Дело, которым болеют всю жизнь
Почетный полярник Валерий ЛУКИН. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Кажется, единственное место на Земле, куда коронавирус не дотянулся, это Антарктида. Хотя полярники не могут чувствовать себя в безопасности и там: в условиях оторванности от внешнего мира их организм становится уязвим для инфекций. Что поделать: синдром потери иммунитета. Вообще Шестой континент, открытый два века назад, вроде бы должен ученых отпугивать: лютая стужа, шквальные ветры, сильно разреженный воздух, которым трудно дышать, а он, полный загадок, напротив, притягивает их все сильнее. И наш сегодняшний собеседник, сотрудник Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), знает это лучше других: больше четверти века он был руководителем Российской антарктической экспедиции (РАЭ). Да еще много лет представлял нашу страну на консультативных совещаниях, проводимых в рамках международного Договора об Антарктике, где ее судьбы обсуждают посланцы многих стран мира.
- Валерий Владимирович, нынешний год объявлен в России Годом Антарктиды. Но ведь ее открытие стало событием мирового значения...
- Несомненно, это одно из крупных географических открытий в истории человечества. Хотя наши соотечественники, отплывшие в 1819 году из Кронштадта на поиски неведомой Terra Australius, никогда не утверждали, что обнаружили именно континент. Для этого требовались доказательства, которых у них и быть не могло.
Ну как можно было убедиться, что это не архипелаг, состоящий из ряда островов, а материк, то есть обширный участок суши, окруженный со всех сторон океаном? Только одним путем: обойти на парусниках все побережье. Но морских судов, способных пробиться через могучие антарктические льды, тогда не было. А то, что материку присущ не океанический, а континентальный тип земной коры, состоящей из осадочных пород, гранитов и базальтов, в ту пору просто не знали.
Даже в начале XX века многие были уверены, что западную и восточную части этой земли разделяет скрытый под ледниками пролив: бытовала такая гипотеза. Опровергла ее в 1947 - 1948 гг. экспедиция Ричарда Берда (США). Американцы искали этот пролив, пролетая на самолетах, а обнаружили вместо него гряду трансантарктических гор. Хотя окончательно доказать, что это континент, удалось куда позже, когда стали применять сейсмические и радиолокационные методы зондирования ледников.
Ну так и что? Принизить результаты плаваний Колумба, который в поисках экзотической Индии первым из европейцев увидел Америку, к тому же не ведая, что это материк, никто и не думал. А попытки оспорить приоритет России в открытии Антарктиды не утихают до сих пор...
- Почему, как по-вашему?
- Вспомним историю: первое кругосветное плавание русских моряков (1803 - 1806 гг.) под командованием Крузенштерна и Лисянского носило, скорее, политический характер, оно не преследовало чисто экономических целей. Наша страна хотела заявить о себе как о ведущей европейской державе, а после победы над Наполеоном стремилась укрепить этот статус. Для чего и нужны были крупные достижения, которые за рубежом пытались оспорить под любым предлогом.
Другое дело, что успехи англичан или французов были общеизвестны, а Россия в силу разных причин порой и не пыталась донести свои завоевания до европейского сообщества. Это тоже сыграло определенную роль. Вот и Жюль Верн, автор многотомной истории географических открытий, писал, что русские первыми обнаружили в Южном океане один из островов, назвав его Землей Александра I, будто это было главным результатом экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева...
- Отправляясь в неизведанный путь, они не надеялись вернуться?
- Маршрут этот был известен: в конце XVIII века англичанин Джеймс Кук прошел им в поисках южной полярной земли и оставил описания. Правда, его корабль, дойдя во время второй кругосветки до 71-го градуса южной широты, встретил непроходимые дрейфующие льды и повернул обратно, не увидев берегов Антарктиды. Дальше пробиться сквозь морские льды никому не удастся, посчитал Кук. Но русские решили опровергнуть его выводы, а может, ледовая обстановка в тот год выдалась благоприятнее. Так или иначе, их плавание увенчалось успехом.
В то же время эта экспедиция была подготовлена так основательно, что диву даешься. Ее участники имели лучшие штурманские приборы, купленные у англичан, все изданные в Европе атласы, отображавшие район южных морей, а также большой запас продовольствия, включая противоцинготные средства, и превосходное, на любую погоду, обмундирование. Адмиралтейская коллегия, готовя программу экспедиции, выдала морякам подробные инструкции, обязав вести по пути астрономические наблюдения, изучать морские течения, составлять научные коллекции, собирая образцы флоры и фауны, зарисовывать встреченные военные крепости и т. д.
При этом все были настолько уверены в благополучном исходе путешествия, что офицерам выдали перед отправкой солидное вознаграждение: денежное довольствие за семь лет службы вперед (матросы получили аванс за четыре года), и никто с них потом его не удерживал. На петербургском Монетном дворе отчеканили серебряные и бронзовые медали для награждения русских моряков и иностранцев, помогавших им при заходе в различные порты: на лицевой стороне там был помещен портрет Александра I, а на оборотной были выбиты названия шлюпов: «Восток» и «Мирный».
- Все было продумано до мелочей?
- Да, поэтому кругосветное плавание унесло три жизни, а не больше: два матроса, ставя паруса в бурном море, сорвались с рей и утонули, да еще один, у которого помутился рассудок, выпрыгнул в холодные волны и подобрать его не смогли. Для столь масштабной парусной экспедиции, длившейся 751 день, во время которой было пройдено свыше 49 тысяч морских миль, это невероятно: ни один подобный поход прежде успеха такой ценой не достигал. Что тоже говорит об отличной штурманской подготовке и организации плавания.
Парусники шли одним курсом, не теряя друг друга, без радиолокации и современных средств связи, а если расходились в штормах или тумане, то встречались в обусловленном месте. Конечно, моряков подстерегали опасности, но назвать их путешествие авантюрой было нельзя, еще и поэтому им улыбнулась удача. 28 января 1820 года экипаж шлюпа «Мирный» увидел ледяные берега Антарктики (название это предложил в 1886 г. британский океанолог и географ Джон Меррей), где далее, как было записано в корабельном журнале, «до горизонта простирался матерый лед...».
- И вам доводилось бывать там. Помните, когда это случилось впервые?
- В августе 1970 года, без малого полвека назад, после окончания Ленинградского госуниверситета я влился в команду ААНИИ и стал заниматься изучением Арктики. Участвовал в работе более двадцати арктических экспедиций, был руководителем 22-й и 29-й полярных дрейфующих станций «Северный полюс».
А когда в 1989 году началась подготовка к советско-американской экспедиции, которой предстояло поработать вблизи Антарктиды, академик Юрий Израэль, глава Госкомгидромета, предложил мне ее возглавить. Так в 1992-м я впервые побывал на этом континенте и «заболел» им навсегда: нужно было, вылетев к морю Уэдделла, оценить его ледяной покров и решить, имеются ли условия для создания первой в мире дрейфующей антарктической стации. В начале следующего года судно «Академик Федоров» высадило нас на льдину, и более трех с половиной месяцев экспедиция (15 советских ученых и 18 американцев) работала там, отдрейфовав в общей сложности на 750 километров.
- Какие задачи она решала?
- Это был блокированный льдами, а потому малоизученный район того моря у восточного побережья Антарктического полуострова, где мы отбирали пробы воды, вели метеорологические наблюдения, изучали трансформацию ледяного покрова. Лучшим научно-исследовательским судном, позволявшим проводить такую работу на море, была тогда немецкая «Полярная звезда» (Polarstern). Но американцы, не желая быть «приглашенной стороной», решили обойтись без нее. К тому же исследования на дрейфующей льдине в какой-то мере более репрезентативны, чем на судне, где, учитывая действие физических полей, все равно порой приходится организовывать выносной лагерь.
- Арктика и противоположный ей регион чем-то похожи?
- Если и есть между ними что-то общее, так это длинный полярный день, сменяющийся столь же продолжительной ночью, да и то чередование их идет асинхронно. Во всем остальном они абсолютно разные: на Шестом континенте климат более суровый, там другой по своей физической структуре снег, и материковый морской лед, не похожий на арктический ни по свойствам, ни по размерам, тоже имеет свои особенности.
Как океанологу, мне приходилось изучать Северный Ледовитый океан и Южный, а разница между ними существенная: она связана со стратификацией (расслоением по плотности) океанических вод. В первом из них, куда впадает много полноводных северных рек, поверхностные воды распреснены большим речным стоком. А у берегов Антарктиды, лишенной рек, опреснение происходит только от таяния льдов, поэтому Южный океан в отличие от его антипода слабо стратифицирован, и процессы взаимодействия водных масс там другие.
Кроме того, в южном регионе наблюдается мощное течение вокруг материка, так называемый антарктический циркумполярный круговорот, а в Арктике этого нет. Многие явления там связаны с мощным трансарктическим течением и антициклоническим круговоротом. Да и состояние ледяного покрова различается: в Арктике площадь и толщина льда из-за потепления климата становятся меньше, а на Шестом континенте территория дрейфующих льдов расширяется.
- Исследовать его заставляет научный интерес и только?
- Нет, конечно, делать это необходимо и с точки зрения государственных интересов: для обеспечения национальной безопасности (в широком смысле), укрепления мирового престижа страны и развития разных отраслей экономики. Только вот тактические задачи у государств, обосновавшихся там, разные.
Нашей стране, большая часть территории которой расположена в зоне вечной мерзлоты, важно изучать глобальные климатические изменения: бурное потепление может привести к катастрофическим для ее экономики последствиям. Россия заинтересована также в развитии своей космической программы, а имеющаяся у нас в Антарктиде наблюдательная сеть позволяет следить за околоземным пространством (вести такие работы на территории страны невозможно). Для чего? Чтобы корректировать положение спутников на орбите, повышая точность отечественной навигационной системы.
Договор об Антарктике предусматривает ее использование исключительно в мирных целях, запрещая там любую деятельность, кроме научной и связанной с охраной окружающей среды. В то же время рыболовный промысел, регулирующийся международным соглашением, Россия и другие страны продолжают вести в Южном океане, добывая гололобую нототению, криль (морской рачок) и антарктический клыкач (на международных оптовых рынках цена на него составляет около 50 долларов за килограмм).
Особый интерес для нашей страны представляет также изучение минерально-сырьевых богатств этого континента.
- Но добывать их там запрещено?
- Это верно, нельзя даже проводить в том регионе, где жесткие экологические требования, геологоразведку. Но решать научные задачи, имеющие отношение к прогнозной оценке ресурсов, никто не мешает. А наши геологи выяснили, что в недрах шельфовой зоны этого континента содержится 72 млрд тонн условного углеводородного топлива.
Российские ученые ведут в Антарктиде работы порой на мировом уровне (яркий тому пример - бурение скважины в районе подледникового озера Восток). А сотрудники петербургского ААНИИ дальше всех продвинулись в изучении и прогнозировании «космической погоды», связанной с солнечной активностью (магнитные бури, влияющие на радиосвязь, состояние навигационных спутниковых систем, аварийность трубопроводов и т. д.), где приоритет нашей науки сегодня тоже неоспорим.
На полярных антарктических станциях ученые проводят исследования и по новым научным направлениям, значимым для таких отраслей, как фармакология, биоинженерия, космическая медицина. Так, российские медики изучают состояние человека в экстремальных, близких к космическим, условиях Южного континента, хотя... Возвратить космонавта с орбиты на Землю, если что, проще, чем организовать спасательную операцию с антарктических станций, где оставшимся на зимовку полярникам приходится рассчитывать лишь на себя.
С марта по ноябрь эта часть нашей планеты недоступна для морских судов, авиации и спасательной техники. Самолет, долетев до ее южной макушки, приземлиться не сможет, а если и сядет, не поднимется в воздух: ни один гидравлический механизм температуру минус 55 градусов и ниже не выдерживает.
- Однако желающих там поработать немало...
- Полярник не профессия, а образ жизни, осознанный выбор судьбы. После того как я побывал в Антарктиде 22 раза, участвуя в работе сезонных отрядов и оставаясь на зимовку, для меня это очевидно. Мне нравилось ощущать свободу, оставаясь за тысячи километров от офиса, - даже если приходилось, как начальнику РАЭ, принимать решения, от которых зависит здоровье и жизнь людей.
Ведь руководитель экспедиции (эту должность я занимал до 2017 года, пока позволял возраст) отвечает за все, включая снабжение и научную программу. Под его оперативным управлением находятся все российские станции в южном полярном регионе. Хотя не это самое трудное.
- А что же тогда?
- Обеспечивать качественные закупки для РАЭ в рамках бюджета, который почти не растет (чуть более 1 млрд рублей на год), в соответствии с 44-м федеральным законом: по условиям конкурса, где решающую роль играет минимальная цена. То есть купить прибор подороже, способный отработать без ремонта десять лет, закон запрещает, но обязывает тратить государственные деньги на барахло, которое может выйти из строя уже через год.
С другой стороны, деньги полярникам выделяют в рублях, а некоторые позиции «привязаны» к курсу доллара (топливо для судов в зарубежных портах, лоцманские сборы, валютная часть зарплаты экипажа), а в долларовом исчислении рубль по сравнению с советскими временами подешевел. Да и подавая заявку при формировании бюджета на следующий год, заранее не знаешь, как вырастут цены на продукты питания, сколько будет стоить топливо.
Но при этом, хочу заметить, ни одна экспедиция не сорвалась, даже в тяжкое постсоветское лихолетье, а Россия остается в числе ведущих полярных держав мира.
- Выходит, налицо положительные перемены?
- Конечно. Финансирование РАЭ стало устойчивее, состав экспедиций помолодел, и круг полярников, представлявших одни и те же структуры, начал расширяться за счет Роскосмоса, академических институтов и т. д. В 2012 году был построен новый зимовочный комплекс на станции «Прогресс», сейчас ведутся работы по проектированию и сооружению взамен устаревшего современного модуля «Восток» (причем на средства компании «НОВАТЭК»). А в 2021 году намечается расконсервировать станцию «Русская», сделав ее круглогодичной, и это будет шестая полярная база России в Антарктиде, не считая сезонных полевых городков.
Нельзя сказать, что на этот регион федеральная власть не обращает внимания. Хотя отдельные пункты Стратегии государственной деятельности РФ в Антарктике на период до 2020 года, в подготовке которой я участвовал, были не выполнены. Россия не построила, например, самолет нового поколения для обеспечения полярных станций на этом континенте, и новые отечественные суда, необходимые для исследований в Южном океане, не появились. Надеюсь, этот обновляемый ныне стратегический документ будет полнее реализован.
- Договор об Антарктике ведь тоже был пересмотрен?
- Эта система договорных отношений, принятая 60 лет назад, предусматривает две группы стран-участниц: одни из них, имеющие национальную антарктическую программу и действующие там станции, могут принимать решения и накладывать вето (таких теперь 29), а другие (еще 25) присоединились к ним в качестве наблюдателей. В целом это 54 страны, самые экономически развитые, где проживает более 65% всего населения мира.
Каждый год в одном из государств, входящих в первую группу, проходят консультативные совещания, где рассматриваются политико-правовые вопросы. В 27 таких встречах, включая петербургскую (2001 г.), мне довелось принимать участие, и могу сказать, что приходить к общему знаменателю там становится все труднее. Мир сильно изменился, и хотя это нашло отражение в поправках к Договору об Антарктике, остается еще много спорных моментов.
Базовые принципы деятельности на материке, принадлежащем всему миру, несмотря на попытки его разделить, остаются прежними: это территория, открытая для исследований, туризма и международного сотрудничества. Но нерешенные противоречия представляют опасность для этой системы. А вступить в нее, дабы поднять свой статус, становится легче (достаточно иметь суда ледового класса и авиацию), чем прежде, когда попасть к берегам Антарктиды было уделом немногих стран и самых отчаянных моряков.
Подготовил Виктор ЮШКОВСКИЙ
Комментарии