Фундамент на многие годы
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как чувствует себя в сегодняшнем Петербурге народная музыка и почему она зачастую оказывается как бы на обочине общественного внимания? В чем секрет того, что и сегодня остается привлекательной скромная профессия библиотекаря? Востребованы ли сегодня молодые реставраторы? Обо всем этом мы говорим с нашим сегодняшним гостем. Повод для разговора более чем веский: Институт культуры, выпускниками которого являются в том числе и некоторые сотрудники «Санкт-Петербургских ведомостей», отмечает столетие.
- Александр Сергеевич, а с чего все начиналось?
- C Петроградского института внешкольного образования. Основанный в декабре 1918 года, он возник на волне революционных бурь с благородной целью воспитать новых людей - свободных, образованных, устремленных к высшим жизненным идеалам, преданных Родине. Примечательно, что, когда принимали слушателей на первый курс, оказалось, часть из них надо специально готовить к обучению, а некоторых - учить читать и писать. И тогда в нашем вузе был создан первый в стране рабфак.
На заре создания института во «внешкольниках» видели учителей народа, которые поведут его к свету, новой жизни. В 1930-е годы политпросветчики были «солдатами культурного фронта». Когда началась война, студенты уходили на фронт, многие записались добровольцами. Служили в основном политруками, у которых было только одно право - первыми подняться в атаку...
Мы горды тем, что наш вуз сумел сделать выпуск специалистов голодной блокадной весной 1942 года. Государственные экзамены выдержали тогда 29 библиотекарей и музееведов. Это был настоящий подвиг преподавателей и студентов! Известен случай, когда один из экзаменов сдавали прямо на лестнице дома, где жил профессор, - после голодной зимы у него не было сил добраться до института...
Еще перед самой войной вуз стал Ленинградским библиотечным институтом, в таком качестве он просуществовал до 1964 года, когда был преобразован в Ленинградский государственный институт культуры. От его выпускников можно нередко услышать, что они достойно и интересно прожили свою жизнь во многом потому, что учились именно в этом вузе.
- Важнейшее для института направление - народная художественная культура.
- Да, наше особое внимание всегда было привлечено к народному песенному и инструментальному исполнительству, хореографии, народному театру. Я глубоко убежден: культурной столицей наш город стал - и не вчера, а очень давно - потому, что именно здесь произошло соединение высокого классического искусства, которое в значительной степени шло к нам с Запада, и великой народной традиции. Совсем не случайно появились Чайковский и Римский-Корсаков, Дягилев и Бенуа, Прокофьев и Шостакович...
Сейчас, как мне кажется, нашему городу следовало бы подчеркнуть эту свою синтетическую особенность.
Это не значит, что мы должны, условно говоря, «добавить» к классике фольклор. Это значит, что надо внимательно подходить к народной традиции и находить новые формы ее интерпретации в современном мире. Потому что у нас зачастую фольклор - дело молодое, живое и энергичное - превращается в музей. А мне бы хотелось, чтобы народные традиции жили, проявлялись и на Дворцовой площади, и на лучших сценических площадках. В нашем юбилейном концерте в БКЗ значительная часть программы посвящена именно этому жанру. Воспринимается это людьми не просто тепло - с восторгом.
Государству, на мой взгляд, следовало бы поддерживать этот жанр в самой серьезной степени, поскольку он нуждается в большей поддержке, нежели иные жанры, которые могут сами раскрутиться. Как член оргкомитета Санкт-Петербургского международного культурного форума, я и с высоких трибун говорил о возможности, даже необходимости создания в нашем городе профессионального коллектива народной музыки, причем всероссийского звучания. Есть же подобные коллективы в Москве и многих других городах.
Увы, подчас мешает восприятие Петербурга только как классического, ампирного города. По меткому выражению нашего профессора Владимира Петровича Яковлева, Петербург - это самый восточный город Европы и самый западный город России. В этих словах многое заложено. Эта синтетичность ко многому обязывает. Лицо северной столицы - очень многообразное. А самое главное, наш город как никакой другой способен создавать новое. Мое глубокое убеждение, что так всегда и было, и в этом особая роль Петербурга в истории российской культуры...
Если мы считаем наш город культурной столицей, то надо понимать: культура нашей страны настолько разнообразна и в такой степени заряжена народной художественной культурой, что забывать о ней или не помогать ей неправильно. Нужно просто найти адекватные современные формы ее выражения.
В нашем вузе, отмечу, есть очень удачные варианты реализации народной музыкальной культуры. У нас работают оркестр русских народных инструментов, камерный оркестр народных инструментов «Скоморохи», русский хор и несколько вокальных ансамблей кафедры русского народного песенного искусства, целый ряд других коллективов, которые обрели международную известность. Блестящий современный репертуар, исполняемый в народной манере, и не менее блестящий народный репертуар, исполняемый в современной манере...
Когда у меня спрашивают, существует ли у нас в институте концертная программа - да, существует. Но мы не концертная организация. У нас очень трудно создать постоянно действующий коллектив, потому что студенты учатся всего четыре года и покидают наши стены. Поэтому существование наших коллективов - поистине героическая работа преподавателей.
Кстати, последние семь лет мы проводим конкурс, ставший уже очень популярным, «Как на речке было, на Фонтанке». В названии конкурса - строка из песни Лидии Руслановой. Мы хотели тем самым подчеркнуть обе составляющие конкурса - и петербургскую, и народную.
- Вернемся к библиотечной тематике. Почему-то со стороны многим кажется, что библиотекарь - нечто «архаичное», «отмирающее».
- Еще один стереотип! Так могут думать только дилетанты. На мой взгляд, это одна из самых прочных международных профессиональных корпораций, которая, наоборот, сегодня заявляет о себе очень громко.
Да, профессия трансформируется, изменяется, поскольку меняются сами библиотеки. Сегодня это культурные учреждения более широкого плана, чем прежде. Какие-то библиотеки становятся полумузеями, даже полутеатрами, чуть ли не развлекательными площадками. Лично меня беспокоит, что в этом случае первоначальное назначение библиотеки размывается. Она становится местом досуга, а должна быть прежде всего очагом приобщения к знаниям - и в первую очередь через книгу...
Для нас очень важно: если библиотека будет таким сложным организмом, то это значит, что студент библиотечного факультета должен уметь все? Или в штатном расписании библиотеки должны быть выпускники разных вузов и разных специальностей? И мы видим, что сегодня преобладает вторая точка зрения. Наши студенты с кафедр социально-культурной деятельности, режиссуры театрализованных представлений и праздников и других легко находят себе применение в современных библиотеках, потому что те приобрели функции, которых ранее им не были свойственны.
Почему библиотечная профессия остается привлекательной? Во-первых, есть определенный слой людей культуры, который сам себя воспроизводит. Во многом это дети библиотекарей. Люди, преданные профессии изначально. Во-вторых, это просто интересная профессия. Может быть, она называется словом, звучащим не особенно современно. Но она предполагает гуманитарные знания университетского уровня. Недаром в нашем вузе библиотекарям преподавали ученые с самым широким взглядом на мир, начиная с Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Есть и чисто прагматичный аргумент в пользу библиотечной специальности: до сих пор то, что финансируется государством, пусть не слишком щедро, является привлекательным для людей. Кроме всего прочего эту профессию зачастую выбирают те, кто хочет нормальной, спокойной, интересной работы. Без особого риска, но с высокой квалификацией.
Немного даже обидно: почему-то у всех на слуху наши выпускники-артисты, режиссеры, организаторы массовой культуры (достаточно назвать Валерия Леонтьева, Вячеслава Полунина, Андрея Могучего), а вот то, что мы подготовили десятки директоров крупнейших библиотек, знают гораздо меньше...
- Еще один нюанс: в отдаленной провинции, где не так много рабочих мест, библиотечная профессия дает гарантию трудоустройства и стабильную зарплату...
- Да, вы совершенно правы. Приведу такой пример из недавнего прошлого: в наш институт подали документы (результаты ЕГЭ) две девушки из одного и того же населенного пункта Вологодской области. Высокие баллы позволяли им без проблем поступить, скажем, на юридический факультет Петербургского университета. Я решил поинтересоваться, почему они сделали такой выбор? И получил ответ: «Наши мамы - библиотекари, мы хотим вернуться домой, им на смену».
Обратите внимание! Вернуться домой, получив образование в Петербурге... Это дорогого стоит. Да, можно открыть подготовку по нашим специальностям в разных вузах, в том числе - в далекой провинции, я не против, для этого есть даже убедительная экономическая аргументация. Но мне думается, что для обучения специалистов в сфере культуры нужны не только преподаватели и материальная база - нужна прежде всего сложившаяся культурная среда. Ведь высшее образование - это не только обучение профессии, но и в немалой степени воспитание и развитие, которое является фундаментом на многие годы.
- Сегодня институт готовит и реставраторов - неожиданное направление для тех, кто привык к традиционному профилю Института культуры!
- Да, мы единственный вуз в системе Министерства культуры, который специально занимается подготовкой кадров в сфере реставрации предметов декоративно-прикладного искусства. Наша кафедра реставрации была создана сравнительно недавно - полтора десятка лет назад. Прием небольшой, конкурс очень высокий. Мы просчитывали необходимые для Петербурга реставрационные профили - живопись, керамика, бумага и книга, стекло. И мы никогда не справились бы сами, без партнеров, прежде всего федеральных и городских музеев - Эрмитажа, Петергофа, Царского Села, в мастерских которых занимаются наши студенты.
У нас действует филиал в Суздале - бывшее Суздальское художественно-реставрационное училище. Там по программам среднего профессионального образования 150 человек обучаются эксклюзивным реставрационным специальностям. Почему эксклюзивным? Потому что этому практически никто больше не учит... Очень дорогая подготовка: инструментарий, специальные помещения, индивидуальные занятия, и как результат - выпуск специалистов с редкими квалификациями, например, по реставрации тканей.
Теоретическим вопросам сохранения культурного наследия и массовым реставрационным специальностям учат многие учебные заведения, даже частные. А вот таким реставрационным специальностям - только мы. Уверяю вас, что у наших выпускников-реставраторов - и суздальских, и петербургских - нет проблем с трудоустройством. Это настолько штучный товар, что их сразу же (а зачастую еще за несколько лет до выпуска) приглашают на работу крупнейшие музеи.
- После всего вами сказанного неловко уже называть Институт культуры так, как его до сих именуют в народе, - «Кульком» и «Крупой»...
- А я не обижаюсь. Более того, воспринимаю как шутливую визитную карточку института. И когда мы идем на полуторжественные мероприятия к нашим друзьям или партнерам, то несем в качестве подарка пакет с крупой...
А если серьезно, то в нашем вузе много и усердно трудятся, занимаются очень серьезными делами на протяжении ста лет. Здесь родились культурология, музеология, социально-культурная деятельность, здесь защищены первые диссертации по этим направлениям. Здесь работали специалисты, поставившие открытие и закрытие Московской олимпиады. Здесь учатся лучшие в мире студенты, которые выбирают как традиционные для нашего вуза профессии, так и новые, востребованные сегодняшним днем: музыкальное искусство эстрады, компьютерный дизайн.
Недаром наш юбилейный праздник в БКЗ мы устраиваем исключительно силами наших студентов и преподавателей. Только тех, кто учится в нашем вузе сегодня. Все - наши: режиссеры, постановщики, исполнители. На сцене не будет приглашенных артистов. Нам провести такой праздник по силам, мы умеем это делать на самом высоком уровне. В этом я тоже вижу, простите за пафос, величие вуза.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (6348) от 21.12.2018.
Комментарии