В промышленности Петербурга необходимо заместить 29% импорта

Доля импорта из недружественных стран в промышленности Петербурга, которую необходимо заместить, составляет 29 %. Из-за санкций больше всего пострадали отрасли, которые максимально зависят от электронно-компонентной базы. Исключение составляет оборонная промышленность, которая давно опирается на электронику отечественного производства.

В промышленности Петербурга необходимо заместить 29% импорта  | Ставшие еще в прошлом году дефицитом чипы теперь производят в Зеленограде. / Фото Антона НОВОДЕРЕЖКИНА/ТАСС

Ставшие еще в прошлом году дефицитом чипы теперь производят в Зеленограде. / Фото Антона НОВОДЕРЕЖКИНА/ТАСС

Лишь в пищевке все спокойно

Как отмечает председатель городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик, наш город в первую очередь столкнулся с проблемами, связанными с отказами в поставках электронно-компонентной базы, оснастки и инструментов. Сейчас необходимо создание собственной электронной промышленности и станкостроительной базы.

По мнению представителей городской власти и бизнеса, добиться этого будет сложно, но все‑таки возможно. Для этого в правительствах Петербурга и Ленобласти созданы оперативные штабы, где обсуждают варианты выхода из ситуации, рассчитывают меры поддержки предприятий и отраслей в целом.

Уже сегодня два петербургских предприятия прорабатывают реальные возможности по производству необходимых инструментов. В области электроники местные компании проводят адаптацию печатных плат под альтернативную электронно-компонентную базу, которая сейчас может поступать из дружественных стран. В этом случае крупные промышленные предприятия сотрудничают с малыми инновационными компаниями.

Серьезная работа проводится в автопроме и фармацевтике. Так, чтобы вернуть к полноценной работе автозаводы, которые особенно остро ощутили проблемы с поставками импортной электроники, городские власти совместно с Минтрансом РФ работают над восстановлением логистических цепочек. В этом плане большую помощь оказывает Октябрьская железная дорога.

«Октябрьская железная дорога сейчас выступает как агрегатор, готовый получить запрос и разработать вариант доставки важного для предпринимателей груза, — рассказал председатель профильной комиссии по инвестициям ЗакСа Дмитрий Панов. — Сейчас решается вопрос по поводу доставки груза из Дели в Петербург».

На фармацевтическом рынке город намерен заключать с производителями офсетные контракты, которые предполагают гарантии регулярного сбыта продукции в течение нескольких лет.

«Сейчас из 808 международных непатентованных наименований лекарственных препаратов, которые входят в перечень жизненно важных лекарств, Петербург самостоятельно производит 200, — сообщил Кирилл Соловейчик. — Еще нам необходимо заместить 172 позиции. Эти наименования мы разбиваем по степени готовности наших предприятий к освоению выпуска той или иной продукции. Здесь у нас большой спектр поддержки. Например, офсетные контракты. Один из таких уже на выходе, на 28 наименований лекарственных препаратов».

В пищевой промышленности ситуация спокойная. На некоторых предприятиях идут процессы смены собственников. При этом большинство иностранных организаций на территории СПб и ЛО продолжают выпускать продукцию без сбоев, ограничив лишь инвестиционные и маркетинговые программы.

Почти вне политики

Несмотря на то что сегодня страны разделили на дружественные и недружественные, бизнес по возможности старается остаться вне политики. Это подтверждает директор предприятия «Фирма «Изотерм» Виктория Нестерова.

«Заявления о том, что недружественные страны полностью прекратили поставки на территорию РФ, не всегда соответствуют действительности, многие зарубежные компании не собираются уходить с российского рынка и, чтобы сохранить сотрудничество, используют различные методы, — рассказывает она. — К примеру, мы занимаемся производством медно-алюминиевых конвекторов. Медную трубку для них покупали в Финляндии или Германии, потому что на территории России ее не производит ни один завод. Сейчас финны от поставок отказались, а Германия предложила попробовать привозить товар через Казахстан. Аналогичная ситуация складывается и во многих других сегментах. Все знают, что Италия, как и другие европейские страны, уже везет свои товары в РФ через Турцию. В этом направлении вполне сформировались новые логистические цепочки. Понятно, что при таком раскладе конечный результат получается дольше и дороже, но при наличии спроса он никуда не денется. Готов поставлять нам медную трубку и Узбекистан. Он недавно вложил солидные инвестиции в крупный завод, на котором производятся трубы из меди по финской технологии. Также мы отрабатываем поставки из Китая, Ирана, Вьетнама».

Кроме того, некоторые освободившиеся на рынке ниши уже сейчас российские предприятия готовы закрыть своими силами.

«Наши клиенты из строительной отрасли поинтересовались, сможем ли мы произвести воздуховыпускные решетки для серверных, которые ранее поставлялись из‑за рубежа, — рассказывает Виктория Нестерова. — Мы посмотрели на эти детали и поняли, что сделаем, поскольку на нашей производственной площадке для этого есть все возможности».

И это не единичный случай. Например, группа компаний «Мегатек», которая осуществляет инженерные решения для российских и международных предприятий, весной этого года завершила первый этап инвестиционного проекта. На производственной площадке во Всеволожском районе Ленобласти начался выпуск вентиляционного и теплообменного оборудования для атомных электростанций. Сейчас ведется работа по реализации второго этапа проекта. В перспективе организация производства не менее чем на 15 – 20 тыс. кв. м с созданием более 400 рабочих мест. Компания получает финансовую и гарантийную поддержку областного комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка и Фонда поддержки предпринимательства.

Специалисты петербургского завода Rem&Coil создали уникальное для России оборудование, которое по своим характеристикам может полностью заменить зарубежные станки для создания секций высоковольтных электродвигателей, используемых в том числе для производства муки и химических реагентов, для добычи угля и других полезных ископаемых, для оборудования по транспортировке нефти и газа. По характеристикам станок сопоставим с зарубежными аналогами.

«Ранее высоковольтные двигатели эксплуатировались только с применением зарубежных станков. Теперь у российских промышленников есть аналог, который к тому же позволяет снизить стоимость эксплуатации», — подтвердил гендиректор завода Rem&Coil Александр Новиков.

Петербургский производитель «Митракс» представил вторую серию коммунально-уборочной машины, разработанной в конструкторском бюро ПО «Вулкан» с учетом специфики российских реалий. Если изначально эта техника комплектовалась японскими двигателями, европейскими моторами и светотехникой, американской гидравликой, то сегодня произошло импортозамещение на 95 % российскими и белорусскими компонентами. В нынешних условиях производство коммунальных машин «Митракс» не останавливалось ни на один день.

Еще один проект по импортозамещению запустила в Петербурге государственная корпорация «Ростех». Силовые элементы гидравлической системы для тракторов, бульдозеров, комбайнов, самосвалов и других видов спецтехники будут производить на Ленинградском механическом заводе имени Карла Либкнехта. Инвестиции в создание производства превысили 235 млн рублей.

А завод «Киров-Энергомаш» (дочернее предприятие ПАО «Кировский завод») от Фонда развития промышленности Петербурга получит заем 200 млн рублей. Эти средства пойдут на оплату оборудования по производству продукции для атомной отрасли, нефтегазовой промышленности, тепло- и гидроэнергетики, корабельной энергетики.

Спасительная параллель

Безусловно, наладить производство всей продукции из недружественных стран, которая поступала в Петербург ранее, не удастся, да к этому никто и не стремится. Во-первых, больше половины стран мира на сегодняшний день занимают нейтральную позицию. Во-вторых, теперь разрешен параллельный импорт.

«Многие проблемы можно решить за счет развития внутренней кооперации, создания внутреннего спроса и крупных госинвестиций в транспортную инфраструктуру и энергетику», — считает гендиректор компании «Ракурс-инжиниринг» Леонид Чернигов.

Остается добавить, что сейчас действительно много обращений от компаний из Китая, Индии, Ирана и других стран, которые готовы занять освободившиеся ниши нашего рынка. Более того, промышленность того же Китая в последнее время приблизилась к европейскому уровню. И если раньше мы были ориентированы на европейские, японские и американские бренды, то сейчас можем открыть тот факт, что в других странах продукция оказывается не хуже, а в чем‑то и лучше.


#импортозамещение #промышленность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 97 (7180) от 01.06.2022 под заголовком «Замещение на треть».


Комментарии