Управляя виртуальным Дзюбой
Фото из личного архива И. Середенко
В 2020 году футбольный «Зенит» выиграл не один, а два чемпионских титула в российской премьер-лиге. Весной из-за вынужденного простоя РПЛ решила заменить настоящий футбол виртуальным и провела восемь этапов киберлиги Pro Series по футбольному симулятору PES-2020 с трансляциями на «Матче ТВ». Финальный этап выиграл игрок сборной России Иван СЕРЕДЕНКО, защищающий цвета «сине-бело-голубых». На экране зрители видели относительно узнаваемых, хотя и виртуальных Артема Дзюбу и Сердара Азмуна, а само зрелище вполне напоминало футбол настоящий. Только вот руководил командой не Сергей Семак, а сидевший перед компьютером Иван Середенко. Об особенностях этой игры и развитии киберфутбола в России наш сегодняшний гость рассказал журналистам «Санкт-Петербургских ведомостей».
– Иван, как оцениваете результаты серии в целом? По рейтингу вы оказались во второй пятерке соревнований...
– Изначально результаты были не совсем такими, на которые мы рассчитывали, но последняя победа скрасила общее впечатление. Заключительный этап не имел какого-то особого статуса, но все-таки успех в нем особенно важен. В целом поздние турниры получились более тяжелыми и качественными, чем стартовые. Все ребята уже изучили своих игроков, приспособились к ним, выработали тактику...
– Неужели так долго нужно «сыгрываться» с командой?
– Да, в этом плане у нас все, как и в реальном футболе. Там ведь тоже в первых турах игра идет довольно сырая, мы это увидели и сейчас с возобновлением чемпионата России. У нас то же самое – у каждого виртуального футболиста есть особенности, которые нужно использовать оптимальным образом. И основное у нас – это тактика. По большому счету управлять игроками, отдавать передачи и бить все умеют примерно одинаково, а вот в тактике разница существенная. Могу сказать, что я лишь к третьему турниру исправил основные недочеты и нашел ту игру, благодаря которой сумел победить на последнем этапе.
– Вы сказали об уникальности виртуальных игроков. Но ведь при этом все же была «уравниловка». Артем Дзюба, скажем, имел тот же суммарный рейтинг, что Даниил Шамкин или Максим Бачинский, которых вы часто ставили в основу.
– Да, все игроки и все команды были равны по силам, и «Уфа» ничуть не уступала по силе «Зениту». Это нормальная ситуация – почти все официальные соревнования проходят именно по такой системе. В сборной у нас то же самое. Да и как иначе – у нас в группе, например, есть Исландия, ее представителям было бы трудно.
– Ну не знаю – в реальном футболе как раз Исландия представляет сейчас серьезную силу. А вообще как перспективы российской киберфутбольной сборной? На чемпионате Европы в Петербурге планируете выступить?
– Мы должны были выступить на Евро-2020. Только не в Петербурге – киберфутбольный чемпионат должен пройти в Лондоне, где состоится финальная часть футбольного турнира. У нас сформирована команда из четырех человек, вместе со мной прошел отбор в сборную, например, игрок ЦСКА и мой хороший товарищ Александр Королев, которого я обыграл в полуфинале последнего этапа киберлиги. Теперь киберфутбольный Евро-2020, как и футбольный, перенесен на следующее лето – и судьба нашей команды под вопросом. С одной стороны, мы вроде бы прошли отбор и должны играть. Но, с другой стороны, в следующем году чемпионат пройдет уже не в PES 2020, а в PES 2021, то есть в некотором смысле по другой игре, где наш состав может оказаться уже менее конкурентоспособным. Как будет решаться эта проблема – пока неизвестно.
– Неужели новые версии игры так сильно отличаются от прежних?
– Бывает по-разному. Иногда происходят чисто косметические изменения, но в отдельные годы все меняется очень серьезно, и приходится сильно перестраиваться. А это может повлиять и на соотношение сил.
– А насколько сильно ваша игра, Pro Evolution Soccer (PES), отличается от ее более раскрученного конкурента FIFA? Почему вы сами выбрали эту игру?
– Я начинал играть еще в конце девяностных, когда появились первые приставки Play Station, мы тогда ходили брать их в прокат. В те годы выбора фактически не было – тогда PES был гораздо интереснее. Потом у меня был большой перерыв – жена, дети, работа. Снова начал играть уже в 2015 году – и не стал изменять прежнему увлечению. Но с точки зрения самой игры, на мой взгляд, PES по-прежнему интереснее, наша игра гораздо больше похожа на реальный футбол. У нас игрок может промахнуться по мячу, поскользнуться, не забить из убойной позиции – как и в жизни. А на другой платформе есть большие заученные «аркады», там на одном финте можно с центра поля всю команду обыграть. При этом у конкурентов есть свои козыри: больше лицензий, больше игровых режимов и так далее. Играть в PES интереснее. Это признают даже «фиферы», которые играли в нашем чемпионате.
– Реально ли перестроиться с одной игры на другую?
– Это возможно, но трудно. Могу сказать, что за все восемь турниров нашей киберлиги ни один игрок из другого симулятора не сумел даже выйти из группы. Хотя там были профессиональные игроки.
– А насколько вообще можно говорить о профессиональных киберфутболистах? Вы зарабатываете этим на жизнь?
– Да нет, конечно. По большому счету у нас в стране киберфутбол остается на любительской стадии. У всех есть работа или учеба. Наверное, поэтому и уровень наших игроков не очень высокий – на игру и тренировки остается немного времени. В Европе, насколько я знаю, большинство ребят подписывают контракты с клуба ми и получают неплохие деньги. В Испании, скажем, Жерар Пике создал полноценную киберлигу из 12 команд с очень неплохим бюджетом. Нам же приходится совмещать.
– Этой весной, наверное, совмещать было особенно трудно – киберлига шла в режиме нон-стоп?
– Сами турниры действительно шли почти без перерыва, но для игроков нагрузка была умеренной. Во-первых, я сыграл только на четырех этапах из восьми – на остальных этапах «Зенит» представлял Константин Лось, мы с ним вместе прошли отбор. На каждом этапе все матчи групповой стадии проводились за один день. Также за один день, в воскресенье с утра до вечера, проводились и все матчи плей-офф. Скорректировать рабочий график было не так уж и сложно. В особенности мне, поскольку я индивидуальный предприниматель и на работе есть определенная гибкость. К тому же не требовалось куда-то ехать – мы играли в онлайне из дома.
– Кстати, об онлайне – сейчас киберспорт в этом смысле, получается, возвращается к истокам. В последние годы все крупнейшие турниры старались, наоборот, проводить в офлайне из-за борьбы с читерством. Насколько актуальна проблема помощи компьютерных программ?
– Конечно, это проблема для нас. Но все-таки скорее на мелких турнирах, на каких-то незначительных отборах – здесь соблазн велик. А на крупных соревнованиях вроде той же киберлиги Pro Series риск становится огромным. Если игрока поймают, это ставит крест на всей карьере. И читерство невозможно скрыть, когда к турниру приковано такое внимание. Ведь матчи киберлиги показывали на телевидении, а финалы даже на главном канале «Матч ТВ».
– Кстати, о внимании. Насколько растет интерес к киберфутболу?
– Интерес однозначно растет. Нужно учитывать, что мы фактически пио неры, все только начинается. У нас даже нет своей организации – сборная России сейчас находится в ведении РФС, клубными турнирами занимается РПЛ. Фактически нынешняя киберлига стала первым полноценным длинным соревнованием. Вообще РПЛ подарила нам огромный шанс, подписав договор с PES два года назад. И сейчас у нас намечается прорыв. Например, февральский чемпионат в режиме два на два посмотрели на различных платформах больше миллиона человек – раньше о такой аудитории киберфутболисты не могли и мечтать. Интерес к весенней киберлиге тоже был огромным, тем более что он в каком-то смысле замещал и реальную премьер-лигу. Хотя к последним этапам народ в соцсетях уже начал роптать: «Опять эти симуляторы, когда уже вернется настоящий футбол!». Я их понимаю – мы ведь все футбольные болельщики и тоже соскучились по живому футболу.
– А вы прямо активно болеете?
– Сейчас уже поменьше. А на «Петровский» в свое время ходил часто. Властимил Петржела, молодые Аршавин с Кержаковым – вот это было мое время как болельщика. Ну и, конечно, золотые 2007 – 2008 годы – тогда переживал по-настоящему. Но по телевизору болею до сих пор, слежу за командой.
– Кто самый любимый игрок в нынешнем «Зените» – реальном и виртуальном?
– Однозначно Вильмар Барриос, в обоих смыслах. Уверен, он и в Европе один из лучших на позиции опорника. Я ведь и сам когда-то на любительском уровне играл на этой позиции, а сейчас выступаю на ней в... сборной России. Конечно, уже в киберфутболе. У нас ведь помимо основных режимов «один на один» и «два на два» есть еще режим «11 на 11», когда каждый киберфутболист руководит только одним игроком. Вот здесь уже все совсем как в настоящем футболе, очень реалистично.
Комментарии