Путь в космос начинался с СКБ

Путь в космос начинался с СКБ | Вениамин Юденков, Максим Падалка, Владимир Иванов. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Вениамин Юденков, Максим Падалка, Владимир Иванов. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В космосе за 57 лет побывали чуть больше 550 землян. Из них 121 - «наши люди», советские и российские космонавты. Из них трое - выпускники «Военмеха»: Георгий Гречко, Сергей Крикалев, Андрей Борисенко. 30 лет назад студент Борисенко, как и вот эти трое парней на фото, создавал в Студенческом конструкторском бюро (СКБ) «Военмеха» модели ракет. Но тогда еще не делали беспилотники, а теперь - делают.

«Наши цели - получение удовольствия! Наши средства - авиамодели и электровертолеты», - написано в группе СКБ в соцсетях. Кажется легкомысленным - между тем приборы, созданные студентами «Военмеха», работали и в космосе.

Записаться в СКБ - значит добровольно набрать себе в придачу к лекциям дополнительных головоломных занятий. В этом семестре здесь осваивали направление «ракетная и авиационная техника», в следующем возьмутся за жидкостные ракетные двигатели. В конструкторское бюро приглашают всех военмеховцев, но остаются только серьезно настроенные, например, из 30 с лишним человек, пришедших в СКБ в сентябре, остались 15.

- Ребята занимаются второй семестр, сделали и испытали ракету, на финишной прямой у нас беспилотный летательный аппарат, - рассказывает четверокурсник Максим Падалка (нет, не родственник Героя России космонавта Геннадия Падалки; однофамилец). Максим руководит СКБ от студентов; от преподавателей курирует Сергей Чириков с кафедры А1 («Ракетостроение»).

Ракета длиной метр, весом 1 кг. Корпус из обычного покупного углепластика. Верхняя часть, обтекатель, - из верхушки пластиковой бутылки. Венчает обтекатель трогательный шарик от пинг-понга. Твердотопливный ракетный двигатель серийного производства, в Кирове делают.

- Эта ракета должна быть надежна и летать очень много раз, без сложностей в обслуживании, - объясняет первокурсник Вениамин Юденков. - При любой аварийной ситуации мы можем очень быстро поменять любую часть - отсек полезной нагрузки, отсек разгонного блока, внутреннюю часть.

Вторая тема «семестра» в Студенческом конструкторском бюро - МБПЛА. Микробеспилотный летательный аппарат. Вообще-то беспилотники-квадрокоптеры на каждом углу продаются, но этот - самолетного типа. Если у квадрокоптера откажут моторы, он рухнет; самолет в таком случае может плавно спланировать. Моторы - электрические, практически бесшумные: хорошо для разведки. Впрочем, этот МБПЛА может заниматься и вполне мирным делом - скажем, отслеживать с воздуха, нет ли разрывов в газовом трубопроводе.

- Мы отрабатываем технологию изготовления беспилотников на 3D-принтере, - говорит Максим (для него это дипломная работа). - В России нет патентов на 3D-печать для беспилотников, никто этим еще не занимался. Наверное, сдерживает то, что еще нет достаточно прочных и недорогих пластиков для такой печати.

Беспилотник перед реальными испытаниями прошел испытания «в компьютере»: в виртуальной аэродинамической трубе виртуальный самолет летел с крейсерской полетной скоростью 70 км в час, обдуваемый виртуальными потоками воздуха под разными углами.

Занятия в СКБ два раза в неделю. Часть группы работают над ракетой, часть - над самолетом. Здесь не говорят: сделайте по такому-то чертежу. Здесь ставят задачу: допустим, надо поднять определенный груз на максимальную высоту - вот и думайте, как это сделать. Вениамину, например, завод им. Климова (он производит двигатели) уже поручил проект: создать атмосферный зонд, способный решать определенные задачи. «Вот сейчас думаю», - говорит Вениамин. Надо успеть к августу, к международному научно-техническому форуму «Армия-2018».

Вениамин вообще не интересовался ракетно-космической отраслью, хотя вырос «под боком» у космодрома «Плесецк» в городе Мирном. Занимался авиамоделизмом. Попал на серьезный московский чемпионат CanSat, на котором модели ракет запускают, - и пошло-поехало.

Максим - из Приморско-Ахтарска, это Краснодарский край. До вуза тоже занимался авиамоделизмом. Возродить Студенческое конструкторское бюро (оно некоторое время «простаивало») - его инициатива.

Владимир Иванов - петербуржец, выпускник школы № 507, обыкновенной, «без уклона» (правда, до того учился в физматлицее). Думал поступать либо на военную специальность, либо на медицинскую («Альтруистическое начало во мне довольно сильное»), но занятия в Центре технического творчества Московского района и тот же чемпионат CanSat перетянули в ракетно-космическую отрасль.

Все трое - «целевики»: на некоторые кафедры «Военмеха» просто нет свободного набора, нужно искать предприятие, которое тебя «командирует» на учебу. Вот как это иногда бывает: год назад к Вениамину Юденкову, тогда только-только выпускнику, на чемпионате обратилась директор отдела кадров НПО «Энергомаш». Это предприятие выпускает больше половины всех мировых двигателей ракет. «Мы хотим тебе дать целевое», - сказала директор. «А у меня были довольно плохие баллы ЕГЭ, - вспоминает Вениамин. - Как ни странно, по предметам, которыми я все время занимаюсь. Ну физика еще нормально, а математика - плохо. И директор произнесла замечательную фразу: «Мы лучше дадим целевое тому, у кого плохие баллы по ЕГЭ, но кто увлечен этим делом и потом придет к нам работать, чем человеку с хорошими баллами, но без интереса». Правда, «Энергомаш» предлагал учиться в Москве, а Вениамин нацелился на Петербург, хотя никогда в нем не был. Пошел «целевиком» от своего Плесецкого космодрома.

...Перед американским предпринимателем Илоном Маском, который запускает тяжелые ракеты и засобирался на Марс, в СКБ «Военмеха» не трепещут.

- Он не сделал ничего прорывного, он сделал просто дешевле, - поясняет Вениамин. - Как говорит наш преподаватель Михаил Никитич Охочинский, в ближайшее время чего-то принципиально нового в развитии ракет не будет. Ракета, которая выводит корабли и спутники в космос, - это практически та же Р7, которая в 1950-е вывела на орбиту первый советский спутник. Можно только совершенствовать.

- Нужен новый источник энергии, - подытоживает Владимир. - Каждый шаг в развитии человечества сейчас связан с развитием энергетики, и пока мы уперлись в такой «энергетический потолок». Его надо пробить - и будет новый виток.

Комментарии