Зачем нужны сегодня книжки
Заведующая Детской библиотекой истории и культуры Петербурга Мира ВАСЮКОВА. Фото Дмитрия Соколова
«Сегодня впервые были в Хогвартсе. И постараемся попасть туда снова, хотя и живем не так близко. Сыну больше понравилась игра, а мне - окружение и отношение. А также продуманность всех мелочей. Осталось ощущение того, что действительно чудес вокруг намного больше, чем мы обычно замечаем»... Это отзыв об одной из игровых программ Детской библиотеки истории и культуры Петербурга, что на улице Марата, 72 (она же - филиал Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина). Библиотека гостеприимно открыта для всех, но дети здесь - самые главные гости.
- Мира Львовна, само словосочетание «детская библиотека» для кого-то уже выглядит несколько... устаревшим: современные дети ведь не очень любят читать, предпочитая книжкам модные электронные гаджеты...
- Сейчас действительно читают меньше, чем, условно говоря, в «доцифровую эпоху», когда Интернет не был распространен так широко, как сегодня. Но и количество активно читающих людей, как известно, - величина примерно постоянная: от трех до пяти процентов населения. Вне зависимости от эпох и времен. Это те, кто читает не потому, что их «заставили» взять в руки книгу, не для того, чтобы получить зачет или отметку, а чтобы приобрести знания, впечатления, приобщиться к человеческому опыту, воспитать свои чувства.
А вот «читателей поневоле», как мне кажется, стало меньше, поскольку образовательный процесс сегодня нацелен не на извлечение информации из книжных источников, а на то, чтобы ребенок получил готовый результат. Поэтому дети, выполняя школьные задания, даже и не думают обращаться к книгам. Они просто заводят в поисковик Интернета тему и получают кем-то заложенный ответ, не анализируя, не сопоставляя информацию, полученную из разных мест.
Это в свою очередь приводит к тому, что подрастающие поколения утрачивают навык активного чтения. Зачем читать толстые книжки, если можно найти быстрый ответ в Сети? Вот и приходится заново учить детей анализировать текст, работать с ним, уметь высказывать свое мнение, свои чувства по поводу прочитанного. Но если мы к этому не придем, мы потеряем будущее - оно тоже будет нечитающим...
И, конечно, семья... Если читают родители, то и ребенок, скорее всего, последует их примеру. Обратите внимание: пока дети маленькие, взрослые вместе с ними радостно листают страницы, читают им вслух. А когда ребенок подрастает, переходит из начальной школы в среднюю, родители почему-то считают, что он уже вырос, можно свои эмоции не тратить, и перестают обращать его внимание на книги.
Бывая в нашей библиотеке, взрослые искренне изумляются: «Неужели журналы «Мурзилка» и «Костер» еще выпускают?». Да, их тиражи упали, но они выходят, и журналы замечательные. Если дети возьмут их в руки, я более чем уверена - они будут их охотно читать.
Более того, появились уже стереотипы, которые очень трудно преодолевать. Недавно беседовала с одним молодым папой. Он говорит: «Да зачем сегодня книжки, теперь все в Интернете». Интересуюсь: «У вас дети есть?». «Да, сыну два года». «Скажите, - спрашиваю я, - вы своему ребенку электронную книгу будете показывать или все-таки купите бумажное издание, на хорошей бумаге, с красивыми картинками?». Отвечает: «А я не думал об этом»...
- Ваша библиотека достаточно старая, ей восемьдесят пять лет, и первоначально она располагалась на набережной реки Фонтанки...
- Да, тогда мы были еще самой обычной районной детской библиотекой. Счастливый случай привел нас в 1984 году в уникальный дом на улице Марата.
Это объект культурного наследия федерального значения - единственная в северной столице работа зодчего Павла Федоровича Алешина - киевлянина, получившего образование на берегах Невы, а затем ставшего главным архитектором Киева.
Невероятным образом практически полностью сохранились интерьеры той части квартиры, которую занимает наша библиотека. Лестница каррарского мрамора, потрясающей сохранности бронзовые фонари, деревянное убранство, лепные фризы... В холле прекрасная лепная композиция - сцены крестьянской жизни во все времена года.
Парадный вход со стороны улицы создает иллюзию, что мы попадаем в бывший частный особняк. А на самом деле - в огромную роскошную квартиру. До революции ее хозяином был купец 1-й гильдии потомственный почетный гражданин Санкт-Петербурга Филадельф Геннадьевич Бажанов. Уроженец города Любима Ярославской губернии, он приехал в Петербург молодым человеком, прошел путь от приказчика до директора-распорядителя товарищества «Бажанов и Чувалдина», которое занималось в основном торговлей мануфактурой. Имел много наград за благотворительную деятельность. У него была очень большая семья - одиннадцать детей.
Здесь, в доме Бажанова, сошлось множество исторических сюжетов. Купеческое прошлое, северный модерн, древнерусские мотивы, творчество таких мастеров, как Михаил Врубель, Николай Рерих, Петр Ваулин...
Так, по эскизу Михаила Врубеля «Вольга и Микула» с изображением богатырей, сказочных птиц и зверей выполнен один из каминов. Николай Рерих создал для нашего дома знаменитый «Богатырский фриз», запечатлевший русских былинных витязей. С 1964 года он хранится в фондах Русского музея. Надеемся, что в ходе следующей реставрации здания у нас появится копия этой работы художника.
И вот когда мы попали в такое совершенно невероятное архитектурное пространство, естественно, возник вопрос: как нам здесь жить, как вписаться в стены этого памятника? И мы придумали сделать единственную в своем роде библиотеку, посвященную городу. Таких больше нигде нет.
- Вы хотите сказать, что сами стены продиктовали вам новый формат?
- Безусловно. Не зря же в одном из залов можно увидеть гербы Петербурга, Москвы, Ярославской и Олонецкой губерний, а в другом - барельефы, символизирующие детство, юность и зрелость. Все эти изображения сохранились с момента постройки дома...
Будущие жители города никогда не познают Петербург и его историю, если у них не будет общей культуры. А она не появится, если они не станут читать. Вот такой заколдованный круг, который мы пытаемся разорвать, используя наше преимущество: нам удалось соединить музейное пространство памятника архитектуры и книги в единое целое.
Когда эта идея к нам только пришла, мы обратились за помощью к самым разным специалистам - учителям, библиотекарям, представителям образовательных систем, серьезно занимающихся педагогической наукой, просто к представителям интеллигенции. Первым отозвался литературовед Владимир Бахтин, он горячо поддержал нашу идею. Нам очень помогли советы специалистов в области петербурговедения - Густава Богуславского, Владимира Аксельрода, Любови Ермолаевой... И когда все это сложилось вместе, родилась модель. Что в нее входит?
В первую очередь - особым образом организованный фонд и справочно-поисковый аппарат библиотеки. Мы собираем самые разные источники, рассказывающие детям о Петербурге, стараемся не упускать ни одной вышедшей книги. Например, узнали, что появилась «Азбука Выборга» - и сразу разыскали ее. А она, кстати, вдохновила и другие города на создание аналогичных книг. Теперь есть уже и «Колпинская азбука»...
Практически во всех произведениях наших петербургских, ленинградских детских писателей есть тексты, фрагменты, посвященные городу. У тех же Чуковского или Маршака можно найти чудесные петербургские строки... Из современных авторов достаточно назвать имена Майи Борисовой, Бориса Сергуненкова, Вольта Суслова, Валерия Воскобойникова, Алексея Шевченко, Анны Ремез... Перечислять можно еще долго.
Я совершенно согласна с теми специалистами, которые называют наше время золотым веком отечественной детской литературы. Хотя в советскую эпоху тиражи и были больше, но сегодня ассортимент стал гораздо богаче и разнообразнее. Увеличился диапазон переводной литературы, стало гораздо больше современных авторов, пишущих для детей. Сегодня такие книги способны раскрыть для маленьких читателей самые сложные темы. Такие, например, как блокада Ленинграда.
Увы, наряду с хорошими издается и огромный поток плохих детских книг. С текстами слабого литературного качества, написанными на заказ, с иллюстрациями, выполненными непрофессионально... Поэтому, когда нам хотят подарить книги, я всегда сначала сама знакомлюсь с ними, чтобы определить, подходят ли они нашей библиотеке. Например, недавно нам принесли издание, которое автор выпустил за счет спонсора и внутри поместил его рекламу. На мой взгляд, в детской книге подобное неуместно...
Вообще я твердо уверена: детям лучше всего познавать наш город не по учебникам, а через хорошую художественную литературу. Думаю, не так уж важно знать, сколько точно в Петербурге островов, музеев, мостов. Суть ведь не в сумме знаний в голове ребенка, а в том, чтобы в нем родились чувства, эмоции, чтобы тема города стала ему интересной, близкой, понятной. Чтобы он его полюбил.
Если это происходит, дети начинают откликаться и сами воплощать свое литературное видение нашего города. Мы много лет создаем «Большую книгу сказок Петербурга». Сейчас уже собираем второй том. Это стихи, сказки, рисунки ребятишек. Мы предлагаем им стать волшебниками, взглянуть на город глазами сказочника. Порой получаются, на мой взгляд, просто шедевры.
«Сидит златокрылый грифон, цепями прикован он. Вот бы цепи ему разорвать - и позволить домой слетать». Эти строки написал Володя Комендантов, когда учился во втором классе. Его ровесница Каролина Альбикова оставила в книге такие слова: «Город - я люблю тебя! За ветра и за снега, За ясный день и стужу, Ты мне ужасно нужен...».
А чего стоит сказка «Поспорили как-то Москва и Петербург, кто из них лучше»? Ее придумала Нина Кряжева, когда училась в третьем классе. У нее получился замечательный диалог, как хвастается Первопрестольная, а ей в ответ не уступает северная столица. «По мне протекает Москва-река». - «А по мне Нева». «У меня есть Кремль с дворцами и соборами». - «А у меня есть Петропавловская крепость»... И так далее. А финал такой: «Поняли тогда Москва и Петербург, что им не о чем спорить, и решили дружить».
Многие сюжеты этой книги сказок звучали по радио. Кукольники из Театральной академии не один спектакль поставили по ее сюжетам. Ведь это такое живое действо, которое дает детям возможность выразить себя, проявить чувства к родному городу, свою симпатию, любовь. А для того, кто еще не умеет, посмотреть, как это делают другие, и вдохновиться...
Но наша библиотека, хоть и специализируется на истории и культуре Петербурга, остается универсальной детской. И даже немного... взрослой.
- Как это?
- Лично для меня самая большая радость, когда к нам в библиотеку приходит семья - взять книги домой, посидеть в читальном зале, посетить выставку, творческую встречу с писателем, послушать концерт. Нашими читателями становятся из поколения в поколение. Те, кто посещал нас детьми в 2000-х годах, сейчас уже приводят своих малышей. И не только те, кто живет рядом, приезжают и из других районов.
Чудесная картинка - вереница детских колясок у входа. Это значит, что родители сделали свой выбор не в пользу торгового центра (а именно там сегодня сконцентрированы практически все детские развлечения), а библиотеки.
Да и не будем скрывать: детские книги сегодня - удовольствие весьма дорогое. Не каждому родителю оно по карману. Но на самом деле и не нужно покупать детям все подряд. Я всегда говорю: прежде чем идти за книжками в магазин, придите с ребенком к нам в библиотеку и выберите те, которые ему будут интересны. Я уверена, что надо полагаться на чутье ребенка.
Для самых маленьких у нас открыто книжно-игровое пространство. Детям постарше адресованы игровые литературные программы «Для тех, кому за девять». Все они так или иначе нацелены на общую литературную эрудицию. «Путешествие в Хогвартс», «По следам аргонавтов», «Слушайте песню перьев»...
Есть и игровые программы, посвященные Петербургу: «Родитель города» - о Петре Великом, «Жили-были улицы». И наш дом, конечно, тоже один из участников волшебства, он всегда участвует во всех наших начинаниях. Тем более что мы проводим и тематические экскурсии «Былинные сюжеты в доме Бажанова», «Купеческий быт начала ХХ века и дом Бажанова»...
Обратную связь мы получаем в том числе и в социальных сетях. Вот совершенно особенный отзыв ребенка: «Я часто хожу на игры в библиотеку. По следам всех игр думаю: почему там всегда интересно, а в школе нет? Может, нам в школу вместо учителей пригласить библиотекарей? Или лучше школу перенести в библиотеку? Можно же письмо и чтение изучать в библиотеке, окружающий мир - в парке, физкультуру - на стадионах, а математику - в магазине? Историю и географию - на экскурсиях и путешествиях, а физику - на стройке. И будет всем хорошо и интересно».
- Вы заведуете библиотекой уже сорок четыре года. Готова ли современная молодежь работать так долго на одном месте, как вы?
- Мы очень рады молодым специалистам. Еще лет пять назад я достаточно скептически относилась к выпускникам вузов и средних специальных заведений, которые приходили на работу в библиотеку. Сейчас же появились очень много интересных молодых людей, действительно настроенных на работу в книжном пространстве. Может быть, сами библиотеки стали для них более интересными?
Те, кто к нам приходит, как правило, остаются надолго. И вообще я не вижу ничего плохого, если люди работают в библиотеках по многу лет. Чрезвычайно любопытно растить читателя, наблюдать за изменением его предпочтений. Хотя, конечно, не все радует. Те проблемы, с которыми сейчас сталкивается общество, очевидны и нам.
Да, сегодня есть несомненные плюсы - свобода в самых разных ее проявлениях: выбора своих действий, передвижения, высказывания мыслей. Но свобода одного человека, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого. И вот эти границы, как мне кажется, сегодня не ощущаются очень многими людьми. Логика следующая: «Я - в центре всего, все мне все должны: образование, здравоохранение, культура - услуги, а я - их потребитель».
На мой взгляд, в современных детях, да и у многих взрослых, практически нет способности прислушиваться к тому, как воспринимают их слова и действия окружающие люди. Мы вообще стали как-то утрачивать нашу природную петербургскую учтивость и интеллигентность... Бывая в последнее время в Москве, я почувствовала, что там люди добрее относятся друг к другу (я с этим не раз сталкивалась на улице, в транспорте), а мы, наоборот, стали менее внимательными и заботливыми.
И еще один очень важный момент: речь петербуржцев всегда была образцом для всей России. Сейчас, по-моему, она стала беднее и менее грамотной. Первый признак того, что люди мало читают.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (6479) от 12.07.2019.
Комментарии