Консультант без диплома

Вячеслав Низамов | Директор Юридической клиники СПбГУ Вячеслав НИЗАМОВ. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Директор Юридической клиники СПбГУ Вячеслав НИЗАМОВ. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Юрист подобен врачу. Только один лечит тело, другой помогает урегулировать наши отношения с социумом - оспорить чьи-то противозаконные действия, разрешить трудовые, семейные или земельные споры, добиться каких-либо льгот или социальных выплат. Аналогия эта невольно приходит на ум в стенах Юридической клиники СПбГУ. Работают в ней студенты. Причем «врачуют» они, что называется, без отрыва от обучения.

- Нашим читателям, Вячеслав Юрьевич, может быть не очень понятным словосочетание «юридическая клиника». Казалось бы, привычнее - юридическая помощь или консультация?

- Да, этот термин иногда вызывает вопросы. Но придуман он не нами и не сейчас, а еще в середине XIX века профессором Казанского университета Дмитрием Ивановичем Мейером и широко применяется во всем мире.

У нас в Университете клиника существует с 1998 года и предназначена для практического обучения студентов-юристов. Здесь они приобретают первый опыт работы с людьми, нуждающимися в правовой поддержке. Правда, оказывают ее лишь тем категориям граждан, которые перечислены в федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и аналогичном законе Санкт-Петербурга. Это, как известно, социально уязвимые категории - инвалиды, сироты, малоимущие и т. д. Правда, мы в свое положение о клинике вписали еще и обслуживание всех пенсионеров. Естественно, все наши услуги бесплатны.

- А не велик ли риск? Человек приходит с реальной бедой, а перед ним - недоучившийся студент...

- Риска никакого нет. Во-первых, прежде чем студенты приступают к реальной работе, их готовят. Учат основам юридического консультирования, умению пользоваться ими применительно к гражданским и жилищным делам, сфере социального обеспечения. Каждый курс состоит из общей лекции и многочисленных тренингов. В качестве «клиентов» мы приглашаем аспирантов, которые так проходят свою педагогическую практику.

Во-вторых, на встречу с посетителем консультант приходит уже подготовленным. Ведь запись на прием идет по телефону, и первичную информацию фиксирует диспетчер - такой же студент, и тоже специально обученный.

В-третьих, на поставленный ему вопрос консультант сразу ответа не дает. Сначала он подробно опрашивает обратившегося к нему человека. Причем делает это под руководством наставника - тьютора. Потом все, что удалось узнать, он обсуждает с группой «экспертов» - своих коллег по клинике. С их помощью формулирует развернутый письменный ответ и согласует его с преподавателем - специалистом соответствующего профиля.

- А представительствовать в суде ваши студенты могут?

- Нет, права участвовать в судебных процессах у них нет. Но документы для обращения в суд им приходится готовить нередко. Они имеют доступ к базам данных всех судебных решений, анализируют соответствующую практику, способны делать аргументированные выводы...

Для особо сложных дел иногда создаются отдельные «бюро» из нескольких человек. Их «расследования» порой напоминают научный поиск, требующий когда нескольких дней, а когда - и недель. Поэтому мы вынуждены отказывать, к примеру, тем, у кого истекают процессуальные сроки обжалования судебных решений.

- С какими вопросами к вам чаще всего приходят?

- Гражданского права. Во многих его проявлениях: обязательственное, договорное, наследственное... Сложнейшая сфера - земельное право. Законодательство там настолько запутано, что порой трудно разобраться даже опытному специалисту.

Нередко приходится заниматься и вопросами трудового права. Вот свежий пример: женщина работала диспетчером в ТСЖ и была неправомерно, по ее мнению, уволена. Оспаривая свое увольнение, она обратилась в суд и хотела получить консультацию по поводу грядущего процесса. Предоставленные ею материалы позволили нам подготовить проект мирового соглашения с работодателем, которое впоследствии и было заключено.

В числе прочих обращаются к нам и студенты нашего Университета за помощью в соблюдении их образовательных прав. Им, разумеется, мы тоже не отказываем.

- Ежедневно сталкиваясь со столь широким спектром юридических вопросов, которые волнуют наших граждан, вы, наверное, лучше видите и существующие пробелы в законодательстве?

- Давать оценку всем сферам права я, конечно, не могу. Каждая из них требует отдельной обстоятельной беседы. Если покопаться, узкие места, наверное, можно обнаружить везде. Могу сказать, к примеру, что достаточно сложно и обширно законодательство, касающееся социальной защиты населения. При этом темы, касающиеся льгот, социальных пособий или пенсий, всегда актуальны и болезненны.

Вот пожилая женщина обратилась к нам с вопросом, как ей оформить инвалидность и получить звание «Ветеран труда». При общении с официальными инстанциями у нее возникли сложности, так как несколько справок были утеряны. Мы подробно объяснили ей, какие документы необходимы, помогли и составить соответствующие заявления. Позже эта женщина обращалась в клинику еще и по другим вопросам, а заодно сообщила, что наша помощь оказалась действенной - оба ее требования были удовлетворены.

Часто приходят также люди с жалобами на нарушение их потребительских прав - им, к примеру, продали товар ненадлежащего качества, отказывают в его обмене или возврате денег.

- Закон «О защите прав потребителей» считается одним из самых действенных...

- Да, он работает вполне эффективно, значительное количество судебных исков удовлетворяется. Его нужно просто грамотно применить. В зависимости от ситуации мы можем подготовить либо претензию, либо обращение в суд.

Вот пришел человек с жалобой: сотрудники мебельной фирмы, собиравшие ему кухонный гарнитур, повредили при этом стиральную машину, которую следовало в него «встроить». Мы помогли ему составить претензию к продавцу, но тот на нее не ответил. Пострадавший обратился к нам повторно. Пришлось подготовить ему исковое заявление в суд, который его требования удовлетворил.

Разумеется, бывают и ситуации, когда требования граждан слабо обоснованы и не имеют судебной перспективы. Приходится давать отрицательный ответ. Хотя, признаюсь, здесь есть трудности этического порядка - ребята у нас, как правило, воспитанные, и сказать пожилому человеку то, что ему неприятно услышать, им порой затруднительно.

- Интересно, ощущают ли ваши студенты, общаясь с гражданами, возникновение каких-либо новых правовых реалий?

- Мне кажется, и да, и нет. Вот, к примеру, жилищное право. Еще когда я был студентом, преподаватель этой дисциплины говорил нам, что слабее всего в праве отрегулированы взаимоотношения между соседями. И по сию пору раздоры, возникающие, к примеру, в коммуналках, зачастую носят весьма болезненный и долговременный характер, и далеко не все из них находятся в правовом поле.

Не менее вечная тема - коммунальные конфликты. Недавно, к примеру, к нам обратился клиент, которому по вине управляющей компании залило квартиру. Наш консультант под руководством преподавателей составил исковое заявление о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда. Клиент получил также подробную инструкцию относительно ходатайств, которые необходимо заявить в процессе. В результате наших совместных грамотных действий суд его исковые требования удовлетворил.

Однако тема жилья сегодня «заиграла» новыми оттенками уже в сфере семейного права. Один из самых острых сюжетов последних лет - спор о распределении кредитных обязательств супругов, расторгающих брак. Люди заключили договор ипотеки, взяли кредит в банке, но совместная жизнь не сложилась. Нужно как-то договариваться о выплате долга, а потом - и о разделе квартиры. Здесь, конечно, без грамотной юридической помощи не обойтись.

Хотя, признаю, некоторые другие разделы семейного права граждане сегодня уже освоили самостоятельно. Например, почти ушла из нашего профессионального обихода тема алиментов. Образцы необходимых заявлений легко найти в Интернете, характер их оформления несложен. Хорошо известно, как и куда их надо подавать. Поэтому заявители, как правило, обходятся своими силами, не прибегая к помощи юриста.

- А вы не боитесь, что завтра, «подпитавшись» интернет-ресурсами, люди перестанут к вам приходить и клиника останется без клиентуры?

- А вы доверите свою жизнь хирургу, чей «багаж» ограничивается лишь хорошим знанием учебника анатомии? То-то и оно. Считает себя такой человек специалистом, пусть попробует «по учебнику» выиграть хоть одно судебное дело...

Помимо знания законов необходимо умение их правильно толковать и применять. Подобная практика достаточно сложна, к тому же законодательство постоянно корректируется и где-то усложняется. Разобраться в этом непрофессионалу вряд ли удастся. Тем более когда есть элемент риска: неправильно составленное исковое заявление либо не будет принято к рассмотрению, либо может привести к отрицательному решению по делу.

Кроме того, если вы являетесь участником судебного процесса, вам по крайней мере нужно знать, как правильно вести себя в суде - понимать, чего от вас хочет ваш же собственный представитель, адвокат или судья, грамотно выстраивать доказательства, корректно и точно отвечать на вопросы. Нужно четко представлять, что каждое ваше неверное действие может иметь для вас нежелательные правовые последствия.

Практика показывает, что наши граждане пока этим плохо владеют. Все их знания ограничиваются телевизионными «судами», чрезвычайно далекими от реальности... Так что лучше все же положиться на помощь юриста.

- Какие-то правовые навыки сегодня дают уже в школе. В курсе обществознания есть раздел «Основы права».

- Этого явно недостаточно! К тому же за временем вообще угнаться трудно, буквально каждый день приносит что-то новое... Вот сейчас уходит в прошлое бумажный документооборот, появляется необходимость уметь пользоваться электронной подписью. Старшее поколение в большинстве своем таким умением не обладает. Не уверен, что и в школах этому сегодня учат.

Хотя, конечно, пользоваться Интернетом и извлекать из него элементарную юридическую информацию многие люди, особенно молодые, умеют хорошо. Это позволяет общаться с ними, минуя стадию ликбеза, уже на уровне сущностных проблем и понятий. Но такими навыками, безусловно, сегодня должен владеть абсолютно каждый - хотя бы в интересах собственной безопасности.

- Да, правовая неграмотность способна дорого обойтись. К нам в редакцию нередко приходят жертвы всевозможных афер и мошенничеств.

- Обращаются они и к нам. И количество их, увы, не уменьшается. К сожалению, вынужден признать и то, что рынок юридических услуг переполнен неквалифицированными юристами, а то и просто жуликами. Часто они цинично пользуются стрессовым состоянием человека, особенно пожилого, попавшего в тяжелую жизненную ситуацию.

Признаюсь, мне тяжело об этом говорить - ведь я обучаю молодежь. Вместе с багажом знаний мы стараемся вложить в наших студентов мощную этическую программу. Это целый комплекс профессиональных и человеческих навыков взаимодействия с людьми, которые обращаются за помощью к юристу. И мне совсем не безразлично, кем станут наши студенты, покинув университетские стены. Мне бы очень хотелось, чтобы они оставались порядочными людьми.

- Вы сами, будучи студентом, успели пройти практику в клинике?

- Увы, нет. Я учился в другом вузе, и у нас ничего подобного не было. О чем я очень сожалею.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (6563) от 08.11.2019.


Комментарии