Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку, в успехе которой можно не сомневаться. Она приурочена к 150-летию Константина Сомова, одного из крупнейших мастеров первой половины ХХ столетия, входившего в состав основателей объединения «Мир искусства». Перед публикой предстало 160 произведений из четырех музейных и такого же числа частных собраний. Сокровищницу отечественного искусства в этом проекте поддержали Третьяковская галерея, ГМИИ и Музей Академии художеств.

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Предыдущий масштабный музейный показ Сомова случился полстолетия назад, сегодня его мало кто помнит. Но интерес к художнику не ослабевает. Внимание подогревает и издание дневников, которые Сомов вел всю жизнь. В советское время они выходили с купюрами, недавно опубликованы без них.

В начале прошлого века Сомов был в центре внимания публики и критиков. Он рисовал портреты, пейзажи, сценки из жизни XVIII века, работал в журнальной и книжной графике... Редко был доволен результатом, над некоторыми произведениями трудился годами. На акварель «Волшебство» ушло пять лет.

Особенно влекли художника ретроспективные жанры. Современникам казалось, что он погрузился в прошлое время: жил в квартире, напоминавшей музей, был совершенно равнодушен к политике. Как писал А. Бенуа, «живет в неведении, газет не читает, в современности не разбирается».

В дневнике Сомова есть строчки о том, что он хотел бы написать серию картин о революции, от гротескных до комических. Не собрался. В ноябре 1917-го он прочитал десяток книг на разных языках (владел пятью) и создал 24 листа эротических рисунков. Они вошли в «Книгу маркизы» - антологию французских фривольных текстов XVIII века. Чтобы выжить в голодающем Петрограде, художник повторял иллюстрации, раскрашивал, продавал коллекционерам, иногда в обмен на продукты. В 1924 году Сомов уехал из России.

Эротическая «Книга маркизы» издавалась не раз, стала самой известной работой Сомова-графика. На выставке в Михайловском замке есть возможность «полистать» ее электронную версию.

Сомова можно считать основоположником эротизма в русском искусстве. В начале ХХ века это было новым явлением, как супрематизм Малевича или абстракция Кандинского. Но чаще всего художник маскировал эротизм, одевая персонажей в костюмы прошедшего времени. На всякий случай музей обозначил возраст посетителей Николаевских покоев Михайловского замка - 18+. Но сегодня то, что возмущало, эпатировало публику сто лет назад, выглядит почти невинно.

Выставка ретроспективная, она вместила все темы, техники и жанры, в которых работал Сомов, - живопись, рисунок (акварели, гуаши, пастели), гравюра, фарфоровая пластика.

Как говорит куратор выставки ведущий научный сотрудник Русского музея Владимир Круглов, половина произведений - открытие для публики. Прежде всего это замечательная графика - картины, обложки, заставки, виньетки... Ее показывают нечасто. Бумага - материал хрупкий.

Петербуржцы получили возможность увидеть произведения, которые хранит Третьяковская галерея. Эти вещи покупались для нее при жизни Сомова с конца 1890-х годов. Русский музей в то время отличался консерватизмом, закупки для него шли через совет Академии художеств. Из столицы прибыли создававшиеся для журнала «Золотое руно» графические портреты людей эпохи - Александр Блок, Вячеслав Иванов, Михаил Кузмин, Евгений Лансере. В числе живописных работ портрет Натальи Обер, «Дама в голубом»...

В витринах - документы, фотографии, а также наброски и эскизы к крупным произведениям. За стеклом одной из витрин фарфоровая пластика - персонажи в одеждах XVIII века. Сомов собирал фарфор. У него был опыт работы с этим материалом в мастерской Анны Голубкиной. Во время революции 1905 года он собирался заняться фарфором.

В последнем зале выставки несколько работ эмигрантского периода из Русского музея, Третьяковской галереи и частных коллекций.

Сомов умер в Париже. Как написал в некрологе Александр Бенуа, он «никак не думал, что те акварельные этюды и те самые фантазии, которые являлись тогда «обыденной продукцией» и даже в чем-то баловством, будут со временем драгоценностями, из-за которых будут спорить музеи и коллекционеры».


#выставка #Русский музей #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (6507) от 21.08.2019 под заголовком «Эротика в обмен на продукты».


Комментарии