Третьим будешь. Против кого Илон Маск создал новую американскую партию?
Эпатажный миллиардер, как считают многие специалисты, на прошлой неделе сделал знаковый шаг, означающий резкое усиление его интереса к политике: зарегистрировал новую партию.

ФОТО Pieter Pienaar on Unsplash
Эта партия может стать третьей силой, после демократов и республиканцев, по-серьезному вписавшейся в политический ландшафт страны, или превратиться в одну из десятков партий, существующих в США, но практически никак не влияющих на политику страны. А может просто испортить жизнь Дональду Трампу и его сторонникам.
Заметим: миллиардер выполнил свое обещание: создать новую американскую партию в случае принятия, как его называет Трамп, «Большого прекрасного законопроекта». В воскресенье Маск подал документы на регистрацию America Party (AMEP, «Партия Америки»). По его словам, двухпартийная система в США — только иллюзия, а страной правит «партия жирных свиней». Как заявил миллиардер, настало время «для новой политической партии, которая действительно заботится о людях».
Можно сказать с уверенностью, что как минимум финансовых ресурсов для строительства новой партии у Маска хватит. Кроме того, он может получить поддержку тех технологических предпринимателей (условных «цифровиков»), которые вместе с ним пришли в команду Трампа и которых отстранили от участия в принятии серьезных решений.
Возникает вполне закономерный вопрос: насколько опасно для старых американских партий появление новой? Как показывает история, если ни одна из действующих партий не собирается распадаться, третья партия способна показать разовый результат, но не сможет закрепиться в политической системе.
Если Демпартия преодолеет внутренние разногласия, партийный проект Маска в долгосрочной перспективе выглядит сомнительно. Но есть смысл учесть краткосрочный эффект от появления новой партии.
Вспомним, как на президентских выборах 1992 года независимый кандидат Росс Перо набрал 18,9 % голосов. Шедший на второй срок республиканский президент Джордж Буш-старший получил 37,4 %, а кандидат Демпартии Билл Клинтон 43 %. Победа последнего во многом была обусловлена тем, что консервативный Росс Перо отнял часть электората Джорджа Буша-старшего, не повлияв на голоса сторонников Клинтона.
Поскольку Маск, как иммигрант, не имеет права баллотироваться на пост президента США, впрямую рассматривать такой сценарий не имеет смысла. Но если рассмотреть участие «Партии Америки» в промежуточных выборах 2026 года, то открываются интересные возможности. Если Маск, как и обещал, будет выступать против республиканцев, поддержавших «Большой прекрасный законопроект», то это может сказаться на составе нижней и верхней палат конгресса по результатам выборов, даже если кандидаты от «Партии Америки» в них не пройдут. А это значит, что Трамп получит враждебный к себе конгресс и перспективу очередного/очередных импичментов (пусть и не имеющих шансов дойти до финала).
Но возможен и вариант, что ссора — это постановка, а на самом деле партия Маска должна оторвать недовольные голоса сторонников Демпартии. Тогда у Трампа будет спокойная вторая половина срока и хорошие шансы победить на выборах 2028 года Джея Ди Вэнса. Правда, для этого нужно, чтобы демократы всерьез поверили в ссору Маска и Трампа.
Эксперты разошлись во мнениях, оценивая шансы новой партии реально повлиять на политический ландшафт страны. Так, политолог-американист Константин Блохин считает, что даже при наличии неограниченных финансовых ресурсов создать третью политическую силу в реальности непросто. «Задача непростая. У Маска практически неограниченные финансовые ресурсы, но сможет ли он даже при таких деньгах это реализовать? Я думаю, что в реальности это трудно осуществить. Плюс ему придется откуда‑то брать кадры, рекрутировать, создавать идеологию, а идеологии у Маска особо и нет. Поэтому создать третью партию для него будет очень тяжело», — полагает эксперт. По его словам, мало создать третью партию, так как в США их насчитывается около 40. Третья партия должна быть сопоставима с влиянием Республиканской или Демократической партии, подчеркнул американист. «Она должна быть третья не по количеству, а по влиянию сопоставима с двумя ведущими силами, потому что все остальные нужно рассматривать под микроскопом, они мизерные по могуществу», — заключил Блохин.
А вот по мнению заместителя директора по научной работе ИМЭМО РАН Виктории Журавлевой, созданная Маском третья партия, которая будет выступать как против демократов, так и республиканцев, может стать успешной: «Запрос на третью партию в США есть. Двухпартийность явно завела Соединенные Штаты в тупик. Достаточно посмотреть на последние президентские выборы — это всегда голосование против, а не за кандидатов». В частности, американист указала, что обе правящие в США партии радикализируются и находят все меньше точек соприкосновения. По словам Журавлевой, если десять лет назад доля избирателей, которые не причисляют себя ни к демократам, ни к республиканцам, составляла порядка 13 процентов, то сейчас их 34 процента. «За того же Трампа голосуют, конечно, 38 процентов его сторонников. Но все остальные — это протестный электорат, который голосует против того, что их не устраивает. И все эти протестные избиратели не находят для себя выхода в нынешней избирательной системе», — полагает эксперт. Как отметила Журавлева, перспективы создания Маском третьей партии могут быть связаны с президентскими выборами 2028 года и возможным кризисом Республиканской партии. В частности, миллиардер может сыграть на повестке против американского лидера и проблеме выбора им своего преемника. «Сейчас Трамп уже временная фигура. Нам надо смотреть, насколько много у него будет слабых мест в президентстве, которые позволят вывести из‑под него партийную поддержку и электорат. В любом случае с партией будет что‑то происходить из‑за его ухода», — заключает аналитик.
В свою очередь Ганс Ноэль из Джорджтаунского университета утверждает, что «80 % среднего класса, на которых Маск рассчитывает, необязательно обладают достаточной сплоченностью, чтобы сформировать политическую партию». В связи с этим сложно рассчитывать и на привлечение политических союзников. «После ухода из федерального правительства и последовавшего за этим конфликта с Трампом и конгрессменами-республиканцами влияние Маска в партии, похоже, ослабевает. Союзник Трампа Джеймс Фишбэк уже заявил, что он создает суперкомитет политических действий, чтобы ослабить политические усилия Маска», — говорит Ноэль. Наконец, против устремлений Маска может сыграть его характер, считает политолог. «Будет ли темпераментный миллиардер, широко известный тем, что бросает вызов нормам и ставит амбициозные цели для своих команд, проектирует ракеты и электромобили, терпеть бесчисленные процессы, чтобы внести кандидатов в бюллетени, только чтобы потенциально проиграть в этой гонке?» — задается вопросом аналитик.
В ТЕМУ
Дональд Трамп, комментируя планы Илона Маска создать свою партию, написал в соцсети: «Мне грустно наблюдать, как Илон Маск полностью «слетает с катушек», по сути, превращаясь в катастрофу за последние пять недель. Он даже хочет основать третью политическую партию, несмотря на то что они никогда не добивались успеха в Соединенных Штатах, — система, похоже, не предназначена для них. Единственное, для чего хороши третьи партии, это для создания полного и тотального разрушения и хаоса, а у нас этого и так достаточно с радикальными левыми демократами, которые потеряли уверенность и разум».
Читайте также:
Из рабочих в президенты. Южная Корея получила нового главу государства
Давление на власть. Почему в июне возникли беспорядки в Сербии?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (7946) от 11.07.2025 под заголовком «Третьим будешь».
Комментарии