В музее вещи способны заговорить

Георгий Вилинбахов | Государственный герольдмейстер Георгий ВИЛИНБАХОВ Фото Александра Дроздова

Государственный герольдмейстер Георгий ВИЛИНБАХОВ Фото Александра Дроздова

Нынешний гость редакции - историк, специалист по истории русской культуры, военной истории, геральдике. Четверть века он возглавляет геральдическую службу России, полвека работает в Эрмитаже.

Для читателей «Санкт-Петербургских ведомостей» он рассказывает о работе геральдической службы и о малоизвестной публике внутренней жизни музея.

- Георгий Вадимович, правда ли, что флаг над Зимним дворцом развевается потому, что там находится резиденция государственного герольдмейстера.

- В первый раз мы подняли флаг в 1999 году в день начала бомбардировок Белграда. И он навсегда остался на флагштоке. Тогда у многих возник вопрос, на каком основании так поступил Эрмитаж. Основанием для нас тогда стало то, что здесь находится резиденция государственного герольдмейстера, председателя Геральдического совета при президенте Российской Федерации. С 2000 года, по закону «О Государственном флаге Российской Федерации», принятому Думой, Эрмитаж имеет право поднимать флаг над Зимним дворцом.

- Чем занимается геральдическая служба?

- Мы проводим экспертизы геральдических знаков, которые присылают в Геральдический совет, и принимаем решения о внесении их в Государственный геральдический регистр либо возвращаем с замечаниями для доработки. Также на заседаниях совета обсуждаются вопросы теоретической геральдики. Кроме того, когда возникают спорные вопросы с теми или иными ведомствами и организациями в связи с их геральдическими знаками, я встречаюсь с их руководителями, чтобы разъяснить нашу позицию, выслушать их мнение, найти решение, которое устраивает обе стороны.

- Геральдические знаки - текст для тех, кто умеет их читать? Есть ли у геральдики мифология?

- Геральдический знак - текст, мифология существует. Объясню на примерах, связанных с математикой. Мы используем математические символы, чтобы получить определенный результат. Прибавляем 6 к 7 - получаем 13, умножаем на 2 - получаем 26... Здесь все понятно, нас ничего не волнует. Но существует математическая мифология, когда определенному сочетанию цифр придается особое значение. Допустим, если у вас 13-е место в поезде или самолете или 13-го числа нужно сдавать экзамен, возникает особый смысл этого числа. 777 - число Бога, 666 - дьявола...

Геральдика - это система различительных знаков, которая важна для любой социальной системы. Именно эти знаки выполняют такую простую функцию, как различие по принципу свой - чужой или свой - другой.

В официальных документах нет трактовки того или иного государственного символа, есть его описание. Государственным гербом Российской Федерации является изображение двуглавого орла. Государственным флагом Российской Федерации является полотнище с равновеликими горизонтальными белой, красной, синей полосами... Далее начинается геральдическая мифология, когда пытаются придумать, что значат эти три цвета. Кто-то полагает, что это союз трех славянских народов. Сейчас это звучит не особенно актуально. Другие говорят, три цвета - символ Троицы. Кому-то кажется, что это три стихии. Каждый волен думать все, что хочет.

Когда меня спрашивают, что означают цвета флага, я отвечаю - ничего, кроме того, что они расположены в определенном порядке, определенных пропорциях и обозначают наше государство.

При объяснении геральдических знаков важно понимать, что государственные герб и флаг аналогичны названию государства. То есть название государства - вербальная форма обозначения нашей страны. Герб и флаг - знаковая.

- Вы не упомянули еще об одной функции геральдической службы - разработке и проведении торжественных государственных церемониалов.

- Процесс очень интересный. В нем участвует большое число людей, надо отработать каждый элемент. В какой-то степени похоже на работу режиссера. Надо поставить спектакль, но не в театре и не для массовых мероприятий. Режиссура церемонии, которая строится по более строгим законам, нежели праздник, чтобы в случае каких-то непредвиденных обстоятельств ничто не сломалось.

- На чем вы основываетесь?

- Человечество давно придумало основные церемонии. Условно говоря, празднование дня рождения, где могут быть варианты для частного лица или главы государства. Свадебная церемония в деревне или в городе в домашнем кругу. Есть церемония похорон, опять-таки на деревенском кладбище или на Красной площади у Кремлевской стены. Все равно какие-то обязательные вещи присутствуют. Есть дополнения, которые делают эту церемонию соответствующей уровню, на котором она проходит.

Необходимо, чтобы событие не превращалось в хаос, а присутствующие — в толпу, которая не понимает, что делать и как.

В жизни у каждого случались церемонии на бытовом уровне. Если возникали вопросы, кто первым должен поздравить новобрачных, кому первому надо подойти прощаться к гробу, находят уважаемого в семье человека, который скажет, как надо поступать.

Когда проходят церемонии на государственном уровне, понятно, что там не может быть веселого концерта. Я помню, во время подготовки церемонии захоронения Николая II и его близких было много звонков с «интересными» предложениями. Допустим, предлагали после завершения мероприятия (так это звучало) организовать прогулку для участников на корабликах по Неве. Я внимательно слушал и интересовался: что называете мероприятием? Это похороны, как вы представляете затем веселую прогулку по Неве? Были предложения по оформлению Московского проспекта. С заменой слов происходит замена смысла. Когда говоришь не «мероприятие», а «похороны», становится понятно, что предложения неуместны.

- Какие церемонии вам запомнились больше всего?

- Больше всего мне запомнились две церемонии - захоронение останков семьи Николая II и перезахоронение останков императрицы Марии Федоровны. Они были самыми впечатляющими, каждая по-своему.

Для перезахоронения Марии Федоровны надо было организовать и провести достаточно длительную церемонию в двух странах с участием королевской гвардии в Копенгагене, нашего президентского полка, королевской семьи, правительства, парламента, Патриарха...

Честно признаюсь, я не представлял, насколько морально тяжелой будет церемония, связанная с Николаем II. Не говорю об обстоятельствах гибели императорской семьи, с которыми пришлось знакомиться достаточно близко. Было чувство ответственности за то, что происходило, и потому, что обстановка вокруг тогда сложилась неблагоприятная. Звучали неблагожелательные выступления в адрес комиссии по захоронению, были попытки срыва церемонии. Накануне на маршруте процессии в Петропавловской крепости была разлита ртуть. Когда мы ехали из «Пулково» в Петропавловскую крепость, удивляло количество людей, стоявших вдоль всего маршрута. Провокации в то время нельзя было исключить.

Мне впервые пришлось делать такую церемонию, опыта никакого. Каждый шаг надо было просчитывать, проверять. Помню, когда мы летели из Екатеринбурга, в самолете я прокручивал в голове все, что должно происходить в Петербурге, не отпускало опасение, что что-то мы забыли. А сделать уже ничего нельзя. Почетный караул, оркестр выехали, гости собираются...

- Георгий Вадимович, как вы относитесь к популярным сегодня военным реконструкциям?

- Отношусь хорошо, потому что занимаются ими люди увлеченные. Они тратят много времени и сил для того, чтобы выяснить все подробности военного костюма, вооружения, снаряжения, военного быта, стараясь все воспроизвести.

Есть какие-то частные моменты моего отношения к этому. Меня немного коробит, что делаются муляжи подлинных знамен. Для меня, как повелось с петровского времени, - «Знамя - священная хоругвь». Когда на груди участников реконструкций значки, которые они получили за свои походы, участие в реконструкциях, это одна история. Когда муляжи настоящих наград, мне это не нравится.

Есть грань, за которую не стоит заходить, чтобы не заигрываться, не воспринимать себя как настоящих участников событий. С этим приходилось сталкиваться и во время церемонии перезахоронения Марии Федоровны. Группа реконструкторов, которая выносит себя в мундирах императорского конвоя, хотела участвовать в церемонии: сопровождать, нести гроб, стоять в карауле.

И в начале 1990-х годов, когда мы начали делать торжественные церемонии в Георгиевском зале, предложения об участии поступали от реконструкторов. Они хотели выходить в исторических мундирах. У нас в церемониях участвуют настоящие военные, люди, принявшие присягу.

- В Эрмитаж вы пришли полвека назад, когда были студентом истфака Университета, чтобы выполнять работу техническую?

- Я собирался работать в Музее Суворова. Музей купил две коллекции солдатиков ленинградских коллекционеров М. В. Люшковского и А. И. Любимова, и предполагалось, что я буду их хранить. Не сложилось, как произошло и еще раз, когда собирался пойти в тот же музей работать экскурсоводом. Видимо, к счастью.

Мне посчастливилось работать в Эрмитаже. Хранителем знамен стал не сразу. Сначала мне предложили вечернюю работу - увлажнять полы. Затем был год в реставрационной мастерской. С 1 апреля 1970 года я стал хранить коллекцию знамен. Уволился предыдущий хранитель, это был мой шанс.

Не зря говорят, Эрмитаж - место, где мы живем, а не работаем. Если этот образ жизни принимаешь, здесь живешь, не принимаешь - уходишь.

- Что этот образ жизни изменил в вашем характере?

- Не думаю, что он меня сильно изменил. Я и принял этот образ жизни потому, что для меня он органичен. Если бы пришлось себя ломать, было бы место службы и ничто иное.

- Принимая коллекцию знамен, вы понимали, что будете хранить?

- Я знал, что собой представляет эта коллекция, благодаря атмосфере, которая была в доме. Дед и отец занимались военной историей. Коллекция солдатиков была в доме, военная тема звучала. Я точно знал, что в кавалерии не знамена, а штандарты, в пехоте знамена, нет штандартов. Желтые кирасиры - кирасиры его императорского величества, синие - гатчинские кирасиры ее величества. Кавалергарды надо говорить без лейб-гвардии. Все это было на слуху, многое не нужно было объяснять.

Но богатство самой коллекции, ее разнообразие узнавалось в процессе работы.

- Насколько глубоко изучена история места, на котором стоит Эрмитаж?

- Думаю, мы будем долго ее открывать. Если биополе действительно существует, представляете, какое оно у Зимнего дворца и Эрмитажа, где оставили след события и поколения людей?

Некоторые исследователи считают, когда художник пишет картину и разговаривает, звук отпечатывается на еще не засохшем масле. Если когда-нибудь люди научатся, как с пластинок, снимать звук с живописи, как много они смогут услышать и узнать.

Вещи, которые у нас хранятся, способны заговорить. Бывали дни, когда я приходил в хранилище знамен и чувствовал, что мне там неуютно. Атмосфера не позволяла работать. Тысячи знамен, которые прошли через сражения, вокруг них кипели страсти, лилась кровь. Они стоят, в какой-то момент что-то происходит, возникает напряжение. Уходишь в другое хранилище, на следующий день возвращаешься, все в порядке.

- Какие мифы об Эрмитаже и Дворцовой площади развенчаны?

- В учебнике истории была фотография из фильма Эйзенштейна, подписанная как снимок 1917 года. Миф о том, как брали Зимний дворец. Когда мы говорим о событиях 1917 года, надо понимать, что не было штурма, как нам его преподносили. Миф, созданный Эйзенштейном.

В парадных залах Зимнего дворца, выходящих окнами на Петропавловскую крепость, перед революцией размещался госпиталь для нижних чинов. Когда по дворцу стреляли из Петропавловской крепости, стреляли по госпиталю.

Очень важные вещи для понимания того, что происходило.

- Ваше любимое место в Эрмитаже?

- Для меня специальное место - Павильонный зал. Он необычный, в него свет попадает с четырех сторон. Зал поразительно меняет освещенность. Утром он один, вечером другой. Солнечный свет попадает в хрусталики на люстрах, они играют разными цветами. Это место, которое я люблю больше всего.

- При напряженной нагрузке что вам приносит радость, помогает расслабиться?

- Удовольствие доставляет игра в солдатики. Люблю курить сигару или трубку, слушать музыку. Стараюсь ходить на интересные концерты в Джазовую филармонию.

- Ваша коллекция солдатиков - армия?

- Смотря что считать армией. В разные времена были разные армии. Это большая коллекция, несколько тысяч фигурок. Давно не считал, некогда.

- Вероятно, вы счастливый человек, у вас совпали профессия с увлечением.

- Это так. У меня сложилось счастливое сочетание.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 087 (6440) от 17.05.2019.


Комментарии