия Кабакова подсказала, что к экспозиции, которая начнется в Эрмитаже 21 апреля и продлится до 29 июля, можно и нужно готовиться. 

«У нас очень много работ и книг. Они есть и у нас на сайте, больше ста книг. Готовиться можно. Через выставку вам придется очень долго идти, здесь разорванные пространства. Вы пройдете через африканское искусство, через современное искусство, но когда вы все пройдете, то попадете к ангелам», - ответила Кабакова.  

Фото Федора Быкова

Художница также решила по-своему ответить на главный вопрос творчества своего мужа. 

«В художественном смысле, кто имеет право решать, кого возьмут в будущее? Директор музея, критик, историк искусств, Малевич, Кандинский? Поэтому вы не у меня спрашивайте, вы у них спрашивайте», - отметила Кабакова. 

На встрече в Эрмитаже также вспоминали «Красный вагон» - тотальную ностальгическую инсталляцию, которую передали в дар музею в 2011 году. 

«Дело было в Вене. Внутри вагона играет советская сентиментальная музыка, невероятно проникновенная. Вовнутрь вошли представители российских музеев, сели, посмотрели и собрались уйти, но мы их не выпустили. Они остались и начали разговаривать между собой. Один сказал: "Какие были прекрасные времена! Мы верили в светлое будущее и были романтиками". Второй ему ответил: "Ты не помнишь Сталина? Сколько людей тогда погибло! Самый цвет России". Потом третий заявил: "Чего мы будем ругаться? Давайте потанцуем". Ну они встали и начали танцевать», - рассказала Кабакова. 

Фото Федора Быкова

Вторая половина творческого дуэта ответила на уточняющие вопросы о самой экспозиции и о работе над «Кораблем толерантности» - большом судне под парусом из детских рисунков, который останавливался в Гаване, Венеции и Москве. После этого Эмилия Кабакова попрощалась с петербургской публикой до открытия масштабной выставки. 

С 21 апреля петербуржцы смогут узнать на собственном примере, кого же все-таки возьмут в будущее. После этого выставка, которая уже побывала в Лондоне и Петербурге, переедет в столичную Третьяковскую галерею.

#Эрмитаж #выставка #современное искусство

Комментарии