В Чехии прошли выборы в Палату депутатов

Два дня, 8 и 9 октября, граждане Чешской Республики выбирали нижнюю палату национального парламента – палату депутатов. Итоги голосования показывают, что в Праге грядет смена караула.

В Чехии прошли выборы в Палату депутатов | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Экономика вначале?

Многие из нас прекрасно помнят марксистский тезис о первичности экономики. С этой точки зрения вряд ли серьезная угроза должна была нависать над главной правительственной партией Чехии – ANO 2011. По меркам посткоммунистических стран, Чешская Республика относится к вполне благополучным обществам: средняя продолжительность жизни в ней составляет около 79 лет, безработица все последние годы остается, что называется, «экземплярной», не превышая отметку 2,5%. Инфляция в Чехии также не играет значительной роли.

В целом экономика находится в стабильном положении. За время нахождения у власти центристско-левого правительства (в составе либералов из ANO и социал-демократов) общественные финансы были «очищены». Исполнительной власти до коронавирусных времен удавалось сдерживать дефицит общественного бюджета.

Как и в подавляющем большинстве стран – членов Европейского союза, в валовом внутреннем продукте (ВВП) Чешской Республики ведущее место, почти 60%, – за сектором услуг. Вместе с тем все еще крупную роль играет промышленность, поднимавшаяся со времен вхождения чешских земель в состав Австро-Венгрии: на эту сферу экономики и сегодня приходится 38% ВВП. Как отмечает французский экономист специалист по Центральной и Восточной Европе Катрин Самари, «даже приватизировав, реструктуризировав и продав иностранному капиталу значительную часть своей промышленности, чехи сумели основы своей промышленности сохранить».

Сегодня чешская индустрия имеет вполне конкурентоспособные показатели. Это касается, например, автомобильной отрасли или механического производства. Принятая национальная стратегия по инновации нацелена на постоянное увеличение расходов на инфраструктуру и инновации, доведение уровня финансирования исследований до 3% ВВП к 2030 г.

Социальной сфере действующая власть также уделяла соответствующее внимание. В частности, за последние четыре годы выросли минимальные зарплаты и пенсии, а также социальные пособия. Правительство последовательно увеличивало ассигнования на образование, науку и культурную сферу.

Разумеется, плавному развитию государственной социальной политики не мог не помешать глобальный кризис, вызванный пандемией. В целом страны Центральной Европы в 2020 – 2021 гг. держат «коронавирусный» удар, но все-таки и в Чехии, согласно официальным данным, переболели COVID-19 свыше 1,6 млн человек, около 30 тысяч жителей республики ушли из жизни. В прошлом году падение экономики составило 5 – 6 пунктов, что вызвало, естественно, необходимость «пожарного» перераспределения средств на амортизацию последствий от пандемии. Тем более властям страны время от времени приходилось прибегать к рычагам локдауна. Как отмечал в данной связи глава правительства Андрей Бабиш, «цель карантинных ограничений – не допустить переполнения больниц». К слову, сильно пострадала такая важная для национальной экономики сфера, как туризм. За 2020 г. из-за закрытия почти всей инфраструктуры туристическая отрасль недосчиталась около 5 млрд евро.

Сложные времена

Нет никаких сомнений в том, что конкретный результат октябрьских законодательных выборов слабо скажется на внешнеполитическом курсе Праги. Как и в большинстве других стран Центральной и Восточной Европы, между правительственными и основными оппозиционными партиями Чешской Республики в целом сложился консенсус касательно международной политики государства. Он подразумевает приверженность евроатлантической линии. Но тут все же имеются кое-какие нюансы.

Перед вступлением Чехии в ЕС за это на референдуме высказались 77% избирателей. С тех пор еврооптимизм чехов, возможно, несколько поугас, но подавляющая часть граждан и политических сил выступает за членство в Евросоюзе. Чешская Республика этим неплохо пользуется; скажем, по линии региональной политики ЕС страна в 2014 – 2020 гг. получила 24 млрд евро. Прага активно поддерживает военно-политическое измерение европейской интеграции (с учетом взаимодействия ЕС и НАТО, конечно); Чехия одной из первых стран примкнула к постоянному структурированному сотрудничеству внутри ЕС, а чешские компании, относящиеся к оборонно-промышленному комплексу, достаточно энергично сотрудничают с аналогичными фирмами других стран Старого Света.

Однако еврофильство Праги имеет свои лимиты. Так, чешская политическая элита совсем не торопится сломя голову отказаться от национальной валюты в пользу евро. Да и в плане согласованного в рамках ЕС курса на прием и адаптацию беженцев из проблемных стран юга правительство республики взяло сторону не Бонна или Парижа, а Варшавы и Будапешта. Все же членство в Вишеградской группе остается важным приоритетом чешской дипломатии. Одновременно Чехия в последние годы развивает и так называемый формат Аустерлица вместе с соседними Австрией и Словакией.

По основным и ключевым проблемам мировой политики, что закономерно, Прага равняется на Вашингтон. Чешские военнослужащие участвовали в самых разных операциях НАТО за последние годы. Прага активно поддерживала и поддерживает процесс расширения на восток как ЕС, так и НАТО. Чехия взяла на себя обязательство повысить к 2024 г. до 2% ВВП расходы на оборону.

Чехия входит в число тех посткоммунистических стран, которые представляют интерес для китайских производителей. В самой чешской власти адвокатом развития широких связей с КНР выступает переизбранный в 2018 г. на второй президентский срок Милош Земан.

Этот человек вообще заметно выделяется на фоне чешских политиков. Так, он неоднократно публично высказывался за развитие дружественных отношений с Российской Федерацией. Тем более печальным следует признать тот факт, что в последнее время политические отношения Праги и Москвы, откровенно сказать, заметно деградировали.

Задержания лиц, обвиняемых в шпионаже против Чехии, публичное обвинение России на официальном уровне в причастности к взрыву на складе боеприпасов в 2014 г., взаимная высылка дипломатов – таков фон наших двухсторонних отношений в последнее время. Будем откровенны: вряд ли именно Чешская Республика может объективно рассматриваться как наиболее враждебное России государство, но так уж сложились обстоятельства, что российское правительство в текущем году, обнародуя список «недружественных» России стран, включило туда США и Чехию... Этот демарш, похоже, отрезвил тех в Праге, кто отвечает за принятие решений. По крайней мере А. Бабиш тут же призвал к тому, чтобы «успокоить отношения» с Москвой.

Либералы уходят, правоцентристы приходят

По европейским меркам, внутриполитическая ситуация в Чешской Республике могла бы быть охарактеризована как стабильная. Но со своими нюансами. Дело в том, что два носителя исполнительной власти – левоцентристский президент М. Земан и глава правительства А. Бабиш подвергались систематической и жесткой критике со стороны оппозиции, в особенности от праволиберальных сил. В какой-то мере это привело к конструктивному взаимодействию президента и премьера, хотя они очень разные люди. Так или иначе, недавно сам Земан сказал, что видит своим преемником именно Бабиша, который «проделал невероятный объем работы в отличие от тех, кто только критикует».

А. Бабиша не без основания относят к когорте политиков-толстосумов. Обвинения в его адрес носили, как правило, финансовый, «коррупционный» подтекст (незаконное получение субсидий от ЕС, уклонение от уплаты налогов, вывоз за рубеж активов и т. д.). Эти обвинения вели и к парламентским расследованиям, и многотысячным антиправительственным манифестациям с требованиями отставки премьер-министра.

Ну а 8 и 9 октября свое мнение высказали избиратели Чешской Республики. Итоги голосования показывают, что для чешских граждан не только экономическое измерение оказалось важным при решении, за кого отдать свой голос. Значительная часть электората явно устала от коррупционно-финансовых скандалов, фигурантом которых последние годы выступал А. Бабиш. Возможно, последней каплей стало расследование международного консорциума журналистов, через которое уже буквально на исходе предвыборной кампании в адрес Бабиша было направлено обвинение в незаконном вывозе 22 млн евро, на которые в Южной Франции был куплен замок.

Впрочем, даже в этих условиях возглавляемая А. Бабишем партия ANO 2011 (в прошлом аббревиатура от «Действия неудовлетворенных граждан») сумела получить поддержку 27,1% избирателей, что позволит партии Бабиша сохранить в нижней палате парламента 72 из 200 мандатов, оставаясь самой влиятельной партией в стране. Однако достигнутого результата недостаточно, чтобы сохранить исполнительную власть в своих руках.

Лишь на мандат меньше будет у правоцентристского политического альянса «Вместе», который незадолго до выборов создали бывшие политические оппоненты – Гражданская демократическая партия (ГДП), христианские демократы и праволиберальная партия «ТОП 09». За этот блок отдали свои голоса 27,8% активных избирателей. Партнеры «Вместе» из либеральной коалиции «Мэры (старосты) и пираты» (коалиция включает Чешскую пиратскую партию, ЧПП) заняли третье место с 15,6% голосов и 37 мандатами. Таким образом, у правоцентристской оппозиции оказалось в совокупности большинство мест в палате депутатов – 108.

Лидер альянса «Вместе» председатель ГДП 57-летний Петр Фиала сразу после завершения голосования заявил: «Две коалиции имеют большинство мест. Наша страна не будет больше иметь задолженности и станет частью демократической Европы». Если ГДП считается консервативной партией (ее основал в свое время известный евроскептик экс-президент страны Вацлав Клаус), не желающей перехода на евро, то ее союзники по блоку «Вместе», безусловно, относятся к еврооптимистам. Очевидно, что новый состав чешского правительства будет явно более равняться на Брюссель, чем даже тот, которым командовал А. Бабиш. Ну а новым премьером должен стать, вероятнее всего, именно историк и политолог Фиала.

Однако в парламенте будет представлена и такая антиевропейская сила, как пришедшая четвертой крайне правая партия «Свобода и прямая демократия», за которую отдали голоса около 9,6% избирателей. А вот для левых политических сил октябрьские выборы завершились разгромом. И тут свою роль сыграла их неудачная тактика. Социал-демократы и коммунисты в предыдущем составе парламента поддерживали кабинет А. Бабиша (первые внутри, имея министров, вторые извне). В итоге впервые за весь посткоммунистический период ни одна из левых партий Чехии не сумела преодолеть пятипроцентный барьер, необходимый для попадания в палату депутатов.


#выборы #депутаты #Чехия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (7031) от 15.10.2021 под заголовком «Чехия движется слева направо».


Комментарии