Вернуться в приют добрых душ

Ольга МОРОЗОВА | Заведующая музеем-усадьбой «Приютино» Ольга МОРОЗОВА. ФОТО Вадима МИХАЙЛОВА

Заведующая музеем-усадьбой «Приютино» Ольга МОРОЗОВА. ФОТО Вадима МИХАЙЛОВА

Ольга Морозова стала руководителем «Приютино» в начале этого года. Накануне Международного дня музеев, который отмечается 18 мая, мы говорим с нашей гостьей об истории усадьбы Олениных и будущем музея, об экспонатах и способах привлечения публики.

- Ольга Михайловна, предложение возглавить известный музей было из тех, что невозможно отказаться?

- Не скажите. Я думала месяц и приняла решение, когда поняла, что мы с Лесей Анатольевной Колесниковой, руководителем Музейного агентства Ленинградской области, куда входит «Приютино», одинаково видим будущее этого музея.

Кроме того, я проработала в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме куратором выставочных программ десять лет, и возникло ощущение: пора что-то менять... Я придерживаюсь в этом смысле не очень популярного мнения, что даже в довольно консервативной музейной среде нужно менять место работы с какой-то разумной периодичностью.

- До начала музейной карьеры вы были нашей коллегой?

- С девятнадцати лет, параллельно с учебой в Академии художеств, около пяти лет я работала в информагентствах и на радио, редактировала газету «Все музеи Санкт-Петербурга», а позже газету «Языковед»...

- Опыт работы в Фонтанном доме вам поможет?

- Поможет. В первую очередь пониманием, как должен быть построен литературный музей. Помню, когда я только пришла в Музей Ахматовой, меня изумляло, как там много времени люди тратят на разговоры. После работы в СМИ первое время кажется, что окружающие просто попусту теряют время. Но я поняла смысл выражения «музейное сознание». Конечно, темп другой, но ведь и цели другие. Музей, как мне сейчас представляется, это в первую очередь люди, а потом коллекция, программы, издания и так далее.

- «Приютино» - сравнительно молодая для музея организация: и полвека еще нет...

- Это единственная музеефицированная усадьба XIХ века в окрестностях Петербурга. В 1960 году она была объявлена памятником истории культуры. Однако возрождение началось в 1969 году, когда в ней решили разместить Всеволожский краеведческий музей. В то время все усадебные постройки использовались как жилые и были плотно заселены. В домах топились печи, не было водопровода. Тогда основной задачей стало собирание будущей музейной коллекции и ремонт главного усадебного здания - первого господского дома. Хотя для музея был освобожден лишь нижний этаж, две комнаты, творческий коллектив под руководством Льва Валентиновича Тимофеева, создателя музея и его первого директора, приступил к разработке экспозиции, рассказывающей об истории усадьбы, ее хозяевах и гостях. Именно на этапе подготовки первой экспозиции профиль создаваемого музея был изменен: широкая краеведческая ориентация сменилась культурно-исторической. Решение переориентировать музей из краеведческого в литературно-художественный было, как мне кажется, абсолютно закономерным.

В 1974 году музей получил современное название: литературно-художественный музей-усадьба «Приютино». Тогда в двух комнатах главного господского дома была открыта первая экспозиция.

- В тот год широко отмечалось 175-летие со дня рождения Пушкина. Десятитомник выпустили массовым тиражом. Наверное, заодно решили вспомнить старика Оленина, дружившего с поэтом?

- Возможно, юбилейная дата сыграла определенную роль. Но и сам Алексей Николаевич Оленин (1763 - 1843) был неординарной личностью: государственный секретарь, действительный тайный советник, директор Публичной библиотеки, президент Академии художеств. В Приютине гостили Пушкин, Жуковский, Глинка, Карамзин, Брюллов... «Гостить у Олениных, - вспоминал художник Федор Григорьевич Солнцев, - было очень привольно: для каждого отводилась особая комната, давалось все необходимое, и затем объявляли: в девять часов утра пьют чай, в двенадцать - завтрак, в четыре часа обед, в шесть часов полдничают, а в девять - вечерний чай; для этого гости сзывались ударом в колокол; в остальное время дня и ночи каждый мог заниматься чем угодно: гулять, ездить верхом, стрелять в лесу из ружей, пистолетов и из лука, причем Алексей Николаевич показывал, как нужно натягивать тетиву».

После Оленина усадьба несколько раз меняла владельцев, служила молочной фермой. При советской власти она стала частью Щегловского совхоза. В годы Великой Отечественной войны вблизи усадьбы располагался военный аэродром, поэтому ее строения использовались для хозяйственных нужд защищавших Ленинград авиаполков. После войны все сохранившиеся здания остались у военных.

- Как в 1970-е годы удалось собрать музейную коллекцию?

- В первые годы был выявлен и, насколько это было возможно, собран в приютинских фондах комплекс мемориальных предметов и изобразительных материалов, непосредственно связанных с усадьбой и ее владельцами. Директор Тимофеев целеустремленно и самоотверженно выявлял и приобретал у немногочисленных потомков семьи Олениных то немногое, что еще оставалось в их руках. Многие из этих вещей были подарены будущему музею.

- Например?

- Например, сохраненный потомками мальтийский именной крест, принадлежавший Оленину; часы с вензелем Екатерины II, печатка с гербом Олениных, а также семейный фарфор. Из предметов мебели чудом сохранились столик для рукоделия, а также бюро Алексея Оленина. Благодаря потомкам Александра Брюллова коллекция музея была пополнена рисунками и набросками братьев Брюлловых и музыкальной шкатулкой.

Основную же часть собранной в последующие годы (в основном до 1990-го) коллекции составили подлинные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX веков, а также книги и гравюры этого периода. Коллекция печатной и оригинальной графики включает более 3,5 тысячи единиц, в том числе оригинальные работы П. Басина, Сильвестра Щедрина, Александра и Карла Брюлловых, О. Кипренского, В. А. Жуковского, Ф. И. Иордана, М. И. Теребенева, П. А. Оленина и других художников.

Собрание живописи - более ста картин - включает работы А. Г. Варнека, И. Ромбауера, Б. Митуара, А. О. Дезарно. Коллекция мебели насчитывает более 400 предметов, в основном русского производства эпохи классицизма. Коллекция художественного металла - 776 предметов - включает прекрасные образцы осветительных приборов и бронзовых часов...

- Как долго музей занимал две комнаты?

- В 1976 году были определены границы усадьбы и утверждена ее охранная зона. Через два года, после расселения всех жильцов первого господского дома, музейную экспозицию в двух комнатах демонтировали. После долгой реставрации, шедшей с большими перерывами, только в 1990 году «Приютино» вновь открылось для посетителей, заняв уже весь этот дом. В таком виде экспозиция существует и сегодня.

В 1989 году было завершено расселение второго господского дома (иногда его называют флигелем) и началась его реставрация. Однако вскоре, по понятным причинам, финансирование было прекращено. Сейчас флигель законсервирован и ждет реставрации.

- Но ведь с тех пор минуло уже тридцать лет...

- Естественно, понимание того, что «Приютино» нуждается в реставрации, существует все эти годы. В 2012 году между Министерством культуры и Ленинградской областью было заключено соглашение «Сохранение и использование культурного наследия России за счет средств Международного банка реконструкции и развития». Предметом соглашения по усадебному комплексу в «Приютино» является комплексное проектирование, включающее инженерные сети, благоустройство территории, реставрацию и приспособление под использование всех объектов, включенных в состав памятника, согласно акту государственной историко-культурной экспертизы.

Сейчас проект реставрации усадьбы проходит согласования, после прохождения госэкспертизы будет уточнен необходимый объем финансирования. В дальнейшем мы сможем подать заявки на их финансирование из средств федерального и регионального бюджетов, а также из внебюджетных источников. Что, я очень надеюсь, и случится.

- О каких суммах может идти речь?

- На сегодняшний день эта сумма составляет 1,8 млрд рублей.

- Что для вас самое главное в проекте реставрации «Приютино»?

- Сложно сейчас говорить, что и как будет после реконструкции. Мне, как и всем сотрудниками, конечно, очень хотелось бы, чтобы в первую очередь были восстановлены людская и второй господский дом. Людская - это первое здание, которое гости видят, выходя на парковке музея, оно сейчас непригодно для какого-либо использования, но потенциально в нем можно разметить сувенирный магазин, выставочный зал или детскую зону. Второй господский дом (флигель) мало чем уступает по своим размерам первому господскому дому, в котором сейчас расположена экспозиция. Реконструкция только этих двух зданий дала бы нам массу новых возможностей.

Мы хотели бы снова использовать по первоначальному назначению ротонду на берегу пруда, где при Олениных хранили молочные продукты, и кузницу, построенную в виде грота. Хотелось бы в будущем установить шумоизоляционные экраны, чтобы отделить парк от шоссе, установить щиты с навигацией и информацией о зданиях, расположенных на территории.

Необходимо оградить территорию, потому что только так можно приучить публику к тому, что это тоже музейное пространство. Исторически мыза Приютино занимала 32 гектара с двух сторон от нынешней Дороги жизни. Сейчас осталось только 11, их надо беречь.

- Комплексная реставрация - дело будущего, а что можно сделать в ближайшее время?

- В исторических постройках - хлебном доме и кладовой на погребах — проходят занятия с детскими группами. Хотим придумать новые игровые программы для детей и программы для людей с ограниченными возможностями. Я уверена, что нужно менять имидж места на более гостеприимный. Что возможно без больших затрат.

В этом году мы постараемся привести в порядок замечательный пейзажный парк. Будем заниматься подрезкой, убирать самосев, постараемся вывезти поваленные деревья.

Есть идея сделать аудиогиды по музею (и по парку в том числе), расширить спектр экскурсионного обслуживания, привлекать разные группы посетителей.

- Все это на бюджетные средства?

- Понимаю, к чему вы клоните. Нам бы хотелось, чтобы музею помогали частные лица и организации. Например, нам нужен свой сайт и мы сейчас начали его разработку. Постараемся сделать его двуязычным, ведь очередной кризис закончится, а облегченные въездные визы на территорию Ленинградской области и Петербурга, которые ввели прошлой осенью, останутся. По крайней мере я на это надеюсь. Разрабатывается новый фирменный стиль и логотип «Приютино».

- Последние годы о «Приютино» почти не было слышно. На ваш взгляд, почему?

- Потому, что люди, как мне кажется, ходят в музей, в котором есть постоянная экспозиция и все, - один, максимум два раза. Признаюсь, даже в Эрмитаж я хожу в основном на выставки. Людям нужны события, нужны стимулы, чтобы все бросить, сесть в машину или на электричку и приехать в «Приютино». Наш музей - важная точка на культурной карте Всеволожска, но соглашусь, что он должен звучать и в Петербурге.

Конечно, нам надо работать над событийной афишей. Есть идея делать небольшие регулярные события-праздники по выходным, посвященные разным темам вокруг усадебного быта XIX века.

- Всеволожский район Ленинградской области стал территорией массового жилищного строительства. ЖК «Северный вальс» не нарушает исторических видов «Приютино»?

- Нет, он находится на таком расстоянии, что почти не виден с территории музея. Но если строительство будет двигаться в сторону «Приютино», то, конечно, это может стать для нас серьезной проблемой.

- Каким вы видите «Приютино» через несколько лет?

- Я вижу музей, в который хочется возвращаться, как в любимый дом друзей. Для меня очевидно, как много это место значит для жителей Всеволожска. Это уникальное место, связанное одновременно и с темой загородного дворянского быта, и с именами лучших людей своего времени. Оно про усадебную культуру начала XIX века, про замечательную семью, про традиции. Оно для города сейчас «больная точка». Хочется не только вернуть ему очарование приюта добрых душ, но и добавить динамики.

- Зачем туда приезжать молодым людям из поколения гаджетов?

- За тем же, зачем и нам с вами. Дух места здесь настолько силен, что не может не действовать на любого. В «Приютино», конечно, стоит приезжать за подлинностью, за памятью места.

- Сейчас любая беседа начинается или завершается одним вопросом: как вы работаете в условиях карантина?

- Мы перевели на удаленную работу тех, кого возможно: экскурсоводов - придумывать новые программы, хранителей - описывать предметы, но, конечно, все рвутся на работу. Май-июнь - очень активное время для загородных музеев, и отсутствие посетителей сильно скажется на доходах. Мы переносим часть запланированных мероприятий на наши страницы в соцсетях, например, публикуем видеоэкскурсии. Подготовили виртуальную выставку, посвященную 75-летию Победы, в фондах большая коллекция военных плакатов.

Фестивали национальных культур, которые были запланированы на начало лета, сейчас переносятся на июль-август. Однако пока их точные даты проведения неизвестны, и это общая проблема. Про возможную вторую осеннюю волну эпидемии сейчас даже думать не хочется.

- Как вы видите открытие музея после карантина?

- Я думаю, что мы будем открываться сначала для одиночных посетителей, а затем для групп. Мне этот вариант представляется вполне приемлемым. Вопрос в том - когда. Пока ответа на него ни у кого нет. Очень хочется верить, что в июле.

Подготовил Вадим МИХАЙЛОВ


Комментарии