Для усов, лысин и похудения. Что продавали в аптеках в начале XX века?

В Военно-медицинском музее открылась выставка о прошлом петербургских фармацевтических магазинов. Много ли аптек, которые работают по одному и тому же адресу больше века? На весь наш огромный город — всего несколько. Посетив выставку, каждый может отыскать на интерактивной карте Петербурга исторические адреса заведений, так или иначе связанных с лекарствами.

Для усов, лысин и похудения. Что продавали в аптеках в начале XX века? | Непременная принадлежность старинных аптек — знакомая многим бронзовая ступка с пестиком./ФОТО автора

Непременная принадлежность старинных аптек — знакомая многим бронзовая ступка с пестиком./ФОТО автора

Больше века действует аптека Пеля на Васильевском острове, а вот та, что на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки, возле Аничкова моста, увы, испытания временем не выдержала. Хотя в хрестоматийно знаменитых строках Александра Блока, в которых упоминаются улица и фонарь, именно аптека предстает неким символом устойчивости и неизменности…

Сегодня мы приходим в аптеки, чтобы купить готовое лекарство, а в прежние времена в них главным образом заказывали лекарства по рецепту, полученному от врача, — говорит куратор выставки Дарья Борисова. — Поэтому практически в каждой из них существовали рецептурная комната и лаборатория, где непосредственно готовили лекарства. Существовала даже особая, ныне забытая, культура отношений «врач — провизор — пациент».

На выставке представлено аптечное оборудование, которое давно уже вышло из употребления. К примеру, приспособление с желобами, похожее на небольшую стиральную доску, — не что иное, как машинка для производства пилюль. Еще один любопытный экспонат — специальный чугунный пресс, сделанный в виде маленькой собачки. С его помощью подготавливали пробки, которыми закупоривали емкости с лекарствами…

Отдельный раздел посвящен деятелям фармакологии. Среди них — Юрий Карлович Трапп, которого называют «отцом русской фармации». Он начинал провизором в аптеке, потом учился в Медико-хирургической академии и остался в ней преподавать фармацию. Кафедры фармакологии тогда не было, и курс, который читал Трапп, считался необязательным. Но благодарю именно ему он стал популярным. И еще одна интересная деталь: Юрий Трапп давал частные уроки химии юному Альфреду Нобелю.

И, конечно, особый шарм экспозиции придает реклама лекарственных препаратов начала ХХ века. Мыло для избавления от веснушек, средства от «полового бессилия», лечебные зубные порошки, экстракты для похудения и почти волшебные жидкости, способные едва ли не мгновенно избавить от лысины.

А как красиво, порой просто виртуозно расписывали их всевозможные достоинства тогдашние «акулы» фармацевтического бизнеса! «Слабительная вода «Апента». Действует нежно и верно»… «Абиссинские сигаретки «Эксибар». Чрезвычайно успешно действуют против астмы и всех спазматических заболеваний дыхательных органов»… «Усатин А. Гебгардта дает всяким усам удивительно изящную форму и сохраняет глянец и мягкость…»

Говоря блоковскими словами, «и повторится все, как встарь…».


#выставка #музей #аптеки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (7221) от 29.07.2022 под заголовком «В аптеку за волшебством».


Комментарии