Дом всех религий и верований
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Петербург от рождения город многоконфессиональный. Помимо христианских храмов здесь стоит одна из самых больших в Европе мечетей, самый северный буддийский храм и одна из самых крупных в Европе синагог. Когда-то Александр Дюма назвал Невскую перспективу улицей Веротерпимости. В нашем городе есть Музей истории религии – площадка, на которой религии мирно уживаются. О том, как сегодня живет музей, как складываются его отношения с посетителями, рассказывает заместитель директора по научной работе Екатерина ТЕРЮКОВА.
– Екатерина Александровна, как музей переживает всеобщую напасть – пандемию?
– Мы развернули бурную деятельность в виртуальных системах. Сумели запустить в Интернете то, чего раньше не было. Сегодня размещено почти сорок подкастов, раньше их было не более пяти. Наши сотрудники с увлечением записывали рассказы о тех или иных явлениях в истории религии, адресованные самым разным аудиториям, от детской до взрослой. Мы видим динамику прослушивания, она нас радует.
В какой-то степени мы благодарны пандемии за то, что научились быть «голосом за кадром». Экскурсоводы, находясь в зале, видят перед собой предметы, из них складывают историю. Теперь потребовалось идти в обратном порядке – от крупных явлений к конкретным примерам. Мне кажется, у нас получилось.
Также было подготовлено много видеоэкскурсий продолжительностью от нескольких минут до часа, получивших большое число просмотров. К примеру, был запущен проект под рубрикой «Деталиссимо». В формате экскурсий, подкастов нет времени разглядывать детали: какие персонажи скрываются в уголке той или иной картины, зачем они там, что они могут сообщить зрителю... Уложить сюжет в две минуты – непростая задача, но мы с ней справились. Наконец, ежедневно размещались посты в наших социальных сетях и материалы на ленте «Яндекс.Дзен». Тематика публикаций чрезвычайно широка – от раритетных изданий в собраниях Научной библиотеки и Фонде редкой книги до такого актуального в условиях пандемии явления, как самоизоляция, которая, как можно узнать из наших материалов, совсем не нова и является одной из древнейших форм духовных практик, известных в различных религиях мира.
– Как реагировала публика?
– Сначала был резкий подъем аудитории, потом она стала сокращаться. Зато росло число тех, кто дочитывает и дослушивает материалы до конца. Это радует, значит, мы обращаемся к людям, которые приходят в музей и на его информационные платформы не случайно, к тем, кому это интересно и нужно. Думаю, научно-популярная статья, пускай короткая, но достоверная, – максимально востребованный жанр в случае, если речь идет о таком сложном феномене человеческой культуры, как религия. Как показывают европейские события, не обо всем можно шутить.
– Вы рассчитываете на подготовленного зрителя?
– В нашем музее предметы сами не начинают разговаривать. Необходимо обращаться к экспликациям, этикеткам. Нужно читать, смотреть, думать. Мы считаем, посетителю надо объяснить, что он перед собой видит, зачем это показано, для чего создавалась экспозиция.
– Все понимают?
– Не всегда. Периодически сталкиваемся с замечаниями посетителей, что объяснительных текстов много, они вынесены на специальные планшеты, а не размещены внутри витрины рядом с предметом. Недавно был неожиданный отзыв: «Все хорошо, красиво и интересно, только не удалось понять: что такое религия. У вас тут и про вероучение, и про ритуалы, и про богов... А где про религию?».
Много лет читая лекции в Университете на отделении религиоведения, я, естественно, не раз касалась такой сложной темы, как определения религии. Их много, и они разные. Посетители, написавшие отзыв, сами ответили на свой вопрос. Не существует религии без обрядов, без веры в богов, духов или в то, что люди считают для себя священным. Нет религии и без тех, кто разделяет эту веру и совершает обряды. Меня порадовало, что материал, представленный в экспозиции, позволил людям задуматься и пусть неосознанно, но самостоятельно выявить «кирпичики», из которых религия складывается.
– В нашей стране много десятилетий главной «религией» был атеизм. Долгое время это слово входило в название вашего музея.
– Вопрос: «Где у вас атеизм?» – звучит часто. Многие еще помнят, что история свободомыслия и формирования атеистического мировоззрения была представлена в экспозиции музея начиная с 1930-х годов. Мы хотим об этом рассказывать и сегодня. Но, к сожалению, выставочные площади не позволяют. Музей располагается в бывшем жилом доме, приспособленном для него не лучшим способом. Пространства, связанные с постоянной экспозицией, уже исчерпаны.
Поэтому тема атеизма у нас регулярно звучит в выставочных проектах. Большинство из них связано с поворотными моментами в нашей истории, прежде всего с событиями начала ХХ века.
– Есть какие-то запросы, на которые сегодня музей не может ответить?
– К нам приходят люди, в основном молодые, которые хотели бы видеть в экспозиции тему славянского язычества. Чтобы рассказывать об этой системе древних верований, надо обладать подлинными памятниками, которые убедительно о ней свидетельствуют. Но она известна скорее по письменным источникам более позднего времени. Памятники, которыми мы располагаем, а именно: археологическая коллекция, связанная с именем К. Я. Виноградова, и его раскопки Пятницкого могильника в Муроме, позволяют проиллюстрировать воззрения на потусторонний мир ближайших соседей древних славян. Это финно-угорская народность мурома, населявшая в раннем Средневековье Поочье. Этот комплекс не так давно экспонировался на выставке, посвященной князю Владимиру.
– У вашего музея большая коллекция?
– У нас около 200 тысяч единиц хранения, образующих музейный фонд, и столько же в книжном фонде Научной библиотеки. Отдельная группа – документальные памятники, которые хранятся в фототеке и в научно-историческом архиве.
К сожалению, коллекции неравномерны и неравнозначны. Часто от мусульман мы слышим сожаление, что раздел, посвященный исламу, у нас не такой большой, если сравнивать его с христианством. И это объяснимо. В нашем собрании львиная доля – предметы, связанные с разными направлениями христианства, так как оно исповедовалось большей частью населения нашей страны на протяжении длительного времени.
Но и христианский мир весьма и весьма разнообразен, однако пока далеко не все христианские церкви представлены материальными памятниками в нашем собрании. Многие посетители думают, что христианство исчерпывается православием, и искренне удивляются, узнав, что это не так. Православие в свою очередь тоже многолико. Однако история формирования коллекции такова, что у нас хранятся прежде всего памятники, имеющие отношение к той церкви, которая была исконно доминирующей еще в Российской империи, – к Русской православной. Нам бы очень хотелось однажды сказать, что собрание музея исчерпывает все многообразие православного мира. Поэтому мы продолжаем собирательскую работу.
– Значит, коллекция пополняется?
– Может быть, не так быстро, как хотелось бы, но равномерно. Так, например, неуклонно растет наша «армянская коллекция», связанная с историей Армянской апостольской церкви.
Десять лет назад нам посчастливилось получить дар от эфиопского патриарха, и мы смогли сделать несколько выставок об Эфиопской православной церкви.
Часто наше собрание пополняется не в результате поездок и приобретений, а благодаря установлению дружеских отношений. Так, пару лет назад мы обратились в Ватикан с просьбой посодействовать пополнению нашей коллекции и получили дар от Папы Римского. Папа Франциск прислал нам свой портрет, а также ряд мемориальных вещей.
– Религия развивается, появляются новые течения. Музей отслеживает процесс?
– Нас часто об этом спрашивают. Многие помнят: когда музей располагался в Казанском соборе, там была экспозиция, посвященная русскому сектантству. В нашем архиве много документов на эту тему, а в библиотеке – изданий. Сегодня религиоведы не используют термин «сектантство», а говорят о новых религиозных движениях. В современном мире их бесчисленное количество. Однако памятники из нашей коллекции пока отражают ситуацию, которая была в прошлом. Уверена, по мере того как новая религиозность будет обретать материальное выражение в предметах, обладающих художественной, исторической или культурной значимостью, мы будем их сохранять для истории и следующих поколений.
– Кто сегодня приходит в музей?
– Люди, которые следят за обновлением информации на наших электронных ресурсах. Есть случайные посетители, о чем мы судим по отзывам. Но в большинстве своем наши посетители – люди подготовленные. Половина – школьники и студенты, половина – взрослые. Также примерно поровну организованных групп и индивидуальных посетителей. Уже много лет мы наблюдаем рост посетителей индивидуальных. Это говорит о том, что, однажды придя в музей, они возвращаются снова.
Есть те, кто приходит специально на выставки. До пандемии самым посещаемым был социальный день – первый понедельник каждого месяца, когда вход для всех был бесплатным. В среднем за день нас посещали до тысячи человек. Но после карантина мы вынуждены были отказаться от большинства льгот. Сделано это не столько из-за финансовой ситуации, сколько с целью ограничения потока посетителей.
– Как вы говорите с детьми о религии?
– На понятном им языке. У нас есть сектор детских образовательных программ. В нем работают музейные педагоги, у которых есть навыки и знания для работы с детьми от 5 до 11 лет. Они овладели нелегким делом – говорить просто о сложном. Если дети устали, они могут сесть на пол. Занятия обязательно включают в себя интерактивный момент. Детские группы 12+ обслуживаются экскурсоводами, которые тоже владеют искусством превращать визит в музей в увлекательное путешествие.
– Есть дополнительные программы для людей, которых интересует ваша тематика?
– Мы сохранили ставшее привычным время проведения экскурсий при действующих ограничениях в условиях пандемии. Две обязательные тематические экскурсии для взрослых и одна для детей по выходным проходят на постоянной экспозиции и временных выставках. В октябре в привычном, «живом», режиме стартовал лекторий. Каждый вторник вечером к нам приходят люди и слушают лекции о религиях мира. В этом году тема – «Великие богини в религиях Древнего мира и Востока».
– В истории много примеров взрывов религиозных конфликтов. Опыт есть, но человечество не учится?
– Примеры проявлений насилия на религиозной почве можно приводить долго. Вспомним хотя бы относительно недавние события – XVI век, Европа и религиозные войны, которые длились больше 30 лет. Ожесточение католиков и протестантов по отношению друг к другу принимало порой немыслимые формы. Прекратить этот, казалось бы неразрешимый, конфликт удалось только велением разума и усилием политической воли.
А потому так важна роль просвещения, образования, воспитания и того, что в современном мире принято называть культурными институциями. Нередко от наших посетителей мы слышим слова признательности за то, что расширяем их представления о мире. Благодаря нашим коллекциям и экспозициям в диалог вступают посетитель и предмет, школьник и экскурсовод, слушатель и лектор, верующий и атеист.
Комментарии