В Каргополе представят проект «Открытие Севера. Дивование»

Масштабный выставочный проект «Открытие Севера. Дивование», объединяющий коллекции четырех музеев, откроется 1 июля в Каргополе. Кроме самого Каргопольского музея свои экспонаты представят Государственный Эрмитаж, петербургский Музей музыкального и театрального искусства, а также Архангельский краеведческий музей.

В Каргополе представят проект «Открытие Севера. Дивование» | Фото: Wikimedia Commons

Фото: Wikimedia Commons

Посетители увидят около семидесяти этнографических предметов, представляющих традиционную культуру и наследие Русского Севера. Золотные платы, кокошники, девичьи головные уборы, украшения…

Народные костюмы сопровождают эскизы Леона Бакста, Константина Коровина, Владимира Татлина и других художников, которые в начале XX века переосмыслили традиционную русскую культуру в духе нового авангардного искусства и прославили ее на весь мир. К ним добавятся работы пяти современных молодых художниц, вдохновленных каргопольским женским ­костюмом.

Исследовательница Русского Севера Ксения Гемп в одной из своих книг рассказывала, что в Беломорье в большом почете был жемчуг, который добывали местные поморы. Зачастую звучало: «Жемчужок‑то наш на дивование». Что это значит? «Дивование — это высшая степень ­изумленного восхищения, затаенного недоумения перед прелестью загадочного жемчуга», — отмечала этнограф.

С открытием выставки связано развитие одноименного маршрута культурного туризма, посвященного наследию Русского Севера. «Я очень активный путешественник и много где побывала. Удивить меня чем‑то трудно, но Каргополь смог это сделать. Он прекрасен!» — поделилась эмоциями Наталья Плеханова, руководитель фонда сохранения культурного наследия Русского Севера «Дорогами Ломоносова», ставшего инициатором проекта.

Каргополь, на первый взгляд, может показаться архаичным. Здесь практически нет современной застройки. Большинство зданий относится к XVII – XVIII векам. Тут много храмов, церквей и монастырей. Символ Каргополя — Христорождественский собор, заложенный в середине XVI века, первое каменное здание в городе. Считается, что он был основан еще в XII веке, когда белозерский князь Вячеслав нашел «поле для отдохновения» и назвал его «Каргиным полем». Название, правда, до сих пор остается топонимической загадкой. По одной из версий, слово «Каргополь» финского происхождения и в переводе звучит как «медвежья сторона». По другой, в переводе со славянского это «Воронье поле».

Любители старины, естественно, в первую очередь направятся в Каргопольский музей, недавно отметивший столетие. Нынче он включает почти два десятка памятников архитектуры в городе и его окрест­ностях. Большинство из них — федерального значения. Прежде всего это уникальные образцы деревянного зодчества.

Несколько лет назад в состав музея включили Гостиный двор, построенный в начале XIX века. Были проведены противоаварийные работы, разработан проект приспособления здания под музей. Экспозиция будет посвящена каргопольскому купцу Александру Баранову — первому правителю русских поселений на северо-западных берегах Америки.

Что еще может предложить Каргополь туристам, кроме музея? Все, что связано с традицией каргопольской глиняной игрушки. Гончарный народный промысел зародился здесь в XI – XIII веках: археологи обнаружили фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину — она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге.

Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке. Потом наступили времена забвения, а возрождение началось в 60‑х годах ХХ века. По инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, который затем стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Возглавил новое предприятие Александр Шевелев — потомственный гончар из деревни Токарево.

В Каргополе ныне действует дом-музей семьи Шевелевых — династии гончаров-игрушечников, которые занимаются этим ремеслом и поныне. В музее проходят мастер-классы по лепке и раскрашиванию игрушек. Кроме того, в городе существует еще и центр народных ремесел «Берегиня», где занимаются лепкой глиняной игрушки, плетением из бересты, ткачеством. Недаром три года назад Каргополь был включен в сеть креативных городов ЮНЕСКО в номинации Crafts and Folk Art (народное творчество и искусство).

«Марусин дом» — еще одно творческое пространство в Каргополе. Его хозяйка Мария Клочева создала «исторический огород», став инициатором проекта «Овощной ренессанс». Главная идея — ознакомить с традициями и секретами выращивания культурных растений в Каргополе. В конце лета прошлого года были высажены первые саженцы и установлены таблички на «съедобной клумбе». В этом году проект получит продолжение.

И, наконец, собственно Каргополем маршрут культурного туризма не ограничивается. Одна из самых известных деревень в окрестностях — Ошевенск. Или, как в народе говорят, «Ошевенская волость». Это целая группа деревень под одним названием. Отдых здесь созерцательный, неспешный и умиротворяющий. В местном гостевом купеческом доме играют свадьбы по старинным обрядам, угощают традиционной деревенской едой, проводят мас­тер-классы по традиционным ремеслам. Можно заглянуть и в Александро-­Ошевенский монастырь.

Добраться до Каргополя можно по железной дороге до станции Няндома — оттуда до города 80 километ­ров. Другой вариант — пять-шесть часов на машине или автобусе от Архангельска. Что касается размещения, то в Каргополе есть несколько гостиниц разного уровня, кроме того, с каждым годом появляется все больше гостевых домов. Немало их еще и в радиусе 20 – 30 километров от города в окружении живописной природы. Так что особенных проблем с размещением нет. Хотя поездку, конечно, лучше все‑таки планировать заранее.

#выставка #север #музеи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 88 (7171) от 19.05.2022 под заголовком «Жемчуг с Вороньего поля».


Комментарии