Фильмы без фантазии. Писатель Андрей Максимов о кинофестивале «Окно в Европу»

Как уже знают наши читатели, в Выборге в 27-й раз прошел кинофестиваль «Окно в Европу». В жюри основного конкурса входил писатель, драматург и телеведущий Андрей МАКСИМОВ, который рассказал журналисту Елене БОБРОВОЙ, что же он там увидел.

Фильмы без фантазии. Писатель Андрей Максимов о кинофестивале «Окно в Европу» |

- Андрей Маркович, я обратила внимание, что большинство игровых картин, представленных в программах кинофестиваля этого года, снято режиссерами по собственным сценариям. Мне кажется, это тревожная тенденция.

- Да, согласен, из одиннадцати конкурсных фильмов в девяти режиссер - либо автор, либо соавтор сценария. «Мне важно в кино исповедоваться», - говорят эти режиссеры. Если приносят сценарий, в котором есть какая-то история, они его не берут, считая слишком простым. Один режиссер, весь такой авторский-авторский, говорил мне на фестивале, почему ему не понравился фильм Алексея Гуськова «Элефант»: «Слишком простой». Но это кино, которое рассчитано на зрителя. А многие совершенно о зрителе не думают.

Мы и в кино, и в театре породили поколение эгоистичных режиссеров, у которых одна задача: я должен показать, какой я крутой. Один из лучших спектаклей, который я видел, - «Мещане» в постановке Георгия Товстоногова. Режиссера в этом спектакле как будто и не было, он растворялся в актерах, в истории, в атмосфере. А я до сих пор вспоминаю, как замечательный артист Евгений Лебедев ел суп. Этим действием он без слов рассказывал про жизнь своего персонажа. Как он это делал, не знаю, но понимаю, что в этом проявлялся талант не только Лебедева, но и Товстоногова.

- В театре, во всяком случае пока, еще нужна драматургия. В кино профессия сценариста исчезает, продюсеры и режиссеры привыкают к тому, что кино можно делать без него. Хотя очень редкий режиссер силен как рассказчик.

- Да, в итоге сюжеты топчутся на месте. Вот на этом фестивале показали кино очень талантливого режиссера Бориса Гуца «Смерть нам к лицу» - про девушку, которая готовит собственные похороны. Но, на мой взгляд, в этом хорошем фильме можно было бы еще чего-нибудь придумать.

- Однако жюри единогласно присудило «Гран-при» именно этому фильму.

- Да, потому что талант - единственная новость, которая всегда нова, как писал Борис Пастернак. Режиссер Борис Гуц суперталантливый человек, и в этом фильме есть потрясающая молодая пара актеров, которые играют главные роли. В нашем кино редко обращаются к теме смерти, а эти ребята взялись за нее и сделали это весело, жизнерадостно...

Меня удивляет другое. Борис Гуц выходит представить свою картину и говорит: «Мы хотели убрать разницу между документальным и художественным». Но зачем? На мой взгляд, хорошее художественное кино - это когда режиссер придумывает свой мир. А режиссеры современного кино ничего не придумывают, их главный критерий - «как в жизни», мне кажется, убивает кино. У нас фильмы стали оценивать по неправильному критерию: «жизненно - не жизненно». Выдающийся фильм советского времени «Тот самый Мюнхгаузен» абсолютно «не жизненный». Что, жизненна «Бриллиантовая рука»? Из сегодняшних картин ушла фантазия. Я на фестивале все время ловил себя на мысли, что смотрю одно и то же безрадостное кино, в котором живут какие-то пришибленные жизнью люди.

Я, будучи в жюри, в Выборге понял две вещи. Я всегда думал: режиссер это тот, кто создает некий мир. Но теперь я понял: режиссер - тот, кто нашел деньги. А второе, я понял, что такое «авторское кино». Это когда нам занудно рассказывают, что мы живем в дерьме. Почему так происходит, я не понимаю.

- На обсуждении итогов фестиваля заметили: в отличие от «Кинотавра», утонувшего в гламуре и отражении семейных разборок, выборгский кинофестиваль поднимал остросоциальные проблемы. Короче, в этих фильмах - отражение нашей реальности.

- Да, но при этом я смотрю на людей, которые делают это кино, и вижу, что они радостно общаются друг с другом, рассказывают веселые анекдоты, выпивают. Почему же герои их фильмов живут так, будто у них перед глазами тюль, туман? Иннокентий Смоктуновский замечательно сказал: «Не знаешь, как сыграть, сыграй странно». Наши кинематографисты сейчас как будто все следуют этой заповеди. А все потому, что авторское кино сделать проще, чем комедию уровня Гайдая. Комедиограф не может сказать: «Вы ничего не понимаете в искусстве». Ничего не понятно в комедии - значит кино плохое. А в авторском кино легко сказать: «Вы просто не доросли». И чувствовать себя элитой, избранными.

Мне понравился фильм Константина Лопушанского «Сквозь черное стекло» потому, что это внятное кино. Оно может нравиться, не нравиться, но там, с одной стороны, все понятно, с другой - интересно следить за развитием и гадать, кто кого «сломает». Хорошая, правильная девушка победит чудовище-олигарха или наоборот.

- Картина Лопушанского, которую показали в Выборге вне конкурса, вызвала диаметрально противоположные мнения. Я давно не сталкивалась с такой реакцией.

- Это кино - проверка для зрителей. Известно выражение Достоевского: «дьявол борется с Богом, а поле битвы - человеческая душа». «Сквозь черное стекло» - про это. У нас в кино постоянно говорят про ерунду и очень редко про самое главное. Про то, что такое вера, про искушение, про то, что такое человек, в чем смысл жизни. Это кино говорит про самое важное и умное и при этом смотрится с неослабевающим интересом. Я уже не говорю о двух выдающихся актерских работах - Максима Суханова и дебютантки Василисы Денисовой.

Лопушанский - признанный мастер, думающий человек. А сейчас в кино приходит не просто эгоистичное поколение, но и уверенное, что до них ничего не было. Согласитесь, странно смотреть фильм, в финале которого на полном серьезе говорят: «Главный враг человека - он сам». Хочется спросить: «Дорогой, ты книжки читал когда-нибудь? У Достоевского про это все написано. И вообще, эта мысль со времен Древней Греции поднимается умными людьми. Зачем ты нам об этом говоришь как об открытии?»

Меня в юности потряс фильм Сергея Соловьева «Избранные» (1982). Когда я посмотрел его впервые - лет в 20, - мне показалось, что это кино про меня. Спустя годы я встретился с Сергеем Александровичем, и он признался, что снимал про себя. И, наконец, не так давно мой сын сказал, что это кино про него. И я понял, что Соловьев снял универсальный фильм про людей, которые больше любят размышлять, чем делать, рефлексирующих. Но когда я увидел «Избранных» впервые, мне казалось, автор фильма знает про меня что-то такое, что я скрывал, а он увидел. Хочется такого открытия в кинематографе. А фильмов не про то, как кто-то кого-то насилует...

#кинофестиваль #кино #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (6503) от 15.08.2019 под заголовком «Про что кино?».


Комментарии