Когда вокруг море возможностей

Татьяна ПУСТЫННИКОВА | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Гость редакции – председатель Молодежного морского совета Санкт-Петербурга Татьяна ПУСТЫННИКОВА.

Про «взрослый» Морской совет знают все, кто так или иначе причастен к проблемам судоходства. Между тем в этой отрасли трудится немало молодежи. Ежегодно в нее вливаются тысячи выпускников профильных учебных заведений. Еще больше тех, кто, сидя за школьной партой, мечтает строить и водить корабли. И Петербург – пока единственный город России, где создана специальная общественная организация, помогающая молодым людям состояться в морской профессии. Руководитель Молодежного морского совета напоминает «комсомольскую богиню» советских лет – яркая, энергичная, абсолютно уверенная в своей правоте.

Как вам кажется, Татьяна, сегодняшняя наша молодежь сильно интересуется морем?

– Здесь, я бы сказала, такой волнообразный процесс. Могу наблюдать его как снаружи, так и изнутри, поскольку в теме уже больше двадцати лет. Сразу после школы пришла учиться в Морской технический университет (Корабелку), там работаю и сейчас. Постоянно общаюсь со студентами, но в силу своих общественных обязанностей вижу и ситуацию в целом. И здесь есть весьма очевидная логика: если отрасль в провале, интерес у молодежи она вызывает небольшой. Молодые люди не видят там для себя жизненных перспектив. Эти времена я еще застала. Но сейчас отрасль на подъеме, морская тематика стала популярной, и я вижу, как горят глаза у школьников, студентов и молодых специалистов. К нам в Корабелку или, скажем, в Макаровку становится все труднее поступить – желающих много, проходные баллы очень высокие.

Но, судя по всему, Молодежный морской совет был создан как раз не в самые лучшие времена?

– Да, это был 2004 год, проблема популяризации морских профессий стояла весьма остро. Юноши, выбиравшие жизненный путь, эту стезю рассматривали как удел неудачников – соответственно, в учебные заведения данного профиля шли, мягко скажем, не отличники. Чем можно было привлечь людей? Мы, группа активистов, начали с творческих движений. Провели, например, конкурс красоты «Жемчужина Балтики», где оценивались не только внешние данные, но и профессиональные знания и умения. Стали организовывать какие-то конкурсы, фестивали. Но вскоре эта линия себя исчерпала. Возникла определенная пауза. В новом качестве совет возродился где-то в 2014-м. Мы поняли, что нужно не только песни петь и плясать, а мыслить более масштабно, говорить с молодежью по-серьезному.

«Мы» – это кто?

– Мы – это лидеры молодежных движений учебных заведений, активисты советов молодых специалистов, которые к тому времени стали появляться на предприятиях. В 2013-м меня избрали председателем. Наверное, это не случайно – я представляю один из ведущих вузов страны, который уже не одно десятилетие является кузницей кадров для судостроительной отрасли. В поле моего зрения – практически все предприятия, учебные заведения и проектные организации, имеющие отношение к судостроению и судоходству. И, конечно, с того далекого 2004-го, когда я сама еще была студенткой, у меня появился жизненный и профессиональный опыт, понимание проблем отрасли и происходящих в ней процессов. Сформировался и костяк единомышленников, готовых придумывать и реализовывать интересные проекты. Принципиально важной была и поддержка Морского совета Санкт-Петербурга.

Молодежь, с которой вам приходится работать, сильно изменилась с тех пор, как вы ступили на эту стезю?

– Она стала гораздо активнее и в то же время прагматичнее. Появилось множество молодежных движений и объединений – творческих, экологических и разных других. Но их состав постоянно меняется – люди часто приходят туда, имея в виду какую-то практическую выгоду. А там вдруг оказывается, что «пряников» не так уж много, надо работать, тратить время и силы. И тогда ребята быстро остывают.

Мы в свое время с энтузиазмом подхватывали любые творческие инициативы старших товарищей. А сейчас первокурсник, прежде чем во что-то вписаться, основательно прощупает почву: а надо ли мне это? И мы, чтобы привлечь молодежь к нашим проектам, очень тщательно готовим информационное пространство. Тем не менее большинство молодых людей готовы участвовать в наших мероприятиях лишь в роли потребителей, а не организаторов.

В общественных мероприятиях можно участвовать, а можно и не участвовать. Но, когда молодой специалист приходит на предприятие или в НИИ, ему приходится сталкиваться с трудностями, от которых уже не увильнешь...

– Да, неоправданные ожидания случаются у многих. В вузе или колледже студент так или иначе живет в тепличных условиях. У нас, к примеру, если он хорошо учится, участвует в научной работе, его стипендия может доходить до 40 тысяч рублей. А когда он придет на предприятие, ему предложат работать «от звонка до звонка» примерно за такие же деньги. Здесь очень важно, чтобы человек ощущал себя не котенком, брошенным в воду, а профессионалом с перспективой роста, причастным к большому, интересному делу. В этом смысле наша отрасль очень благодатная – посмотрите, сколько за последнее время спущено на воду больших современных судов. Когда человек видит, что в этом есть частица его труда, он загорается, становится готовым выкладываться по полной. А ведь недаром говорят: кто умеет строить корабли, тот умеет строить все. Уже на моих глазах ребята с вузовской скамьи стали классными специалистами, решающими серьезнейшие технические задачи.

Вероятно, все-таки молодому специалисту самому встроиться в новую жизнь непросто – нужна некая система адаптации, помогающая ему встать на ноги?

– Конечно! Это целая отдельная наука. Ведь пока студент учился, появились новые технологии, методы работы, организационные формы. Неизбежно приходится доучиваться и переучиваться. Будет он сам стараться догнать время или кто-то ему поможет? К сожалению, я не могу сказать, что на всех предприятиях к этим вопросам относятся с должной степенью серьезности – в значительной мере все определяет политика руководства.

Но есть совершенно блестящие примеры – скажем, АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор». Там молодых специалистов и обучают, и создают им условия для научной работы, и обеспечивают возможности для досуга, и предоставляют массу социальных льгот и программ. А главное – человек с первого же дня чувствует, что он – в команде единомышленников, готовых всегда прийти к нему на помощь. Хочу сказать, что это очень грамотная политика, это инвестиции в будущее. Текучесть кадров на данном предприятии минимальна – стоит ли удивляться, что оно работает на высочайшем мировом уровне.

Другая система применяется на двух наших ведущих кораблестроительных предприятиях – ПАО «СЗ «Северная верфь» и АО «Адмиралтейские верфи». Там сделан упор на работу с профильными учебными заведениями. Туда выезжают молодые специалисты и устраивают с будущими выпускниками «встречи без галстуков». Погружают их в производственные проблемы, делятся собственным опытом. Нередко такие встречи проводятся в игровой форме, с использованием, к примеру, викторин.

Вообще-то о профориентации у нас говорили всегда...

– Да, но сегодня эта деятельность выходит на системный уровень. Представители предприятий идут в школы, встречаются с учениками. Более того, время от времени на этих предприятиях устраивают такие акции, как «неделя без турникетов», когда туда пускают организованные экскурсионные группы школьников и студентов. И это, заметьте, в отрасли, которая традиционно была закрыта для посторонних!

Особое внимание – к учащимся техникумов и колледжей, которым предстоит осваивать рабочие профессии. Их приглашают на производство, приводят в цеха, где им предстоит трудиться. Часто это дети из неблагополучных семей, не избалованные лаской, и внимание, проявленное к ним будущим работодателем, на ребят производит огромное впечатление. Такой опыт перенимают и другие предприятия отрасли. Более того, в нормативных документах, например, Объединенной судостроительной корпорации меры по адаптации молодежи специально прописаны.

Как во всей этой деятельности участвует Молодежный морской совет?

– Профориентацию мы проводим по разным направлениям. Во-первых, непосредственно на местах, с участием наших активистов – представителей советов молодых специалистов. Во-вторых, «на выезде», к примеру, в виде специальных мероприятий – ярмарок морских профессий. Пилотный проект запустили в Доме молодежи Выборгского района в 2014 году. Участвовали в нем 350 школьников. Разумеется, о том, чтобы посадить их всех в актовом зале и прочитать какую-нибудь лекцию, не могло быть и речи. Поэтому мы все это сделали в форме квеста.

Группы участников двигались по определенным маршрутам, останавливаясь на «станциях», каждую из которых оборудовало какое-то морское предприятие или вуз. «Адмиралтейские верфи», например, представили макет подводной лодки, которую нужно было собрать из определенных узлов. На другой «станции» стоял сварочный тренажер, детям предлагали надеть маску, взять в руки аппарат и самим сделать сварной шов. На третьей «станции» им предстояло ответить на вопросы по истории российского флота. Ребята из Корабелки привезли учебный бассейн и провели наглядную «лабораторную работу» по остойчивости судна. Вообще студенты-волонтеры стояли рядом со специалистами на каждой «станции» и тоже по ходу дела многому учились.

Дети же, проходя такие испытания, за час с лишним окунулись в морскую тематику с головой. Успех был тогда грандиозный. С тех пор мы провели ярмарку уже много раз на разных площадках. Разумеется, наполнение ее со временем корректируется – менее востребованные профессии заменяются более актуальными. Число партнеров, участвующих в проекте, увеличивается – сейчас с нами работают, например, представители музея-ледокола «Красин» и «Петровской акватории». И ребятам все это очень нравится – некоторые даже второй раз приезжали. Подобные профориентационные игры с тех пор проводят и на предприятиях, и в учебных заведениях, и в ведомственных детских лагерях отдыха. А в этом году с учетом пандемии мы переработали проект под онлайн-формат.

Вас, наверное, руководители предприятий носят на руках – такую шикарную пиар-кампанию вы им делаете.

– Да, носят, но далеко не все. Некоторые действительно увидели в проекте лишь площадку для собственной бесплатной рекламы. Но мы – организация некоммерческая, и попытка втянуть нас в подобные истории выглядит весьма некорректно. Те же руководители, которые мыслят шире, действительно нас очень ценят. Они видят, что мы не руководствуемся чьей-то сиюминутной выгодой, а выполняем, скорее, просветительскую миссию, работаем на перспективу. И потому оказывают всяческую поддержку, мгновенно откликаются на любую просьбу.

Кто сегодня составляет вашу команду?

– Самый ближний круг – правление, состоящее из 14 человек. Еще около 40 – актив и около 300 – волонтерский корпус. Представлены практически все морские учебные заведения и более-менее значимые предприятия и проектные организации. Столь широкий охват позволяет постоянно держать руку на пульсе, отслеживая все тенденции отрасли, генерировать новые идеи. Вот, например, недавно в Петербурге прошла крупнейшая в Восточной Европе и на всем постсоветском пространстве гражданская судостроительная выставка «Нева-2021». На ней работали волонтеры из наших морских учебных заведений. А также мы взялись в рамках выставки провести молодежный день.

Предполагалось, что придут группы ребят из определенных вузов и школ. Мы разработали для них специальные экскурсионные маршруты, договорились с нашими партнерами – участниками выставки, чтобы они приняли этих гостей, все им рассказали и показали. Но ребят пришло гораздо больше – около тысячи. И нам удалось устроить им всем целое путешествие по «стране судостроения».

Но предоставленную возможность мы решили использовать не только для профориентации, но и для поддержания статуса молодых специалистов, которые занимаются внедрением новых технологий. Одним из наиболее значимых мероприятий стал «круглый стол» совместно с членами Научно-технического общества судостроителей имени академика А. Н. Крылова. Собрались много великолепных молодых профессионалов – руководители коллективов, авторы инновационных проектов, кандидаты наук. Состоялся интереснейший разговор, возникло много новых знакомств и деловых связей. Для нас это был первый опыт, и он оказался удачным. Массу впечатлений получили и наши волонтеры, которые обслуживали выставку.

Что в ближайших планах Молодежного морского совета?

– Мы собираемся провести форум морских молодых лидеров. Первый такой форум прошел еще в 2012 году. Приехали представители многих стран, было чрезвычайно интересное общение. Мы увидели, какой гигантский потенциал сегодня несет в себе современная молодежь. Осталось желание организовать что-то подобное. Конечно, в силу сегодняшней ситуации есть сложности с приглашением для очного участия иностранных гостей, но можно рассмотреть вопрос о работе в онлайне.

Активно развиваем связи с другими морскими городами России. Наши наработки пользуются спросом, хотя такую структуру никто, кроме нас, у себя не создал. Не очень понимаю, почему – в Архангельске, например, с морем связана и история, и вся нынешняя жизнь. Но там есть Совет по взаимодействию речных и морских портовых городов, который служит «точкой связи» со многими профильными структурами России. У нас прекрасные контакты и с архангельским Молодежным советом (увы, не морским!), и с Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М. В. Ломоносова. Мы делимся друг с другом идеями, охотно участвуем в мероприятиях наших городов. Весьма плодотворное сотрудничество, надеюсь, сложится с Мурманском и Нижним Новгородом. С их представителями мы познакомились на фестивале «МОРФЕСТ». С удовольствием делились мы своим опытом интерактивных программ и с калининградским Музеем Мирового океана.

Не жалко своих ноу-хау?

– Нисколько! Морская среда вообще вся основана на взаимовыручке, здесь люди, как правило, не жадные. То, что ты отдал, потом к тебе возвращается сторицей – в виде той или иной помощи или просто добрых человеческих отношений. Все мы работаем бесплатно, «за идею». У каждого есть свое основное место службы, где мы получаем зарплаты. Времени на это «хобби», конечно, уходит много. Приходится отрывать от семьи – у меня дома, например, две маленькие дочки-двойняшки. Но домашние меня понимают: папа – офицер-подводник, и вся наша жизнь связана с морем. Супруг и брат тоже трудятся на благо судостроения. А когда мои дети подрастут, они будут точно знать, что являются гражданами великой морской державы. Я постараюсь!



Материалы рубрики

21 января, 11:06
Анна ЗАГРЕБНЕВА
14 января, 11:14
Илья ЛАЗЕРСОН
30 декабря, 11:01
Феликс МИХАЙЛОВ
24 декабря, 07:00
Алексей МИШИН
17 декабря, 10:58
Татьяна КАЗАНКИНА

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Умерла 12-летняя петербурженка Алиса Адамова, пострадавшая в бассейне турецкого отеля
28 августа 2019

Умерла 12-летняя петербурженка Алиса Адамова, пострадавшая в бассейне турецкого отеля

Девочка скончалась через 10 дней после ЧП, несмотря на все попытки врачей спасти ей жизнь.

Женщине отрезало обе руки во время инцидента в подземке Петербурга
28 августа 2019

Женщине отрезало обе руки во время инцидента в подземке Петербурга

Петербурженке, упавшей под поезд на станции «Гражданский проспект», отрезало обе руки.

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Польский турист честно рассказал о трагедии в бассейне Турецкого отеля
23 августа 2019

Польский турист честно рассказал о трагедии в бассейне Турецкого отеля

Администрация курорта обвинила родителей Алисы Адамовой в произошедшем ЧП.

В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов
23 августа 2019

В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов

Среди них - участки Северного проспекта, Выборгского шоссе, проспекта Энгельса и еще десяти магистралей города.

«Ленинградка» повзрослела. Женскую волейбольную команду из Петербурга не узнают в новом сезоне
23 августа 2019

«Ленинградка» повзрослела. Женскую волейбольную команду из Петербурга не узнают в новом сезоне

Настолько опытной по составу представляющая город в женской суперлиге команда не была никогда.

Как продлить жизнь при помощи питания?
21 августа 2019

Как продлить жизнь при помощи питания?

Врач-диетолог рассказала, что нужно есть, чтобы долго жить и не болеть.

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

Автоледи перекрыла Конюшенную улицу ради шопинга в ДЛТ
20 августа 2019

Автоледи перекрыла Конюшенную улицу ради шопинга в ДЛТ

По словам петербуржцев, женщина припарковала свой BMW вторым рядом и ушла за покупками в ДЛТ.

Безопасно ли покупать грибы у частников?
20 августа 2019

Безопасно ли покупать грибы у частников?

У всех станций метро бабушки торгуют лисичками, белыми и подберезовиками. Но можно ли их есть?