Об эллинах и новых янычарах. О чем говорили на научно-практической конференции «Греция и Россия. Дружба, связавшая навеки»

Эта конференция, организованная комитетом по внешним связям при участии СПбГУ и Информационного делового центра Петербурга в Греции, стала первым мероприятием в недавно созданном университетском Историко-дипломатическом центре. Дебют, можно сказать, удался: перед студенческо-преподавательской аудиторией выступили лучшие эксперты в области российско-греческих отношений — историки, филологи, специалисты-международники. Россияне докладывали очно, греки — по видеосвязи.

Об эллинах и новых янычарах. О чем говорили на научно-практической конференции «Греция и Россия. Дружба, связавшая навеки» | Монумент, изображающий павшего советского солдата и оплакивающую его мать, был установлен в Афинах в 2005 году. Памятник посвящен бойцам Красной армиии, которые бежали из нацистского плена и сражались в греческих партизанских отрядах./Репродукция. Фото ав

Монумент, изображающий павшего советского солдата и оплакивающую его мать, был установлен в Афинах в 2005 году. Памятник посвящен бойцам Красной армиии, которые бежали из нацистского плена и сражались в греческих партизанских отрядах./Репродукция. Фото ав

С народами будем дружить

Первая конференция, посвященная 200‑летию начала национально-освободительной борьбы греческого народа за свою независимость, а также роли России в этой борьбе, прошла еще в марте 2021 года. В сентябре 2022‑го также при поддержке комитета по внешним связям состоялась открытая лекция, приуроченная к 100‑летнему юбилею легендарного греческого общественного деятеля, писателя, политика, последовательного антифашиста Манолиса Глезоса.

Традиция изучения истории российско-греческих взаимоотношений продолжается. И это все еще традиции сотрудничества, дружбы — даже притом что эта страна сегодня внесена в список недружественных.

Как очень точно заметил президент России, словосочетание «недружественные страны» не отражает существующих реалий — есть недружественные элиты, правители, но не народы, — отметила, открывая конференцию, декан факультета международных отношений Ирина Новикова. — А с народами мы должны и будем дружить. Мне кажется, что диалог гражданских обществ, экспертов, ученых, деятелей культуры имеет принципиально важное значение в наше непростое время. А название конференции как нельзя лучше отражает специфику отношений между российским и греческим народами: это действительно дружба, проверенная временем, скрепленная общей верой, общими христианскими ценностями, общей историей.

Благодаря русской дипломатии и оружию

Духовную и культурную близость двух народов, хронология связей между которыми насчитывает тысячелетие, выступавшие эксперты раскрывали с самых разных сторон. Доктор наук Афинского национального университета имени Иоанна Каподистрии Харалампос Минаоглоу подчеркнул, что в греческом обществе сохраняется память о том, что Российская империя занимала особое место в освободительном движении греков.

Освобождение Греции от османского владычества — одна из самых славных страниц нашей общей истории. Задолго до революции 1821 года Россия предпринимала шаги, создававшие предпосылки к началу этой освободительной борьбы. Путь к национальной самостоятельности Греции был во многом предопределен успехом Первой архипелагской экспедиции Русского императорского флота в Эгейском море 1770 – 1774 годов (об этой экспедиции, опираясь на мемуары русских и британских ее участников, рассказал аудитории профессор Института истории СПбГУ Кирилл Назаренко). В результате греки обрели собственный флот и начали под российским флагом торговать в Средиземноморье.

Другой важной вехой стали победы эскадры адмирала Ушакова в кампании 1798 – 1800 годов, в итоге родился первый прообраз греческого государства — Респуб­лика Семи Островов. Дальнейшая освободительная борьба привела греков к победе во многом благодаря помощи русской дипломатии и оружия. Наши корабли в составе соединенной русско-британско-французской эскадры приняли на себя основной удар в Наваринском сражении в октябре 1827 года, когда в Наваринской бухте был уничтожен стоявший там турецко-египетский флот (причем наиболее успешно действовала именно русская часть эскадры под командованием контр-адмирала Гейдена).

Разгром русской армией турок в ходе Русско-турецкой войны 1828 – 1829 гг. принес Греции свободу и привел к окончательному утверждению ее в качестве независимой державы. В память об этом сражении в Наварине ежегодно проводятся торжественные мероприятия…

Профессор Института истории СПбГУ Леонид Выскочков рассказал об особенном вкладе Российской империи в поддержку греческих борцов за независимость на разных этапах и о греках, служивших в Петербурге, — генерал-майоре русской армии Александре Ипсиланти и министре иностранных дел Иоанне Каподистрии. Исторический очерк Выскочкова «Греческая национально-освободительная революция 1821 – 1829 гг. и Россия» основан на архивных материалах. Эту работу планируют перевести на греческий язык, чтобы она стала доступна научному сообществу этой страны.

Греческий вопрос в панславистской концепции XIX века рассмот­рел доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Евгений Колосков. Профессор кафедры теории и истории международных отношений Руслан Костюк рассказал о дружбе Греции и СССР на исходе холодной войны. А профессор кафедры истории славянских и балканских стран Института истории Владимир Василик сделал сообщение «Святые Новой Эллады в жизни современной России», из которого слушатели в подробностях узнали, как Российская империя спасала греческих пленных, выкупая их у турок (в том числе священнослужителей), и как позже поддерживала греческие монастыри и храмы…

Как беспамятство калечит

Зашла речь и о современности. На вопрос, помнят ли греческие религиозные деятели об этих страницах истории, профессор Василик ответил:

Что касается Константинопольского патриархата — того же патриарха Варфоломея, то факты этой помощи начисто игнорируются. Но рядовое духовенство об этом помнит. В особенности на Афоне — там помнят о дарах, которые посылали русские императоры и Русская православная церковь. Более того, на Афоне осуществляется ряд просветительских проектов. Я принимал участие в одном из них — переводе бесед старца Ефрема Филофейского (книга издана в 2022 году). Есть люди, которые помнят, но есть и те, кто склонен помножить эту историческую память на ноль. А ведь без памяти нет будущего…

Как показывают события последних лет и месяцев, и настоящее из‑за плохой памяти может подвергнуться трагическому искажению. Отменив томос 1686 года, по которому Киевская митрополия передавалась под омофор Московского патриарха из Константинопольской православной церкви, и даровав «автокефалию» украинским раскольникам-полусамосвятам, константинопольский патриарх Варфоломей родил кризис для всего православного мира. Кризис, подобного которому, вероятно, не было со времен Великого раскола тысячелетней давности. Служителей канонической апос­тольской Украинской православной церкви (УПЦ) и ее прихожан теперь выгоняют из храмов и монастырей, освобождая их для новообразования под названием «Православная церковь Украины» — ПЦУ. Буквы одинаковые, но суть, увы, разная…

Не является ли это признание ПЦУ в Константинополе первым шагом к переходу православия к униатству?

На самом деле существует большой проект, заложником которого и стала каноническая Украинская православная церковь, — отвечает Владимир Василик. — Почему на нее сейчас так страшно давят, так преследуют? Цель — ее слияние с незаконным образованием «ПЦУ», а потом и соединение этой новой ПЦУ с униатской церковью (униатство, или греко-католичество, — соединение православной и католической церкви на основе унии при главенстве католической. — Прим. ред.), а в дальнейшем — соединение православной Константинопольской патриархии с Римско-католической. Обозначены и сроки такого соединения: 2025 год, год 1700‑летия Первого вселенского собора в Никее…

Впрочем, относительно этих планов, а также признания ПЦУ в среде греческих священнослужителей, судя по всему, нет единодушия: по крайней мере Афон старается не сослужить с представителями неканонической Православной церкви Украины, замечает профессор Василик.

Молодежь угоняют — духовно

По словам греческих экспертов, большинство жителей их страны связывают обретение их родиной независимости и становление современного греческого государства именно с Россией. Об этом свидетельствуют проводимые социологические опросы. Вот результаты одного из недавних: в восприятии респондентов страной-лидером по позитивному вкладу в историю Греции является Россия — за нее высказались 38%, у Франции — 22, Великобритании — 19, а у США — всего 1,2%.

Однако в условиях современной информационной войны наметилась тенденция к пересмотру устоявшихся в греческой историо­графии представлений о роли России в истории Греции — Франция и Англия в медийном пространстве оказываются ближе и важнее, чем Россия. В греческих учебниках по истории, выпущенных в 2018 году, роль России либо замалчивается, либо принижается. И это вполне объяснимо, ведь на 75% их издание было профинансировано Евросоюзом…

Такие тенденции очень беспокоят самих греков. И хотя журналист Антонис Боснакудис рассказывал о далекой истории — Священном союзе (был заключен в 1815 г. Пруссией, Австрией и Россией ради сохранения границ и консервации режимов и престолов в Европе) и «Филики Этерии» (тайное общество, основанное греческими патриотами в Одессе в 1814 году с целью освобождения Греции от турецкого ига и создания независимого греческого государства), большая часть его выступления оказалась посвящена дню сегодняшнему. Спустя 200 лет после Греческой революции Боснакудис выявил аналогии той ситуации с сегодняшним днем:

Это экономический кризис, ударивший по Греции десять лет назад, решения, направленные против греческого народа, — перечисляет эксперт. — Священный союз можно соотнести с внешними силами, которые сегодня конт­ролируют правительство Греции. Изначально он создавался с другими целями — должен был вернуть Европе мир после наполеоновских войн, объединив христианские народы, и Россия в нем участвовала. Однако австриец Меттерних исказил и обратил его в нечто враждебное народам Европы — в силу для сдерживания других стран. Так же мутировал и Запад после холодной войны. Искажены западные структуры управления. И эти структуры так же, как два века назад, поддерживаются янычарами. Только раньше это были греки, которых в детстве угоняли османы, прев­ращая их в орудие борьбы с соплеменниками. Современные же янычары — это продукт «помощи» западных образовательных учреждений, фондов, следствие многолетней отравы «лайфстайлом», которым наводнена пресса в Греции и который никоим образом не связан с традиционными ценностями. Нашу молодежь опять угоняют — не физически, но духовно.

Современным аналогом «Филики Этерии» Боснакудис считает группы в телеграм-каналах и соцсетях, участники которых стремятся раскрыть и нейтрализовать деятельность глобализационного режима, противостоять разрушению национальных государств:

Чего не делала Россия ни в 1821 году, ни сейчас — она никогда не содействовала врагам Греции. В сознании греческого народа (я сейчас говорю именно о народе, а не об элитах) Россия является союзником, — говорит он.

Прямая речь 

Временно исполняющий обязанности председателя комитета по внешним связям (КВС) Сергей Марков:

— Официальные контакты с Грецией, входящей в список недружест­венных стран, сейчас прерваны как на государственном уровне, так и на муниципальном. Но мы поддерживаем контакты с общественными организациями, реализуя гуманитарные проекты, которые соответствуют интересам и политике России и Петербурга. Контакты между университетами чрезвычайно полезны, потому что в греческом обществе совершенно другое отношение к России, чем в правительстве этой страны. Об этом рассказывают наши знакомые, друзья.

Между тем из греческих школьных учебников истории последних лет выпадает упоминание роли России в содействии освободительному движению Греции. На годовщину Наваринского сражения представителей нашей страны даже не пригласили… Это особенности современной политики.

В истории греческой революции все еще много «белых пятен». К тому же на Западе сейчас идет активное переписывание истории, замалчивание одних фактов и перевирание других. Мы же хотим перевести разговор в русло настоящей научной дискуссии — с аргументами, ссылкой на документы, мемуары участников.

Аргументов у нас достаточно. По заказу КВС профессором Выскочковым подготовлен исторический очерк о греческой национально-освободительной революции 1821 – 1829 годов и России, основанный на документах из нескольких архивов России и Петербурга, ранее широко не публиковавшихся. В ближайшие дни этот исторический очерк будет переведен на греческий язык и представлен на соответствующих площадках в греческих соцсетях, блогах, интернет-ресурсах общественных организаций.

Мы хотим привлечь наших греческих партнеров к цивилизованной, объективной научной дискуссии с убедительными доказательствами своей правоты (а не «хайли лайкли» или суждениями, не подтвержденными ничем). Именно в таких научных спорах истина оказывается наиболее приближена к правде. Она не будет интерпретирована политиками в угоду и под чью‑то диктовку, что происходит во многих государствах, зависимых от «мирового сюзерена». Если достоверные факты, документы окажутся в научном обороте, подкрепленные исследованиями авторитетных ученых — как российских, так и греческих, — политикам будет сложно утверждать обратное.

Надеемся, что здоровое общество, которое в Греции еще есть, с интересом воспримет наше предложение запустить эту дискуссию. Знание истории необходимо, чтобы грамотно выстраивать взаимоотношения в современном непростом мире.


#конференция #эксперты #историки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 56 (7385) от 30.03.2023 под заголовком «Об эллинах и новых янычарах ».


Комментарии