Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

На прошлой неделе Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение. Это был ответ КНР на предложение министра иностранных дел Японии Таро Коно создать вместо старого договора новый, который бы включил в себя все государства «ядерной пятерки».

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет | Иллюстрация XiXinXing/shutterstock.com

Иллюстрация XiXinXing/shutterstock.com

Под «ядерной пятеркой» Коно имел в виду пять стран, официально обладающих ядерным оружием, - США, Россия, Великобритания, Франция и Китай. По мнению главы МИД Японии, именно многосторонний формат с участием всех ядерных стран, включая и Китай, может способствовать скорейшему ядерному разоружению.

Японскому министру ответила официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин. «Что касается того, чтобы сделать ДРСМД многосторонним, мы уже говорили, что это двусторонний договор, заключенный между Россией и США. Если договор станет многосторонним, то это затронет целый ряд сложных политических, военных и юридических вопросов... Китайская сторона не согласна с этим», - пояснила дипломат. Высказывание Коно были расценены китайской стороной как попытка оправдать выход США из ныне существующего соглашения, пояснила Хуа Чуньин. По ее словам, двусторонний формат договора необходимо сохранить для поддержания глобальной стратегической стабильности. «Мы надеемся на то, что Россия и США смогут посредством диалога урегулировать противоречия, приложат усилия для сохранения договора. Это важно для поддержания глобальной стратегической стабильности и регионального мира», - сказала официальный представитель китайского МИД. В связи с этим она предложила министру иностранных дел Японии «уговорить США не выходить из договора».

Собственно говоря, идея, озвученная японским министром иностранных дел, не нова и принадлежит президенту США Дональду Трампу. Именно он допустил возможность заключения трехстороннего договора с участием Вашингтона, Москвы и Пекина еще в октябре 2018-го. Китайское внешнеполитическое ведомство уже тогда назвало попытки привлечь Китай к вопросу о выходе США из ДРСМД «абсолютной ошибкой». Однако Трамп от своей идеи не отказался. «Возможно, мы сможем договориться о другом соглашении, добавив Китай и другие страны, или, может быть, мы не сможем, и в этом случае мы значительно превзойдем и опередим всех остальных», - заявил президент уже в феврале 2019 года, в ходе своего обращения к конгрессу США «О положении страны». Затем, месяц спустя, он вообще призвал Китай не тратить деньги на вооружение и заявил, что Пекин хотел бы стать частью будущей сделки между США и Россией. Поддерживая своего стратегического союзника, даже канцлер Германии Ангела Меркель однажды заявила, что надеется, что Пекин проявит интерес к новому многостороннему договору о РСМД.

В общем-то, негативная реакция Пекина на предложение подписать многостороннее соглашение о ракетах средней и малой дальности вполне объяснима. Ведь, исходя из официальных заявлений Москвы и Вашингтона, на вооружении у двух мировых ядерных держав нет ни одной ракеты такого класса. А вот Китай обладает самыми разнообразными типами таких ракет, численность которых идет на сотни. Как считают американские военные аналитики, до 90% китайских баллистических и крылатых ракет приходится именно на ракеты средней и малой дальности. К тому же китайская военная стратегия рассматривает неядерные ракеты наземного базирования в качестве одного из «столпов» ведения боевых действий. В этих условиях гипотетическое присоединение Китая к новому ДРСМД будет означать уничтожение всего ракетного потенциала страны, что нереально.

Эксперты также весьма скептически относятся к возможности Китая присоединиться к новому ДРСМД, предложенному Дональдом Трампом. На отсутствие конкретной выгоды от возможного договора для КНР указывает руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимир Батюк. «В Пекине не видят смысла присоединяться к этому советско-американскому договору по ракетам. У Китая есть свои озабоченности в сфере стратегической стабильности и безопасности, и они связаны во многом с американской политикой в области создания стратегических систем противоракетной обороны. Все американские базы, на которых развернуты системы, способные перехватывать боеголовки межконтинентальных баллистических ракет, размещены в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И в Пекине не верят в американское утверждение, что это все против Северной Кореи», - полагает аналитик.

А вот военный эксперт заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Андрей Кошкин считает, что еще одной причиной отказа даже обсуждать данную тему является нежелание Китая мириться с контролем со стороны США. «Китай не желает подвергаться ракетному, ядерному аудиту, который хотят осуществить США, тем более в период возрастания напряженности между этими государствами, особенно после объявления Дональдом Трампом торговой войны. Когда предлагают многосторонний всеобъемлющий договор, надо определить на серьезном политическом саммите круг государств, которые должны в нем участвовать. На подготовку такого документа уйдут годы. Да, это прогрессивное направление, но на сегодняшний день Китай не видит необходимости принимать в нем участие», - поясняет аналитик. Он также отмечает, что все инициативы со стороны американского правительства в этом направлении преследуют лишь одну цель - ограничить потенциал КНР. Кроме того, считает Кошкин, Дональд Трамп использует тему вовлечения Пекина в соглашение по оружию как возможность пиара перед грядущими президентскими выборами в США. «Ему сейчас для выборов важно предложить некий грандиозный всепланетный проект, в котором США буду лидировать», - резюмирует эксперт.

Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин полагает, что, хотя США формально обосновывают свое решение о выходе из ДРСМД нарушениями со стороны России, на самом деле они не без оснований опасаются ракетного потенциала Китая. «Суммарно этот арсенал дает КНР возможность первым же массированным ударом, не прибегая к ядерному оружию, гарантированно уничтожить стратегическую инфраструктуру США и их союзников в западной части Тихого океана и создать угрозу американским авианосным ударным группам. Учитывая особую роль баллистических ракет средней и меньшей дальности в китайском военном потенциале и огромные инвестиции в их развитие, крайне маловероятно, что КНР пойдет на серьезные переговоры по сокращению, а тем более по ликвидации этого класса оружия», - утверждает аналитик.

#Китай #вооружение #международные отношения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (6495) от 05.08.2019 под заголовком «Спасибо, нам не надо».


Комментарии