Играет в куклы жизнь

Валерия КОРСАКОВА | ФОТО Ольги КУДРЯВЦЕВОЙ

ФОТО Ольги КУДРЯВЦЕВОЙ

Гость редакции — руководитель Объединения петербургских художников-кукольников Валерия КОРСАКОВА

Авторская кукла — синтетический вид искусства. Он включает в себя элементы скульптуры, живописи, дизайна костюма, постижерного дела, бутафории. Для воплощения задуманного мастерам требуется не только фантазия, но и знание различных технологических приемов. Авторская кукла — это бесконечное поле для экспериментов.

Валерия, расскажите, пожалуйста, когда появилась авторская кукла, или кукла художника. Чему наследует — народной игрушке, скульптуре?

— В России авторская кукла стала самостоятельным направлением в искусстве во второй половине XX века. Тогда в России появились профессиональные материалы для создания кукол, литература, информация, возможность общения и получения опыта от зарубежных коллег… И развитие пошло бурным ходом. В авторскую куклу пришли профессиональные художники, появились профильные выставки, специализированные галереи.

Искать происхождение авторской куклы стоит, на мой взгляд, в традиционном понимании ­куклы как игрушки, но в сочетании со скульптурой. То есть авторская кукла перестает быть игровой, но приобретает эстетическую функцию. В ней исчезает необходимость прямого частого контакта и приходит элемент художественности, любования.

В древнерусской культуре было принято делать кукол без лица. Существовало поверье: если есть глаза — может вселиться душа. Во многих культурах куклам часто придавалось магическое значение. А вы верите в кукольную мистику?

— Я не верю. Но художники-кукольники рассказывают, что кукла, когда ее создаешь, может капризничать и диктовать свою волю. Допустим, не хочет быть рыжей, а хочет быть блондинкой! Или юбочка, которую художник придумал специально для нее, ей не подошла. После росписи, когда появляются глаза на лице, начинает проявляться характер. Кукла на тебя смотрит, и ты начинаешь с ней как‑то ­взаимодействовать. Но кукольники утверждают, что никто и никогда с плохой энергетикой кукол не делает. Только с добром. Иначе кукла не получится.

Как возникло объединение художников-кукольников?

— Мастера жанра решили объединиться в 2006 году для участия в крупной выставке авторских кукол в Москве. Потом и в Петербурге стали организовывать выставки. На тот момент Объединение художников-кукольников города представляли известные петербургские мастера: Гуля Алексеева, Ирина Дейнеко, Елена Акулова, Алиса Баженкова (Великина), Александр Лузанов, Татьяна Баракова… Художники и мастера поддерживали друг друга в творческих начинаниях, обсуждали совместные проекты, стали вести курсы и давать мастер-классы… 

Я стала руководителем объединения в 2008 году. Сейчас в нем состоят мастера из разных городов России и ближнего зарубежья. Чтобы соответствовать новому статусу, мы сменили название на объединение художников-кукольников «Мосты».

Мы открыты для всех. Если вы любите кукол, уже создаете их или хотите попробовать сделать свою первую куклу, приходите, мы готовы делиться знаниями и советами.

Где учат художников-кукольников?

— Специальных учебных заведений нет. В Институте сценических искусств будущих артистов-кукольников учат делать кукол. Но театральная кукла — создание, которое живет в определенном контексте спектакля. Вырванная из него, она теряется.

Хорошие кукольники выходят из бутафоров. Они знают технологии, видят объект в объеме, в пространстве.

Сейчас существует много курсов, мастер-классов, в том числе проходящих онлайн, которые ведут уже состоявшиеся мастера кукольного дела.

Какие материалы сегодня используют?

— Самые разные: современные пластики, фарфор, папье-маше, дерево, вату… А еще текстиль, войлок. На нашей недавней выставке «Айдолл. Текстиль» были даже куклы, сделанные из капронового полотна.

— Довольно сложная и интересная техника называется «скульптурный текстиль». Текстильные куклы — очень многогранное направление. В зависимости от выбора материала — гладкого матового или мягкого, бархатистого — меняется стиль, образ. Художники-кукольники, я вам скажу, большие экспериментаторы.

Почему люди увлекаются изготовлением кукол? Понятно, что искусство — в какой‑то мере всегда игра. Но куклы — это прямо детство.

— Кто‑то приходит в такое творчество, чтобы поменять образ жизни, темп, устав от спешки, напряжения и суеты. Создание кукол — как арт-терапия для обретения душевного покоя. Мелкая моторика, кропотливая рукодельная работа плюс творчество и фантазия, выход образов из подсознания в материал, наконец, общение с единомышленниками… Все это благотворно действует на психику, на душу человека. Таков, кстати, был мой путь в мир кукол.

Кто‑то приходит в эту сферу целенаправленно, желая воплотить идеи именно в куклах. А кто‑то не наигрался, бывает и такое.

Возможно, и зрителей кукольные выставки привлекают так сильно по этой причине. Поиграть, почувствовать себя ребенком?

— Отчасти — да. Ведь, рассматривая кукол, можно не ограничивать свою фантазию, не искать, что хотел сказать автор, а придумать свою интерпретацию образа.

Кукла чаще всего — подобие человека. Или какого‑нибудь животного, так ведь? А возможен ли отход от традиции в авангард?

— Очень даже возможен. Художники могут уходить от человекоподобия в условность и даже абстракцию. Создавать не кукол, а, скорее, арт-объекты.

Например, Ольга Шабалина экспериментирует с материалом, соединяет самоотвердевающие материалы и эпоксидную смолу и «лепит» из них своих сфинксов, ангелов, снегурочек.

Саша Лузанов первым объединил авторскую куклу и стрит-арт, когда провел городской квест — прятал куколок из фарфора на фасадах старых домов, а в Интернете размещал подсказки, как их найти.

Могут быть куклы вполне человекоподобные, но при этом провокационные. Как, например, куклы Марины Бычковой. Сделанные из фарфора, шарнирные, они выглядят очень «по‑взрослому», эротично, и порой затрагивают острые социальные темы. Ярко работают сестры Поповы, не так давно прошла их выставка. Там интересная смесь кукольного искусства, моды и современного дизайна.

Но, на мой взгляд, даже самые необычные, авторские, куклы все равно остаются куклами. Просто с ними возникает немного другая игра — взрослая. Включается воображение. Мы одушевляем. Выбираем тех, кто так или иначе похож на нас, отвечает нашим пристрастиям, пробуждает воспоминания или мечты. И это тоже в какой‑то мере психотерапия.

Психотерапия — точно! Я была в прошлом году на организованной вами выставке в Центре книги и графики на Литейном. Был ноябрь и, как водится в этом месяце в Петербурге, в разгаре депрессия. А ушла с ощущением праздника. Будет в этом году выставка к Рождеству?

— Да, мы хотим сделать наши выставки ежегодными. Чтобы каждый сезон проходил как минимум один выставочный проект.

Где еще можно увидеть авторских кукол в Петербурге?

— Старейшая кукольная галерея в городе была организована Варварой Скрипкиной в 2003 году. И она с успехом работает по сей день. Дважды в год в Союзе художников проходят выставки «Время кукол». Обязательно присутствуют куклы и на «Крафт базарах» в том же ­союзе. В новом Музее петербургских ангелов — работы скульптора и кукольника Романа Шустрова, ушедшего из жизни в пандемию, и его жены Марии Касьяненко. Есть также в Петербурге Музей кукол и Музей игрушки — оба обязательны к посещению.

Расскажите немного о сувенирных куклах. Они ведь пользуются спросом? Какие именно?

— Давайте сначала определимся с самим понятием «сувенирная кукла». В контексте нашего разговора — это тиражная кукла, создаваемая одним или несколькими людьми в смешанной технике, чаще всего с использованием фарфоровых частей. Одетые в стилизованные исторические костюмы, с атрибутами Петербурга, они действительно популярны у туристов.

Авторская сувенирная кукла может быть повторяемой, но не тиражной и быть небольшого размера. И самым популярным персонажем здесь являются ангелы.

Вы не только как профессиональный кукольник, но и как мама маленькой дочери наверняка знаете, какие куклы нравятся современным детям. Что можете сказать об игрушках, которые продаются в магазинах? Среди них попадаются совершенно ужасные.

— Детям нравится то, что они чаще всего видят вокруг. Они выбирают себе хотелки из рекламы, из того, что заметили у друзей, из игр и мультиков, реже — из книжек. Многое зависит от того, какой жизнью живет семья, и от самого ребенка. Я очень либеральная мама в этом плане. Могу купить дочке «страшную» игрушку, которая в тренде, если понимаю, что она ее очень хочет и просит не один день. Меня не так пугают герои, воплощенные в игрушках, сколько иногда качество изготовления. На рынках можно действительно встретить кукольных чудовищ.

Авторскую куклу в детских руках я представляю плохо. Все‑таки авторская кукла — она для взрослых. Авторская игрушка — это другое дело. Она создается с расчетом на игру.

Отражает ли кукла эпоху, настроения людей?

— Авторская кукла отражает только видение автора. Если у него возникают переживания по поводу происходящего в мире, то он выразит их в кукле. Вот и все. Если он хочет выразить через свои образы что‑то другое, то он это и сделает.

Массовых тенденций тут нет. Другое дело, что к созданию кукол на актуальные социальные темы авторов могут побуждать различные выставочные проекты. Например, мы сейчас под эгидой объединения приглашаем авторов к участию в проекте «Письма издалека», который посвящен наследию Первой и Второй мировых войн. Там будут куклы, арт-объекты, инсталляции. Мы подготовим выставку к маю 2023 года.

А будут кукольные выставки в ближайшее время?

— Мы готовим сейчас выставку «НЕстрашные сказки». Откроется она в октябре в Центре книги и графики на Литейном проспекте. Там будут куклы нестандартные, фантастические. Какие‑то в стиле сюрреализма, другие — стимпанк, викторианская готика опять же, всяческий декаданс. В общем, такие, которые попадаются иногда на общих выставках типа «Время кукол» в Союзе художников и очень сильно выделяются среди «милоты».

Все секреты пока раскрывать не буду, но скажу, что мы собираемся создать особое пространство, где будет много черного цвета, бутафорский мох, камни, фантастические шляпы, летающие острова. Конечно, там можно будет встретить героев «Алисы в Стране чудес», драконов и ведьм, красавиц и чудовищ…



Комментарии