Будет молитва, будет и трапеза

Феодосий АМБАРЦУМОВ | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Православные готовятся отмечать Пасху — Светлое Воскресение Христово. Это один из самых главных не только церковных — народных праздников. Даже в советские времена, когда церковь не особенно почиталась в нашей стране, в семьях пекли куличи и отваром из луковой шелухи красили яйца. Завтра с утра в храмах будут освящать все те же куличи и яйца, затем пройдут ночные богослужения с обязательным крестным ходом в полночь. Будут поздравления, концерты духовной музыки и, конечно, подарки. Это важно для всех, но особенно для детей, пожилых и неимущих. О том, чем их порадуют в пасхальные дни, рассказывает наш сегодняшний собеседник. Кроме всего прочего он является заместителем руководителя отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии.

Наши читатели, безусловно, наслышаны, что в храмах, приходах оказывают большую помощь бездомным людям, неимущим, детям, оставшимся без родителей, и многим другим. На пасхальные дни, видимо, приходится один из пиков такой помощи. Расскажите хотя бы коротко, чем порадуете?

— Хорошего и разного будет много, но если позволите, начну немного с другого. Поясню, как в епархии организуется социальное служение, тогда и вам будет понятнее, и читатели узнают, куда в случае необходимости можно обратиться.

Наш отдел один из самых больших в епархии, в нем более 30 сотрудников, и, конечно, нам помогают многие и многие волонтеры. Работа ведется, как вы правильно сказали, по нескольким направлениям: с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, — инвалидами, детьми-сиротами, с бездомными и неимущими, по противодействию наркомании и алкоголизму, оказанию помощи матерям и семьям в кризисных ситуациях и ряду других.

Возглавляет отдел протоиерей Николай Брындин, настоятель Спасо-Преображенского собора. По каждой категории нуждающихся в помощи в отделе создан координационный центр со своим руководителем и основной площадкой. Я, например, кроме того, что являюсь заместителем руководителя отдела, также возглавляю центр по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, то есть это детские дома, интернаты, приемные семьи.

К Пасхальному празднику по всем направлениям готовится что‑то полезное и хорошее, стараемся радовать наших подопечных. Называем их подопечными, так как они в какой‑то степени находятся под нашей опекой, постоянно оказываем им помощь: продуктовую, вещевую, организуем социальные консультации, кому необходимо, помогаем с восстановлением документов.

Как пример: при храме Успения Пресвятой Богородицы, который возрождается на улице Крупской, 5, действует Центр милосердия праведного Иоанна Кронштадтского. Здесь есть благотворительная столовая, в которой кормят обедом нуждающихся каждый день. Раз в два месяца выдают порядка 600 продуктовых наборов, это пять видов круп, тушенка, масло подсолнечное, чай, печенье, молоко. К Пасхе к такому набору добавляют десяток яиц, чтобы люди имели возможность отметить праздник по церковным традициям. Это в предпасхальную неделю, а в сам день праздника после концерта вручим подарки: пасхальный кулич, два окрашенных яйца и сладости, печенье, конфеты. Это бездомным и малоимущим, в том числе пенсионерам, инвалидам, матерям-­одиночкам, многодетным.

Конечно, важна не только материальная, но и духовная составляющая. В пасхальные дни будет организовано посещение концертов духовной музыки, театров, музеев. Готовится большой пасхальный концерт в доме молодежи «Атлант», это на Руставели, 37, там зал на 400 человек. Концерт организуется совместно с администрацией Калининского района, поскольку отец Николай является также благочинным этого района, его церковным главой.

Пасхальный концерт вы проводите не первый раз. Как там с посещаемостью? Народ за продуктовыми наборами, естественно, придет, а послушать духовную музыку есть желающие?

— Есть и очень много. У каждого прихода существуют социальные группы по работе с нуждающимися, через них раздаются билеты. Получая билет, люди очень радуются, мест свободных не бывает.

По другим направлениям. У нас в Петербурге 20 сестричеств милосердия, каждое закреплено за одной или за двумя больницами. Они готовят пасхальные поздравления болящих. У каждого сестричества свой духовник, вместе с сестрами он посещает в Пасху больницы, поздравляет пациентов. Конечно, болящим вручаются подарки, организуются небольшие концерты.

В городе шесть братств трезвости, они создаются при храмах и приходах. Для их подопечных проводятся богослужения с молитвами об избавлении от недуга винопития, как во многих других случаях, обязательно организуются праздничные трапезы. В братствах трезвости проводятся групповые занятия, в течение года в епархии сотни нарко- и алкозависимых проходят курс по избавлению от недуга. Раз в год они собираются все вместе и проводят так называемый братский совет.

Что касается инвалидов, то работа в основном ведется с проживающими в психоневрологических интернатах. За каждым из этих интернатов закреплены приходы, которые их окормляют и стараются организовывать пасхальные выезды как для детей, так и для взрослых инвалидов. Иногда мы их вместе объединяем.

Детское направление возглавляете вы, детям особое внимание?

— Пасха — большой праздник для всех. Конечно, хочется, чтобы ребята с ранних лет впитали его особую атмосферу. Есть несколько проектов, которые развивает наш центр. Один из них — «Церковь навстречу детям». В рамках этого проекта традиционно проводится пасхальный праздник для воспитанников детских домов, детей-сирот. Мы собираем в храме воспитанников сиротских учреждений, они участвуют в праздничном богослужении, пасхальном крестном ходе. Кто из детей желает, участвуют в таинствах исповеди и причастия. Это будет у нас в храме Умиления на Гжатской улице, который является основной площадкой для этого направления.

Несколько лет подряд мы проводили пасхальный праздник для детей в Спасо-Преображенском соборе, у отца Николая. В этот раз — в храме Умиления, зависит это от того, сколько планируем собрать ребят. В нынешнем году — порядка 150 человек, в иные годы бывало до 500 детей.

В программе также большой благотворительный обед — праздничная Пасхальная трапеза. Выезжаем на трапезу вместе с воспитателями, волонтерами. Приглашаем детей не только из Петербурга, но и из Ленинградской области. После благотворительной трапезы — сказочное представление. Оно делается силами разных театральных коллективов. Постановка необязательно церковного звучания, может быть, какую‑то сказку покажем. В конце все получают подарки.

Такой выезд делается непосредственно в Пасху?

— Обычно мы проводим его не в сам день Светлого Воскресения Христова, а в праздничную седмицу на светлой неделе. Пасху же отмечают ночным богослужением, и детям на следующий день лучше отдохнуть. Воскресение Христово празднуется 40 дней, так что времени для проведения самых разных мероприятий достаточно.

Другой наш большой проект — «Прикосновение к святыне». В праздник невозможно собрать всех разом, и по этому проекту организуются выезды для воспитанников детских домов адресно: ребята из каждого детдома участвуют в такой же, как рассказано выше, программе с небольшими изменениями. В любом случае — обязательно с посещением храма, благотворительным обедом и досуговой частью: посещением театра, музея или концерта, с вручением подарка в конце.

Проводится это в разных храмах города: каждый детский дом закреплен за каким‑то приходом, священником, который их окормляет. И с участием нашего координационного центра организуем праздничные выезды для детей.

Судя по масштабу оказываемой социальной помощи, этой работе в приходах уделяется большое внимание.

— Безусловно. Протоиерей Николай Брындин назначен руководителем отдела в 2014 году. Именно он так выстроил социальное служение — по координационным центрам. И в работе появилась системность, последовательность.

Последние два года были сложными, в условиях пандемии упор больше делался на оказание помощи дома, на работу духовенства в больницах. Массовые мероприятия, естественно, не проводились, поэтому сейчас мы оживаем. При этом появилась другая спе­цифика. Епархия создала центр помощи беженцам в Лахте. Отцом Николаем назначен руководитель центра, действуем по двум направлениям. Собираем продукты, одежду для беженцев. Также оказываем помощь по устройству их на работу, чтобы детей принимали в школы.

Другое направление — собираем грузы для отправки в Донбасс. Недавно отправили порядка ста матрасов для госпиталя в Луганске. Большой груз ушел с постельными принадлежностями, медикаментами. И это делается по всей епархии. Каждое благочиние отчитывается за такую работу. Это новое, масштабное направление.

Современные технологии как‑то прижились в работе отдела? Или информация передается от человека к человеку?

— Поясню на нашем примере. Когда мы начали работать с детьми-сиротами, объявления о наборе православных волонтеров для работы с детьми в детских домах развешивали во всех храмах. И люди приходили. Сейчас то же самое делаем в социальных сетях, на сайтах. И результат никак не хуже, получается даже эффективнее, так как с молодежью и людьми среднего возраста проще связаться в Интернете.

Относительно молодежи: средний возраст прихожан с годами меняется? Молодежь приходит в храм?

— Было такое представление, еще с советских времен: посмотришь на фото — в церкви в основном бабушки в платочках. Большой всплеск был в 1990‑е годы, когда в храмы шли креститься тысячи людей, не особенно вникая в суть церковных представлений. Это тоже не совсем правильно. В свое время писатель Николай Лесков говорил: Русь была крещена, но не просвещена.

Этот момент очень важный. Человек надел крестик, его покрестили. Однако он может быть даже верующим, но не воцерковленным, а для этого нужно пройти некий путь познания. Есть воскресные школы для взрослых, где дают минимальные знания по вере. Только обладая каким‑то познанием, человек может своим сердцем согласиться: да, это мне необходимо. Только тогда он становится истинно воцерковленным человеком.

Для молодежи этот путь может быть более сложным. Подростки часто воспринимают церковь как набор ограничений: в дни поста многое нельзя, одежда должна быть соответствующей, церковные песнопения тоже сильно отличаются от нынешней молодежной музыки. А то, что эти ограничения рано или поздно приводят к большой радости — праведной жизни, душевному благополучию, — молодому человеку сразу понять сложно.

Это не значит, что в храмах нет молодежи. В них всякого человека можно встретить: есть пожилые, люди среднего возраста, есть молодежь, дети. Проблемы у каждого, конечно, свои. Порой говоришь с посетителем и понимаешь, что он далек от церкви — в глубоком смысле. Физически он в храм зашел, но с ним надо работать. Если вера не станет внутренней потребностью, то он как зашел, так через какое‑то время и выйдет.

Вы настоятель храма иконы Божией Матери «Умиление» на Гжатской улице, это новый храм?

— Абсолютно новый. В 2014 году отец Николай Брындин пригласил и предложил заняться поисками участка в Калининском районе, чтобы построить храм. В районе более 500 тысяч жителей, а церкви по пальцам можно сосчитать. И каким‑то чудом все сложилось: нам выделили участок земли для строительства храма и создания епархиального детского центра.

Сначала был зарегистрирован приход. Первым настоятелем будущего храма был протоиерей Николай Брындин. На тот период я еще не был священником, только в 2016 году был рукоположен и назначен настоятелем строящегося храма. Построили его в 2021‑м, второй год там идут богослужения.

Сейчас у нас в работе проект большого храма — на 400 человек, земельный участок это позволяет. Будет построен храм и два корпуса, где сосредоточим все направления работы с детьми. Идея — охватить весь сиротский цикл, начиная с помощи разваливающимся семьям, из за чего дети оказываются в детском доме. Ведь в детдомах большинство не сироты, а оставшиеся без попечения родителей.

Там же будет реабилитационный центр, некий приемник-распределитель с проживанием детей ограниченный период времени, за который будет найдена для них приемная семья, либо они вернутся в свою семью, либо, к сожалению, отправятся в сиротское учреждение. При храме также планируем завести социальную гостиницу для семей, воспитывающих приемных детей-инвалидов, их крайне редко берут в приемные семьи из сиротских учреждений. Таким семьям нужна поддержка, поэтому будет школа приемных родителей, это подготовка будущих опекунов и усыновителей.

И, наконец, центр постинтернатного сопровождения. Тоже очень важная вещь. К сожалению, дети после выхода из сиротских учреждений, детских домов часто оказываются в сложных жизненных ситуациях: не могут устроиться на работу, построить социальные отношения, появляются алкоголь, наркотики — это большая проб­лема.

Такая вот идея развития епархиального центра — собрать все направления с детьми на единой площадке. И храм Умиления станет центром всей этой работы.

Отец Феодосий, расскажите о вашем пути в церковь: насколько сложным он был?

— Напротив — простой и стандартный. Я родился в Петербурге в семье священника. Однако отец рано умер, мне было 6 лет, и нас с сестрой воспитывала мама. Детство было довольно трудное. И это перекликается с тем, чем я сейчас занимаюсь, — помощью детям-сиротам. Видимо, оттуда — от трудного детства и ранней потери отца — все это идет. Вопрос жизненного пути передо мной никогда не стоял. Со школьной скамьи знал точно, что буду поступать в семинарию. Больше никуда не хотел, никаких запасных аэродромов у меня не было.

В семинарию поступают тоже по ЕГЭ?

— Нет, без ЕГЭ. Там специфический набор экзаменов: история русской церкви, общая история церкви, Священное Писание, основы вероучения, церковное пение, умение читать по церковнославянски. Из школьных предметов только сочинение надо было написать.

Вы, наверное, в обычной школе учились, и где вы все это ­изучили?

— Это была жизнь моя, еще от отца. Церковные книги были моими лучшими друзьями. Я все читал, и не потому, что мне надо поступать, а потому, что мне это нравилось. Храм посещал постоянно, с 16 лет в алтаре помогал. И когда ты как рыба в воде в этом плаваешь, то экзамен для тебя не проблема.

Рукоположение в священники произошло, когда вы окончили семинарию?

— Это строго не связано. Ты должен выбрать свой путь — либо монашество, либо женатое духовенство. После рукоположения уже нельзя вступить в брак. И поэтому некоторая часть студентов, которые не вступают в брак в годы обучения, оканчивают семинарию или дальше академию и не принимают сан, пока не найдут себе спутницу. После принятия сана вступить в брак невозможно, тогда у тебя может быть только другой путь — монашеский.

У меня жизненный путь так сложился, что нашел себе супругу в волонтерской работе, мы занимались общим делом. И после женитьбы был рукоположен в священники.

Через два дня будем праздновать Светлое Воскресение Христово, что пожелаете православным жителям города к Пасхе?

— Мое пожелание будет развернутым, широким. Есть такое понятие — духовная жизнь. В нем много составляющих, в том числе борьба с помыслами. Бывает, что приходят какие‑то мысли, даже не вербальные словесные, а некое ментальное состояние: печаль, уныние, все из рук валится. Или, напротив, вдруг радость у человека, желание общаться с людьми, кому‑то помочь. Эта духовная сторона существования как бы безотчетная, часто не понимаешь, откуда что приходит.

И человеку важно осознать: что от мира божественного идет, а что от темных сил. Ведь демонические энергии непросто распознать. Обычно зло приукрашивается оберткой добра. Как же понять, где добро, а где зло? По вкусу. Можно увидеть красивый торт, но попробуешь его и вдруг обнаружишь, что невкусно. И никакая внешняя красота тебя не заставит его есть.

Так же и здесь: если мысль, которая к тебе приходит, вызывает хоть малейшее чувство смущения, недоверия, беспокойства, страха, тогда есть основание полагать, что это не от Бога идет. От Бога приходит мир в сердце, спокойствие ума и твердость воли. Когда все силы человека объединяются в единое целое.

Вот и пожелаю петербуржцам, чтобы в какой‑то момент они ощутили это состояние глубокого внутреннего мира, а оно — залог и внешнего благополучия. Когда у тебя мир в сердце, ясность в уме и покой в душе, тогда отношения с людьми, личная жизнь, работа, учеба — все будет идти в нужном направлении…


Комментарии