Ваять - и никаких гвоздей...

 Андрей Новиков | Декан факультета скульптуры Академии художеств Андрей НОВИКОВ. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Декан факультета скульптуры Академии художеств Андрей НОВИКОВ. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Городская скульптура давно и прочно находится в центре внимания петербуржцев. Они живо интересуются, как моют «Медного всадника», Пушкина или Ленина, где появляются новые памятники по конкурсу и без него, как размещают в городских парках и скверах декоративную скульптуру... С нашим сегодняшним гостем мы беседуем о том, что и как устанавливать в Петербурге, как молодым художникам найти себя в профессии.

- Андрей Александрович, вы ощущаете общественный интерес к скульптуре?

- На мой взгляд, еще со времен плана монументальной пропаганды, а это 1918 год, работа скульпторов находится в центре внимания общества. Конечно, были моменты, когда интерес был меньше, а то и вовсе исчезал по понятным историческим причинам. Но сейчас устанавливается много памятников, проводится много конкурсов. Иное дело, что часто конкурсы ничем не заканчиваются. Скульпторы тратят уйму времени, а результата - установки монумента - нет.

- Что касается монументальной пропаганды в XXI веке, то в Петербурге сейчас борются две позиции. Первая - запретить (уже существует ряд законодательных ограничений) установку новых памятников в историческом центре. Вторая - сколько еще выдающихся личностей не увековечены... но странно было бы ставить им памятники в «спальных» районах, которых просто не существовало, когда жили эти люди. Ваше мнение?

- На мой взгляд, возможна установка в историческом центре новых памятников ярким личностям, которые жили в нашем городе. Иное дело, что ведущую роль в выборе проекта должны играть профессионалы - компетентные специалисты в области градостроительства и искусств. Памятник должен быть точно вписан в историческую среду.

- А вы можете привести пример, когда профессионалам удалось добиться своего?

- Пожалуйста: памятник Андрею Мыльникову около дома на Петровской набережной, где он жил. Я присутствовал на обсуждении работы Валентина Свешникова. И тогда были возражения, что памятник будет находиться в охранной зоне. Но в итоге удачная, на мой взгляд, работа в городе появилась.

Памятники в историческом центре могут нести и просветительскую миссию. Рассказывать о человеке или историческом событии, которые важны для города, страны, мира.

- Что же останется районам массовой жилой застройки?

- Ни для кого не секрет, что там строятся в основном многоэтажные дома, которые подавляют своим видом. И здесь необходимы усилия (наверное, и финансовые) для максимального наполнения таких районов декоративной скульптурой. В том числе как это делается в разных странах, «контактной», более близкой зрителю. Кроме того, самые разные арт-объекты могли бы оживить однообразный пейзаж. Словом, в отличие от центра города за его пределами существует масса самых разных возможностей для творчества.

- Какие из памятников, установленных за последние годы в Петербурге, вам представляются удачными, какие - неудачными?

- Ничего монументального в последнее время и не появилось в Петербурге. Если говорить о камерном масштабе, то из удач кроме вышеуказанного примера назову памятник театральному режиссеру Георгию Товстоногову Ивана Корнеева...

- А из неудач?

- Памятник Иосифу Бродскому Евгения Ротанова.

- Но ведь юридически эта работа, установленная в сквере на улице Одоевского, не является памятником. Это та самая декоративная скульптура.

- Тем не менее все многолетние разговоры об установке памятника поэту, несколько проведенных конкурсов, не давшие результатов, последующие обсуждения других вариантов памятника создали совершено определенный контекст. Именно в нем надо рассматривать эту скульптуру.

- На доске объявлений деканата вашего факультета висит объявление о проведении конкурса на проект памятника Петру Чайковскому. Начнем с места - напротив Концертного зала Мариинского театра, которое зафиксировано изначально. Оно подходит великому композитору?

- Признаюсь честно, я собирался участвовать в конкурсе. Считаю, что памятник Чайковскому нужен Петербургу. Но место неудачное.

Памятники Михаилу Глинке и Николаю Римскому-Корсакову около петербургской Консерватории - попали по смыслу и гармонично вписались в сложившуюся архитектурную среду. В существующей градостроительной ситуации Чайковский напротив Концертного зала потеряется.

- Какое другое место для Чайковского предложите?

- Не могу назвать так с ходу. Но это должно быть место в историческом центре Петербурга.

- А про скульптурное решение... Что в памятнике композитору должно быть главным? Портретное сходство, «изображение» музыки?..

- На мой взгляд, самое главное - должно быть передано внутреннее состояние изображаемой личности при обязательном портретном сходстве.

- Как должен проходить конкурс на проект любого памятника, чтобы у участников не было потом претензий к организаторам?

- Обязательный первый этап - открытое соревнование профессионалов. Второй этап - состязание нескольких, порядка пяти финалистов, в закрытой части конкурса.

- Как же отобрать эту пятерку?

- Очень важный вопрос. На мой взгляд, здесь не должно быть двухступенчатой системы - экспертная группа, потом жюри...

- А как должно быть?

- Изначально определяется состав жюри, которое оценивает все представленные на конкурс работы. Недавно у меня был отрицательный опыт. Меня пригласили в экспертную комиссию в конкурсе на памятник адмиралу Федору Ушакову. Но, когда я высказал свое отрицательное мнение относительно большинства представленных проектов, больше меня ни о чем не спрашивали и не звали на обсуждения... Строго говоря, конкурс на памятник Ушакову до этого уже был.

- Но не для площади Труда, а совсем для другого места.

- Тогда, место тоже несколько раз менялось. Наверное, место для памятника Ушакову, да и для многих других, могло бы стать предметом конкурса... Но вернусь к вопросу о составе жюри - большинство в нем должны составлять скульпторы и архитекторы, имеющие большой опыт создания памятников. А не чиновники, инициаторы установки памятника, а то и просто почетные гости. Чтобы не было ситуаций, когда красивая, на взгляд непрофессионала, скульптура просто не будет держаться физически...

- Но вот в долгих, а то и мучительных спорах победитель выбран... И что дальше?

- Выбранный проект обязательно должен быть реализован. Именно он, а не занявший даже второе место, потому что с победителем возникли какие-то разногласия. Их надо устранять. Договариваться. Иначе весь смысл конкурсов пропадает.

- Городская практика показывает, что чаще возникают инициаторы вместе с денежным мешком и продавливают то, что, по их мнению, должно быть в Петербурге установлено. Может, государству взять на себя инициативу и оградить город от самодеятельности? Может, у вас есть другие рецепты?

- У меня нет готовых рецептов. Могу сказать, что будь то Ушаков, Гранин или Цой, должен быть создан художественный образ. А не использована бытовая похожесть, как в случае с недавно ушедшими людьми, или расхожие стереотипы, как с личностями, давно покинувшими этот мир. Образ подвластен тем, у кого настроен «визуальный аппарат». Эта настройка дается многолетним обучением композиции и умению выразить состояние изображаемого человека. Настройка начинается со школы, потом продолжается в училище и вузе, а также достигается постоянным совершенствованием в течение жизни в профессии. И совсем не обязательно, чтобы скульптор был прежде лично знаком с изображаемым человеком.

- И все-таки, что скажете о роли государства в этом процессе?

- Она заключается в организации работы представительного жюри, если речь идет о конкурсах или приглашении экспертов в случае появления инициативных предложений об установке того или иного памятника.

- Что вы скажете про декоративную скульптуру? Недавно в одной из новостроек установили псевдопамятник Екатерине II. Как вам такой арт-объект? Сначала были собачки, потом клоуны, теперь царица. Может быть, пора ограничить дурной вкус?

- Это негативные последствия естественного стремления к благоустройству. На мой взгляд, если выбирать, чем занять место, то лучше современные развивающие детские площадки. В любом случае пора задуматься о регламенте и для декоративной скульптуры.

- Два года назад в Мурине был установлен «Сон Менделеева» - объект, созданный вашими студентами Владиславом Мухановым и Иваном Зубаревым. Как у них с качеством?

- Хорошо, что молодым авторам доверили эту работу. Вживую я ее не видел, только в проекте. И не знаю, кто его согласовывал. На мой взгляд, данная композиция неустойчива - ей не хватает постамента.

- Вспомним теперь уже позабытую историю. Лет пятнадцать назад архитектор Виктор Сиваков разработал альбом декоративных скульптур, которые можно устанавливать в новых жилых кварталах. Альбом рассматривался городскими властями, но ничего не было реализовано. Может быть, надо освежить тот альбом или создать новый?

- Мне представляется, что это возможный вариант при условии одобрения экспертов из профессионального сообщества, обладающих общим видением ситуации с декоративной скульптурой в Петербурге, а также постоянного пополнения альбома. Но и он ни в коем случае не должен быть безальтернативным. У нас на факультете много студентов и выпускников, хоть сейчас готовых создавать новые скульптуры.

- Позвольте вопрос про скульптурное образование. Кто к вам приходит учиться?

- Дети. Бывают и взрослые. До недавнего времени это были в основном выпускники училищ. Учеба у нас требует не только физических данных, но и устоявшегося мировоззрения. Училище дает возможность определить себя, это хороший предварительный этап, прежде чем начинать учебу в Академии художеств.

Сейчас приходят все больше недавних школьников, точнее, половина - школьницы. Часто стали приходить на вступительные экзамены люди, не бравшие в руки пластилина. Они сразу получают двойку. Особенно упорным мы предлагаем пойти на годичные подготовительные курсы. Это хорошее обучение и полноценная учебная практика. Но за нее надо платить - 20 тысяч рублей в месяц. Для российского абитуриента - недешево, но некоторые родители готовы платить не только за это. К нам приезжают учиться на курсы из других городов, им еще надо снимать жилье. Тем не менее в этом году двое выпускников подготовительных курсов стали нашими студентами.

- Чему вы учите с гуманитарной точки зрения помимо чисто профессиональных навыков?

- Только одному - добру. Но если серьезно - отразить впечатление от природы, всего, что нас окружает. Показать зрителю свое острое ее ощущение. Профессия скульптора - это еще изучение человека, не только его физики, но и внутренней жизни.

- Ваш образованный выпускник покидает стены Академии художеств и попадает в реальный мир, в котором скульптор, сильнее чем любой другой художник, зависит от заказов... Ситуация серьезная?

- Проблема действительно острая. Кто-то уходит в реставраторы, кто-то в учителя и преподаватели, кому-то приходится поменять профессию. Свободных скульпторов почти не бывает. Времена советских скульптурных комбинатов с гарантированной занятостью закончились. И, думаю, не вернутся.

- Почему не вернутся?

- Существует расхожее мнение, что на комбинатах главным было изготовление штучных памятников вождям. На самом деле это была система поиска заказов «в глубинке» и создание объектов по заранее разработанным типовым образцам. Например, военных монументов. На комбинатах трудились не только скульпторы, но и живописцы, и дизайнеры. Теперь, даже если необходимость в массовой продукции вдруг возникнет, компьютеры и 3D-моделирование успешно заменят комбинаты.

- То есть сейчас для поддержки скульпторов нет альтернативы комбинатам?

- Ею может стать система государственных грантов. Самых разных, от организации образовательных пенсионерских поездок (кстати, это в традициях академии) до больших конкурсов - на идею. Например, как должен выглядеть памятник участникам Первой мировой войны.

- Но свободные скульпторы встречаются?

- Наши студенты участвуют в конкурсах в разных странах, где победители приглашаются на симпозиумы по скульптуре. Победители выезжают туда на несколько недель, получают хорошее жилье и материалы, а в финале - гонорар за работу. Появилась «специальность» - «симпозиумисты». Их заметили, они переезжают с симпозиума на симпозиум, из города в город, из страны в страну. Наша выпускница Василиса Чугунова встроилась в эту систему.

- Выпускник скульптурного факультета должен готовиться к суровой реальности?

- Без сомнения. Но те, кто действительно хочет остаться в профессии, это хорошо понимают. И создают работы не только по классическим технологиям, но и на пятикоординатном станке. Стараются вступить в Союз художников, чтобы иметь право на получение мастерской и работать самостоятельно, войти в профессиональную жизнь.

- Выходит, что интерес у общества к скульптуре есть, а помощи от него - нет?

- Пока так...

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (6588) от 13.12.2019.


Комментарии