Гиперболоид инженера Шухова

Анатолий КОНСТАНТИНОВ | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Гость редакции — председатель Российского творческого союза работников культуры Анатолий Константинов.

Казалось бы, наш сегодняшний собеседник — человек абсолютно гуманитарный. Профессиональный режиссер, организатор множества культурно-массовых мероприятий, один из основателей межвузовского студенческого фестиваля «Морфест». И вдруг увлекся совершенно технической темой: жизнью и творчеством великого инженера-изобретателя Владимира Григорьевича Шухова. «Заразил» этой темой массу людей, организовал целую серию крупных мероприятий, планирует еще…

— Как так получилось, Анатолий Николаевич?

— Сам удивляюсь. В чистом виде — счастливый случай. Раньше я о Шухове только и знал, что он — автор знаменитой башни на Шаболовке в Москве. Но два года назад разговорился с одним из своих знакомых, известным предпринимателем, и он меня, что называется, просветил — я понял, почему Шухова еще при жизни называли русским Леонардо.

Это совершенно фантастическая личность. Автор проектов и технический руководитель строительства первых российских нефтепроводов и нефтеперерабатывающего завода с установками крекинга нефти. Создатель технологии нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта. Первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки, ввел в архитектуру форму однополостного гиперболоида вращения, создав уникальные гиперболоидные конструкции.

Но преуспевал он не только в своей инженерной сфере, но и во всех областях, за которые брался. А брался он очень за многие направления! Занялся фотографией — стал одним из лучших фотографов своего времени. Увлекся велоспортом — побеждал на всероссийских соревнованиях. В Волгограде даже стоит памятник, где он изображен вместе с велосипедом. А великий архитектор Норман Фостер считает его своим учителем, хотя, конечно, они даже по времени никогда не могли друг с другом пересечься. Он дал векторы развития стольким направлениям инженерии и даже художественного творчества, что возникла идея заняться этой личностью глубоко и серьезно.

— Нашлось что‑то, что соответствовало профилю вашего союза?

— Особо не надо было и искать — огромный вклад Шухова в отечественную культуру очевиден. Для того чтобы показать, как неожиданно могут реализоваться его идеи в самых разных областях, мы придумали фестиваль «Вдохновленные гением». Провели смотр современной моды, в котором 12 дизайнеров представили авангардные модели одежды на темы Шухова. Показы проходили в «Пассаже», в них участвовали более 120 манекенщиц, успех был грандиозный. Потом провели их «на бис» в Доме архитектора.

С не меньшим успехом там же прошла выставка креативных индустрий — изделий прикладного искусства, созданных по идеям Шухова. Ювелирное искусство, фарфор, художественные аксессуары. Мастера активно использовали форму гиперболоидов Шухова, которые легли в основу многих его конструкций. Некоторые из этих изделий мы потом представили на газовом форуме, и они вызвали там большой интерес.

Кстати, наше участие в этом форуме тоже не было случайным — ведь Шухов являлся автором фундаментальных изобретений в области нефтедобычи и транспортировки нефти, а впоследствии и газа. Он придумал первые танкеры, которые доставляли нефть из Баку через Каспий по Волге в центральные и северные районы России. Этот принцип используется до сих пор. Современные газо- и неф­тепроводы существуют в тех параметрах, которые заложил Шухов. Более того, они вместе с известным российским, а впоследствии американским инженером и предпринимателем Александром Бари, по сути, заложили основы всей нефтедобычи США.

— И после революции он не уехал туда?! Ведь лучшие умы сделали это — Ипатьев, Сикорский, Зворыкин…

— Нет, он остался на родине. И стал активно работать для советской России.

Его знаменитая башня строилась для того, чтобы на весь мир вести коммунистическую пропаганду. Строительство шло тяжело — не хватало металла, преследовали организационные сбои. В процессе работы произошло несколько серьезных обрушений, после чего

Шухова арестовали и приговорили к смертной казни. Потом, когда поняли, что без него строительство закончить невозможно, его все‑таки освободили. Он продолжил работу, и когда в конце концов башню ввели в эксплуатацию, Шухову присвоили звание Героя труда.

Трагической была его кончина — он в буквальном смысле слова сгорел. Несмотря на передовые научные взгляды, Шухов был консервативен в своих привычках — не признавал электрического освещения, любил работать при свечах. Ночью, когда он заснул в своей мастерской, свеча упала, начался пожар. Спасти гениального изобретателя не удалось…

Его жизнь и его смерть вызывают ассоциации с Прометеем. И остаться равнодушными мы просто не могли. Продолжаем вести работу.

— Как вам удается втянуть в вашу орбиту столько людей из разных сфер?

— Люди сами приходят. Их поражает масштаб личности этого человека-гиганта. Принято говорить, что нет пророков в своем отечестве. А мы хотим показать, что есть. И показываем это средствами культуры. Сняли о нем документальный фильм, в работе еще несколько. В августе этого года исполнилось 170 лет со дня рождения Шухова. К этой дате мы приурочили специальный трехдневный семинар совместно с Торгово-промышленной палатой и Советом ректоров. Были представители многих регионов России, мы рассматривали творчество Шухова в разных плоскостях.

Одна из идей заключалась в проведении ретровелопробега — как раз на таких велосипедах с большим колесом, на которых ездил Шухов. Пробег должен был завершиться в Измайловском саду, где мы планировали представить авангардные молодежные проекты малой архитектуры, продолжающие идеи Шухова. Кстати, в этом саду еще сохранились спроектированные им конструкции для Театра-буфф, который там до революции находился. Пока эта идея не реализована, но мы от нее не отказались. Шухов нас вдохновляет!

Только что прошел конкурс в Политехническом университете, где студенты — будущие дизайнеры сделали блестящую выставку плакатов, посвященных Шухову. И в этих плакатах — масса вторых и третьих планов, которые раскрывают великого изобретателя с совершенно неожиданной для нас стороны. Выставка дебютировала в Торгово-промышленной палате, где привлекла большое внимание бизнесменов. А авторы работ горят желанием продолжать сотрудничество с нами.

— Удивительно — ведь это совсем не коммерческий проект!

— А Шухов, если хотите, кроме всего прочего, заражает людей еще и своим бескорыстием. Его изобретения принесли колоссальные прибыли не только России, но и США. Если бы он остался за океаном, конечно, стал бы там миллиардером. Но он вернулся в Россию, где его никакие богатства не ждали. Потому что для него желание служить Родине было важнее любых денег. И это важнейший пример патриотизма, столь актуальный в наше время. Вот такая личность должна быть образцом для нашей молодежи! Одно лишь погружение в эту удивительную жизнь заменит десятки лекций о патриотизме.

Фигура Шухова будет центральной темой нашего традиционного студенческого фестиваля «Морфест», который состоится в мае будущего года.

— Об этом фестивале наша газета неоднократно писала. Сейчас тоже хочется поподробнее…

— Старт «Морфесту» будет дан 11 мая в Петропавловской крепости. Программа продолжится на следующий день в городе Выкса Нижегородской области. Выбор, конечно, не случаен — там расположен знаменитый Выксунский металлургический завод, один из старейших центров российской металлургии. И на его территории — масса объектов, построенных Шуховым. В этом городе мы планируем заложить Шуховский парк. Его проект мы презентовали уже несколько раз, в том числе в Эрмитажном театре. Рассчитываем, что это место в будущем привлечет многих любителей промышленного туризма.

Береговая программа продолжится в Нижнем Новгороде. После ее окончания мы погрузимся на теплоход и пройдем до Москвы. На борту, как всегда, будут представители многих морских учебных заведений России, общественных организаций, клубов юных моряков. Тематика флота в разных аспектах, разумеется, в приоритете. И здесь фигура Шухова далеко не случайна — ведь он очень много сделал для этой сферы. Создал, к примеру, морские мины, платформы тяжелых артиллерийских систем, батопорты — плавучие гидротехнические затворы для запирания входа в док. Масса его изобретений применяется в ней до сих пор. В Нижнем Новгороде, кстати, есть прекрасный музей речного флота, и там большой раздел, посвященный ему.

Разумеется, фестиваль не может обойти те даты, которые будут отмечаться в 2024 году. Это и 10‑летие вхождения Крыма в Российскую Федерацию — реализуется большой совместный проект с Севастополем, в том числе художественная выставка, посвященная этому событию. Отмечаем мы на борту и 80‑летие со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Наши ребята будут встречаться с блокадниками, которые живут в волжских регионах. А предстоящий День Победы совпадет со 100‑летием со дня рождения Булата Окуджавы! На разных площадках обязательно прозвучат его песни.

Но везде, где теплоход станет делать остановки, мы будем обязательно посещать места, связанные с Шуховым. В Москве, куда прибудем 18 мая, планировался концерт на Киевском вокзале, где сохранился стеклянный купол, построенный по проекту Шухова. Должно было состояться выступление симфонического оркестра, исполняющего поэму композитора Сергея Чечетко «Владимир Шухов». Но, поскольку времени до отъезда в Петербург у нас будет мало, мероприятие проведем прямо на Речном вокзале.

— Даже музыкантов Шухов вдохновил!

— Представьте себе, и не одного. Сейчас вообще существует совершенно сумасшедший проект создания музыкального произведения на основе шуховских гиперболоидов. Эти кривые каким‑то образом закладывают в компьютер, и он создает фантазию «по мотивам». И это вполне в духе Шухова — ведь он был чрезвычайно авангардным человеком, автором в полном смысле безумных идей. И мы в своей работе не цитируем его, а действуем, как бы используя его творческие импульсы. Они невероятно «зарази­тельны» — едва познакомившись с его творчеством, люди сами начинают генерировать. Никого не надо уговаривать, куда‑то тащить — процесс идет сам! Одним из шуховских мероприятий, например, стала выставка студенческих дизайнерских работ, где нестандартное мышление проявляется в полный рост. Прошла она с большим успехом, и, возможно, мы ее снова покажем в Кронштадте, где завершится «Морфест».

— Существуют ли какие‑то мемориальные объекты, сохранившие память о нем?

— Этот человек увековечил себя во множестве архитектурных и промышленных объектов. Но ни его мемориальной квартиры, ни мастерской не существует. Однако сейчас поклонники Шухова активно собирают все, что связано с его именем. Я надеюсь, что совместными усилиями мы создадим хорошую экспозицию, достойную памяти этого великого человека. Ну и потом — скоро ведь после глобальной реконструкции открывается Политехнический музей. Уверен, что Шухову там будет отведено немало места.

Мы работаем с Шуховым, как с нашим современником, участником глобального проекта всероссийского, а может быть, и мирового масштаба. Куда нас выведут эти поиски, я и представить не могу. Но хотим как можно больше людей познакомить с этой грандиозной фигурой, сегодня, увы, незаслуженно забытой. В этом наша миссия.



Материалы рубрики

10 февраля, 13:11
Максим ПОЛЕТАЕВ
24 января, 10:54
Ирэна БОРОДЗЮЛЯ
20 декабря, 12:20
Игорь ДЕМЯНЕНКО
06 декабря, 12:46
Александр ЗУЕВ
22 ноября, 12:18
Виктор НИКИТИН

Комментарии