Связь поколений по‑филиппински. Куда страна пойдет с новым лидером?

9 мая в далеком островном государстве, расположенном в Юго-Восточной Азии, прошли выборы президента страны. Более чем стомиллионное население Филиппин в результате всенародного голосования избрало своим новым лидером Фердинанда Маркоса, сына бывшего диктатора и его полного тезку.

Связь поколений по‑филиппински. Куда страна пойдет с новым лидером? | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Политической коллизией прошедших выборов стал не только факт избрания сына диктатора, изгнанного почти сорок лет назад со своего поста филиппинскими военными, но и то, что вице-президентом страны на нынешних выборах была избрана Сара Дутерте, дочь уходящего президента Филиппин, не менее скандального (правда, по другим причинам), чем Маркос-старший, Родриго Дутерте. Это произошло из‑за особенностей местной избирательной системы, согласно которой вице-президент избирается не вместе с президентом, а параллельно. При такой системе нередки случаи, когда два победивших кандидата на тот и другой высший государственный пост в стране могут представлять разные партии и даже политические кланы. По мнению филиппинских законодателей, такой подход обеспечивает систему сдержек и противовесов и не позволяет узурпировать власть. С этой же целью президент страны избирается на шесть лет, но только на один срок.

64‑летний Маркос-младший, согласно предварительным подсчетам комиссии по выборам, ­набрал необходимое количество голосов, чтобы получить большинство на президентских выборах. Обнародовать официальные итоги избирком обещал лишь к концу мая, однако предварительные данные уже показали: Маркос заручился минимум 31 млн голосов из 67,5 млн зарегистрированных избирателей — это вдвое больше, чем у его ближайшей соперницы вице-президента Лени Робредо. А значит, именно он сменит уходящего 30 июня Родриго Дутерте на посту нового главы Филиппин в ближайшие шесть лет. Как сообщает Reuters, этот результат свидетельствует о ранее немыслимом возвращении к власти семьи Маркос через 36 лет после ее унизительного бегства в изгнание, когда Фердинанд Маркос-старший был свергнут в ходе восстания «народной власти». «Надеюсь, вы не устанете доверять нам», — заявил Маркос-младший своим сторонникам сразу после объявления предварительных итогов голосования.

Отчасти уверенная победа Маркоса стала возможна благодаря тандему с представительницей другой политической династии страны — дочерью Дутерте Сарой, которая до недавнего времени занимала пост мэра города Давао на южном острове Минданао. Многие в стране ожидали, что Сара — женщина столь же решительная, как и ее отец, но менее грубая — сама пойдет в президенты, не довольствуясь вторыми ролями. В прошлом году в нескольких городах на юге страны даже появились плакаты Run, Sara, run (от английского слова run, переводящегося как «беги» и как «баллотируйся»). Но она поскромничала. Зато тандем с Маркосом сыграл на руку им обоим, позволив объединить их базы поддержки на севере и юге страны. На выборах 9 мая Сара Дутерте вполне уверенно обошла других претендентов на пост вице-президента.

Интересно, что при этом ­Родриго Дутерте, которого самого не раз обвиняли в деспотичных методах правления, так и не поддержал официально Фердинанда Маркоса в качестве своего преемника. «Избалованный ребенок», «слабый лидер» — такими некомплиментарными эпитетами уходящий президент еще недавно отзывался о своем нынешнем сменщике, намекнув даже как‑то на пристрастие последнего к наркотику. Тем не менее тот же Дутерте приложил руку к тому, чтобы восстановить имя Маркоса-отца, — например, дав зеленый свет на его погребение на кладбище национальных героев в Маниле с воинскими почестями в 2016 году.

Для многих в стране и мире имя Маркоса-старшего, правившего железной рукой с 1965-го по 1986 год, стало нарицательным обозначением диктатора-клептократа. Его обвиняли в пытках, похищениях и убийствах оппонентов, а также в выводе из страны миллиардов долларов. И, после того как его тело было привезено на родину в 1993 году (он умер за несколько лет до этого на Гавайях, куда сбежал после своего свержения), покойному экс-диктатору пришлось четверть века лежать в мавзолее — страна так и не могла решить, как именно его останки стоит захоронить.

Между тем семья диктатора, вернувшаяся после его смерти на родину, стала крайне активно участвовать в политической жизни страны. И хотя супруга Маркоса Имельда провалилась на президентских выборах в начале 1990‑х, позднее она смогла стать депутатом национального конгресса, как затем и ее дочь Ими и сын Фердинанд. Кстати, он уже принимал участие в президентских выборах шесть лет назад, но тогда занял лишь третье ­место, хотя и проиграл победителю Родриго Дутерте совсем немного — всего 4%. Все последние годы династия Маркосов делала все, чтобы представить правление Маркоса-старшего как период стабильности, безопасности, порядка и строительного бума, а не диктатуры и казнокрадства. Как мы видим, их усилия увенчались успехом.

Местные аналитики не без оснований считают, что, несмотря на внешнее неприятие Фердинанда Маркоса в качестве нового президента, Родриго Дутерте способствовал созданию политического тандема со своей дочерью. Тем самым он благоприятствовал не только консолидации и преемственности власти нынешней филиппинской элиты, но и обезопасил себя от возможных преследований как новых властей, так и Международного уголовного суда, который осенью прошлого года начал расследование его скандальной деятельности по борьбе с наркома­фией.

Впрочем, новому президенту придется столкнуться с довольно проблемным наследством — экономический спад, вызванный пандемией коронавируса, сильно отразился на Филиппинах, которые до ковида были одним из самых быстроразвивающихся государств Азии. Никуда не делась и преступность, ­несмотря на все усилия Дутерте. Между тем сам Дутерте уже заявил, что у него осталась одна задача — «убивать наркобаронов». «Прежде чем я покину этот пост, я хочу, чтобы каждый из вас убил трех-пятерых наркоторговцев», — заявил он в обращении к силам правопорядка, которое транслировалось 12 мая. И даже после ухода в отставку Дутерте надеется продолжить свою борьбу. В частности, он готов предложить юридическую помощь сотрудникам полиции, которых обвиняют в превышении полномочий в ходе борьбы с наркомафией и в убийстве подозреваемых. «Если вы попадете в такую ситуацию, не бойтесь, продолжайте свою работу. Если вы не сможете найти адвоката, я сам буду представлять вас в суде», — пообещал он.

Победитель президентских выборов официально вступит в должность 30 июня.

#выборы #политика #страна

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 87 (7170) от 18.05.2022 под заголовком «Связь поколений по‑филиппински».


Комментарии