Остров фортов и надежд: Кронштадт станет туристической жемчужиной

Одной из наиболее громких премьер начала лета в Петербурге стало официальное представление на ПМЭФ-2019 масштабного проекта «Кронштадт. Остров фортов». И хотя пока задумка существует только на бумаге, есть все основания полагать, что она попадет в федеральную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма в России, разрабатываемую Минэкономразвития РФ.

Остров фортов и надежд: Кронштадт станет туристической жемчужиной | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Представляя проект, заместитель председателя инвестиционного комитета целевого некоммерческого фонда по развитию туристско-рекреационного кластера (ТРК) Кронштадта Ксения Шойгу прямо заявила, что «мы рассчитываем на то, что в получасовой доступности от города петербуржцы получат настоящий курорт». И подчеркнула: одна из его основных задач - разгрузить центр Петербурга от туристов, предоставив им возможность увидеть и узнать что-то новое. «Рассчитываем на интерес со стороны не только иностранных туристов, но и петербуржцев», - сообщила она.

Что представляет собой проект «Кронштадт. Остров фортов»? Его представила в деталях член рабочей группы по развитию ТРК в Кронштадте Марика Коротаева, которая считает, что «проект имеет все шансы стать одним из самых масштабных в современной истории Петербурга».

Общая площадь реализации - 80 га. Кронштадт должен стать самым большим островом-музеем в мире, посвященным истории ВМФ, заявляют организаторы. Там появится около тысячи новых рабочих мест, а поток туристов на остров и прилегающие к нему форты «Кроншлот», «Александр I» («Чумной») и «Петр I» («Цитадель») должен вырасти до 5 млн человек в год. От одного перечисления того, что может войти в состав проекта, захватывает дух. Дайвинг-центр с глубоководным открытым бассейном. Аттракцион виртуальной реальности. Самый большой в России океанариум. Технопарк. Канатная дорога длиной больше километра. Дирижабледром. Гостиничные комплексы на 500 номеров. Музеи, включая и расположенный на борту первой советской атомной подлодки «Ленинский комсомолец»...

И идея действительно неплоха: те, кто знает, в каком состоянии сейчас находятся форты (а всего их, как известно, под Петербургом насчитывается около двух десятков), согласятся с крайней необходимостью возвращения их к жизни. Да и сам Кронштадт, многие десятилетия имевший статус закрытого города, должен как-то определиться с будущим. И вряд ли кто станет возражать против того, что город и его окрестности облагородят, одновременно организовав там массу новых рабочих мест. Но...

Во-первых, смущает размытость проекта. Да, его инициаторы говорят о том, что он будет выполняться поэтапно и в целом его реализация займет не менее пяти лет. Однако даже приблизительных сумм инвестиций не называют. И прямо заявляют о том, что без бюджетных вливаний в реставрацию и реконструкцию находящихся в состоянии разрухи фортов не обойтись. «Мы рассчитываем на то, что со стороны Петербурга нам окажут посильную помощь в части создания транспортных развязок, логистики, подключения к коммуникациям и т. д.», - говорит Марика Коротаева. Причем, имея большой перечень предлагаемых к реставрации или строительству объектов с явно многомиллиардным бюджетом, инициаторы «Острова фортов» тут же говорят, что «это задумка, идея, и она может видоизменяться в зависимости от того, что город сам попросит».

Во-вторых, вопрос явно упрется в транспортную доступность объектов туристической инфраструктуры. Если летом добраться до Кронштадта без проблем можно по воде и по суше, то зимой первый вариант будет доступен только при условии проводки судов ледоколами. Или наличия теплоходов ледового класса - таких как «командированный» из Москвы теплоход «Баттерфляй» из флотилии Radisson Royal, который в течение июня выполняет в Финском заливе пилотные рейсы из северной столицы в Кронштадт. Что касается дороги в Кронштадт по суше, то пропускная способность дамбы позволяет завезти туда туристов сколько угодно. А вот съезды с нее в город и его дорожная сеть без пробок «переварить» миллионы гостей в сезон смогут вряд ли.

А в-третьих, и это самое главное, нет никакой уверенности в том, что жителям Кронштадта, численность которых составляет всего 44 тыс. человек, нужны толпы туристов на его улицах. «Я как житель Кронштадта вовсе не рад перспективе пяти миллионов туристов в год», - пишет на одном из форумов горожанин. «Кронштадт - милый, уютный и тихий городок: тем он мне и нравится, - делится другой. - Думаю, что жителям ни его самого, ни Петербурга не хотелось бы, чтобы городок заполонили толпы туристов».

Впрочем, инициаторы превращения Кронштадта в туристическую Мекку обещают всемерно учитывать мнение горожан. На том же ПМЭФ центром городских компетенций Агентства стратегических инициатив была представлена первая в России карта городских сообществ, подготовленная для Кронштадта. «Это попытка визуализировать целевые группы жителей и их интересы в городе, - пояснила представитель разработчика Татьяна Журавлева. - Такой сервис нужен для того, чтобы посмотреть на территорию через запросы людей». И в конечном итоге понять, что и для чего им нужно изменять там, где они живут. И нужен ли Кронштадту дирижабледром.

Читайте также о том, что в Петербурге появилась новая экскурсия на яхтах до Кронштадта.

#Кронштадт #туризм #путешествия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (6462) от 19.06.2019 под заголовком «Остров фортов и надежд».


Комментарии