Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

На весь высокий сезон - до середины октября - Эрмитаж отдал свое главное выставочное пространство, Николаевский зал Зимнего дворца, проекту «Забытый русский меценат. Собрание графа Павла Сергеевича Строганова». 250 произведений - живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — показывают разнообразный, но неизменно хороший вкус коллекционера.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На вернисаже Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, назвал Павла Строганова (1823 - 1911) «благородным защитником искусств». Его коллекция не только отразила вкусы просвещенных русских людей XIX века. Строганов еще при жизни завещал главному музею России лучшие произведения западноевропейской живописи и скульптуры из своего богатого собрания.

Но слово «забытый» в названии выставки справедливо. Кто, кроме историков искусства и знатоков, помнит, откуда в Эрмитаж попала «Капризница» Антуана Ватто? Или «Комната в голландском доме» Питера Янсенса Элиги? Или «Курильщик» Адриана ван Остаде?

Павел Строганов окончил юридический факультет Московского университета, после чего 15 лет находился на русской дипломатической службе, в основном в Италии. Именно там он занялся коллекционированием мастеров сиенской и флорентийской школ XIV - XV веков.

Позже покупал произведения голландского искусства XV - XVI веков. И был первым в России, кто этими мастерами заинтересовался.

Сергей Кузнецов, сокуратор выставки, исследователь рода Строгановых, сотрудник Русского музея, обратил наше внимание на восемь произведений, завещанных Эрмитажу Строгановым. Среди них картины «Оплакивание Христа с монахом-кармелитом» Джованни Баттиста Чима да Конельяно, «Поклонение младенцу Христу» Филиппино Липпи, «Лес» Мейнерта Хоббемы, а также мраморный «Фавн», предположительно созданный Баччо Бандинелли, итальянским скульптором XVI века. Сейчас «Поклонение» находится в собрании ГМИИ им Пушкина. Таковы последствия советского «перераспределения», произошедшего в 1930-х годах.

Вернувшись в Петербург, Строганов поселился в собственном двухэтажном особняке на углу Сергиевской и Моховой улиц (современный адрес: улица Чайковского, 11), где и хранил свою коллекцию. Здание было построено в 1857 - 1859 годах по проекту архитектора Ипполита Монигетти, известного мастера петербургской эклектики. В 1863 - 1865 годах художник Жюль Мейблюм изготовил фиксационные чертежи здания и сделал акварельные изображения всех парадных интерьеров. На стенах библиотеки, зеленой гостиной и других залов были развешаны картины русских и западных мастеров.

Кстати, сейчас здание принадлежит Университету ИТМО, там неплохо сохранились несколько интерьеров, в частности, парадная лестница и столовая. Университет намерен отреставрировать остальное. Подобный опыт есть: приведен в порядок дом Елисеевых на Биржевой линии, 14.

Еще находясь в Италии, Строганов стал приобретать произведения русских художников. На выставке показаны «Лунная ночь в Неаполе» Сильвестра Щедрина, портрет самого дипломата и коллекционера, созданный Карлом Брюлловым. Уже находясь в России, Строганов поддерживал художника Федора Васильева, который работал в его имении «Кариан-Знаменское» под Тамбовом.

Брюлловский портрет, картина Васильева «Вечер», морские пейзажи Ивана Айвазовского и Алексея Боголюбова, а также картина Себастьяна Пьомбо «Христос», «Счастливая плодовитость» Жан-Оноре Фрагонара и другие находятся в собрании Тамбовской областной картинной галереи, куда поступили после революции.

Что касается произведений искусства, которые хранились в особняке на Сергиевской, 11, то сто лет назад их переместили во вновь открытый Дворец-музей Строгановых на Невском проспекте, 17. Там были собраны сокровища всех ветвей рода Строгановых. Позже лучшие произведения поступили в Эрмитаж.

Любая большая эрмитажная выставка, подобная нынешней, не может обойтись без научных открытий. Ирина Соколова, хранитель голландской живописи Эрмитажа, доказала, что картина «Старик с трубкой» принадлежит кисти Валлеранта Вайланта, фламандского портретиста XVII века. Сергей Кузнецов и сотрудники Русского музея, исследуя прежде не атрибутированные акварели с видами Рима, Неаполя, Сорренто и Амальфи, пришли к выводу, что они сделаны самим Строгановым. Граф мог стать неплохим пейзажистом-романтиком.

#коллекция #Строганов #Эрмитаж #музей #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (6468) от 27.06.2019 под заголовком «Граф поклонялся искусству».


Комментарии