Дорогой интеллект. Как грамотно продать свою идею?

Сколько стоит идея? Какая-то — нисколько, а какая-то — миллион. Более-менее ценную идею можно продать. А можно и украсть. Это такой же товар, как и предмет материальный. О том, как таким товаром грамотно распорядиться, да еще и на уровне международном, обозреватель нашей газеты Михаил РУТМАН беседует с экспертом по интеллектуальному праву, преподавателем юрфака СПбГУ Еленой БАЙЕР. Предмет она знает не понаслышке — в течение многих лет работала в международном консалтинге, занималась продвижением российских брендов за рубежом. В 2016 году вошла в состав совместной Российско-американской президентской комиссии как эксперт по праву РФ, стала одним из авторов поправок в законодательство РФ и США в сфере инноваций.

Дорогой интеллект. Как грамотно продать свою идею? | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Признаюсь честно, Елена Михайловна, сегодня у меня создается впечатление, что международное право все больше политизируется. Все меньше возможнос­тей и рычагов остается для того, чтобы его соблюдать. Вы со мной согласны? 

— Частично. Поясню: международное право делится на публичное и частное. Первое регулирует отношения между государствами и международными организациями, второе — в основном между физическими или юридическими лицами. В последнее время нормы пуб­личного права действительно нередко игнорируются. Частное же основано на национальном праве, где механизмы защиты гарантированы государством.  В этой сфере как раз и находится защита интеллектуальной собственности с иностранным элементом.  

Большинство людей, не искушенных в тонкостях юриспруденции, возможно, понимают под этим лишь защиту авторов музыки и кинофильмов от «пиратов»… 

— Кроме произведений искусства к объектам интеллектуальной собственности относятся произведения науки, литературы, а также средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг. Например, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, если их соответствующим образом не оформить, могут быть использованы несанкционированно. Попросту — украдены.

Однако единого алгоритма защиты нет. Автор изобретения, для того чтобы защитить свои права, должен его запатентовать. Патент стоит денег. Стоит ли его покупать, и если стоит, то в какой именно стране? Вот, например, на американский рынок без патента выходить рискованно. И если хочешь туда попасть, деньги надо будет заплатить заранее, не зная, появится ли спрос на твой продукт. 

Нуждаются в защите и авторы научных статей в зарубежных журналах. Разумеется, каждая такая пуб­ликация — это вопрос престижа для ученых. Но в погоне за рейтингами они часто забывают об элементарной безопасности. Разгласив сведения, соответствующим образом не защищенные, просто дарят результаты своего труда конкурентам.    

Еще одна сфера применения средств защиты интеллектуальной собственности — это товарные знаки. Часто возникает, например, необходимость регистрировать их за рубежом…  

Достаточно ли эффективно работают международные механизмы защиты? 

— В целом, да. Есть целый ряд международных конвенций, в которых прописан единообразный подход к вопросам интеллектуальной собственности. Одна из старейших — Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года. Ее подписали почти все страны мира, в том числе и США. Хотя с ними как раз возникают сложности в отношении исполнения судебных решений — у нас нет соответствующего соглашения. Мы не обязаны исполнять решения их судов, а они — наших. Поэтому, разрешая какой-то спор, связанный с бизнес-структурами России и США, иногда просто нет смысла идти в суд — лучше попытаться достигнуть компромисса путем переговоров.

Есть также вполне работоспособные алгоритмы работы в системе патентного права. Можно подать международную заявку в Роспатент или напрямую во Всемирную организацию интеллектуальной собственности и таким образом упростить процедуру патентования в разных странах. Эта организация по вашему запросу сама разошлет туда заявки. 

Тем не менее в трансграничных сделках проблем возникает множество. Например, тогда, когда зарубежная компания нанимает российских программистов. Кому принадлежит созданный ими интеллектуальный продукт? В каком суде будут разрешаться возможные споры? Все эти моменты нужно очень тщательно прописывать на стадии заключения договора.     

И все-таки, извините, не очень понятно… Нарушителя закона внут­ри страны мы можем по решению суда оштрафовать, лишить собственности и даже отправить за решетку. А если наш обидчик где-то за границей, да еще в какой-нибудь недружественной нам стране, в которой суд заведомо встанет на его сторону? 

— Вот как раз недавно был такой случай. Российская компания заключила договор с организатором крупного международного фестиваля из Латвии. Разработала концепцию мероприятия, решила многие продюсерские и режиссерские задачи. А когда работа была выполнена, латвийская сторона решила просто не платить и выслала российскому партнеру соглашение о расторжении договора. Расчет был на то, что в латвийский арбитражный суд, указанный в условиях договора, российская сторона не пойдет. 

Тщательный юридический анализ ситуации позволил найти выход. В соответствии с договором, право на интеллектуальную собственность переходило латвийской стороне только после подписания актов приема-передачи. А она-то их не подписывала, чтобы не платить! Но без перехода к ней прав она не могла использовать этот интеллектуальный продукт. Под угрозой оказался весь фестиваль. Когда все это его организаторам популярно объяснили, они тут же расплатились. 

А если бы они все-таки не заплатили, а фестиваль провели? Ведь вы же сами говорите, что по суду им ничего не угрожало.  

— Это как сказать! На территории Евросоюза сейчас прошла большая реформа по авторскому праву. Нормы очень сильно ужесточились. «Пиратам», незаконно использующим чужую интеллектуальную собственность, это могло бы очень дорого обойтись. И если бы латвийская сторона пошла напролом, думаю, ее так или иначе к ответственности бы привлекли. В Европе есть эффективно работающие регуляторные органы по охране авторских прав. Задействованы колоссальные технологические мощности по проверке всего контента, который появляется в пуб­личном пространстве. Правда, у многих юристов это уже начинает вызывать тревогу в связи с опас­ностью вторжения в частную жизнь. Но прогресс не остановить — эти технологии постоянно развиваются, задействуются все возрастающие возможности искусственного интеллекта, поэтому тема защиты интеллектуальной собственности становится все более актуальной.                  

Что бы вы могли посоветовать предпринимателю, впервые выходящему на международный рынок? 

— Наиболее распространенная ошибка наших начинающих бизнесменов — игнорирование «излишних» формальностей. Многие прос­то рассчитывают на авось, желая сэкономить. Увы, эта экономия потом нередко оборачивается многомиллионными потерями. Мир бизнеса жесток: если в вашем контракте или договоре обнаружится какое-то слабое место, этим может воспользоваться не только ваш деловой ­партнер, но и любой участник рынка.  

Так что, прежде чем выходить со своим товаром за пределы страны, нужно тщательно проработать стратегию — что и кому вы собираетесь предложить, насколько ваш продукт востребован, в чем его конкурентное преимущество. И, конечно, предусмотреть все, чтобы результаты вашего труда банально не были украдены. В чем заключается ваша интеллектуальная собственность? Как вы собираетесь ее защищать? В какой стране будете регистрировать ваши патенты и товарные знаки?  

Другая крайность — страх перед «китайцем с фотоаппаратом», который, увидев оригинальный товар где-нибудь на международной выставке, просто скопирует его. Даже притом что на него есть патент. Многие наши изобретатели по этой причине пребывают в ступоре, боясь высунуть нос за границу.          

А на этого «китайца» есть ли реальная управа?  

— Традиционный способ защиты прав, если другие методы исчерпаны — обращение в суд. Что касается китайского рынка и массового нелегального копирования, то там действительно непросто отстоять свои права. Даже могущественная американская компания, производящая средства мобильной связи, проиграла там каким-то мелким фирмам — производителям чехлов для телефонов. Оказалось, что на тот момент продукция этой компании не была запатентована на территории Китая! 

Это явный прокол — о Китае гигант бизнеса, конечно, мог бы подумать. А вот менее крупная фирма, да еще о какой-нибудь небольшой стране подумает вряд ли. Оттуда и придут «пираты»…  

— Да, здесь есть риски. Но ведь можно прибегнуть и к не юриди­ческим методам — например, с помощью ноу-хау. Разработчики ­научились использовать такие технологии, которые минимизируют или исключают копирование. Например, когда устройство при разборке ломается или стирается часть его внутреннего программного обеспечения.   

Ну хорошо, бизнесмен купил патент, а его продукт не пошел… 

— Такая вероятность есть всегда. Но патент можно продать или переуступить тому, кто сможет эту тему довести до успешного конца. В любом случае важно застолбить за собой право собственности. Очень многие теряют время — пока раздумывают, технологии уходят вперед и этот продукт оказывается не нужен.  

Наши бизнесмены в правовом смысле умнеют? 

— Однозначно — да. Но, к сожалению, иногда уже по факту — когда, что называется, клюнет жареный петух. А ведь, как известно, болезнь легче предотвратить, чем лечить ее последствия.                


#идеи #закон #эксперты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (7090) от 18.01.2022 под заголовком «Дорогой интеллект».


Комментарии