«В цене только чистые победы». Директор РУСАДА – о допинговом кризисе в России

Допинговая война против России явно идет на спад: в сентябре было восстановлено в правах Российское антидопинговое агентство (РУСАДА), все более мирными становятся высказывания о России руководителей Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) и Международного олимпийского комитета. О дальнейших перспективах корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» Леонид РОМАНОВИЧ поговорил с директором РУСАДА Юрием ГАНУСОМ.

«В цене только чистые победы». Директор РУСАДА – о допинговом кризисе в России | ФОТО Гавриила ГРИГОРОВА/ТАСС

ФОТО Гавриила ГРИГОРОВА/ТАСС

- Юрий Александрович, можно ли сказать, что допинговый кризис остался позади?

- На данный момент времени это действительно так. Но важно помнить, что следующая критическая дата - 30 июня 2019 года. Это тот срок, до которого должны быть выполнены условия исполкома ВАДА. Я искренне надеюсь, что все будет в порядке, потому что цена вопроса очень высока. При этом мы понимаем, что спорт сейчас стал местом геополитического противостояния. Мы нигде не сталкиваемся с нашими оппонентами настолько наглядно, как в спорте. Я против излишней политизации, когда отстранение РУСАДА и наших федераций называют санкциями против России - это прежде всего наши внутренние проблемы, мы должны решить их. Но политическая окраска все-таки есть, на спортивных площадках сталкиваются геополитические соперники. И когда мы идем без флага - это разве победа? Мы все - тренеры, спортсмены, руководители спортивных организаций - должны чувствовать свою ответственность. Победы ценны только тогда, когда они чистые. А если у нас отбирают медали, это уже унижение.

- Есть информация о том, как идет проверка данных московской лаборатории?

- Идут формальные процедуры, прошла выемка проб. В январе они получили базу данных, проанализировали ее. Весной команда представителей ВАДА и международной лаборатории выбирала пробы, которые являются результатом этого анализа.

- А если они найдут в пробах что-то плохое, то нас может ждать новый виток кризиса?

- Надеюсь, что нет. Я этот вопрос задавал президенту ВАДА Крейгу Риди и могу сказать следующее: речь будет идти прежде всего об индивидуальной ответственности спортсменов. Но все будет зависеть еще и от того, как мы сами отреагируем на проблемы. Приведу слова Глеба Жеглова из «Эры милосердия»: «Правопорядок в стране определяется не количеством воров, а умением их обезвреживать». И очень важна реакция государства. В частности, сейчас на очереди стоит вопрос наших спортивных федераций, прежде всего Всероссийской федерации легкой атлетики. Могу привести сравнение: когда встал вопрос соответствия РУСАДА, то у нас произошла замена 90 процентов штатного расписания, были уволены все без исключения инспекторы допинг-контроля - а как иначе, РУСАДА находилось в кризисе. А во Всероссийской федерации легкой атлетики убрали только руководство, внутренняя структура осталась такой же, хотя никакая косметика не позволит заретушировать проблемы, глубина которых огромна!

- Раз уж вы упомянули Жеглова: он еще говорил, что вор должен сидеть в тюрьме. У нас до недавнего времени ответственные за распространение допинга врачи и тренеры уходили от ответственности. Есть ли подвижки в этом плане?

- Подвижки есть, есть и первые наказания. Важно и то, что в Министерство спорта приходят новые люди, с новым менталитетом. Мы плотно работаем и с Олимпийским комитетом России, еще более активно взаимодействуем с Паралимпийским комитетом России. Но важно понимать: это во многом вопрос культуры, отношения внутри общества, в котором пока нетерпимости к допингу нет. Если мы думаем о том, что обманываем внешний мир, то глубоко ошибаемся: мы обманываем самих себя, теряя будущие поколения. Что получается: мы отрываем наших ребят от улицы, от всех пагубных пристрастий и передаем в спорт, где их... качают допингом! Я не понимаю, в чем смысл этой системы, если она не будет меняться!

- ВАДА сохраняет требование признания государственной допинговой системы?

- Да, вопросы по докладам комиссий Макларена, а также Освальда и Шмидта остаются, и мы должны на них ответить. Но ответить - не значит признать. Странно, что были признаны результаты комиссии Шмидта в целом. Слушайте, там масса нюансов! Директор лаборатории защитил в суде свое честное имя, 28 наших спортсменов защитили свое имя. Надо разобрать «дорожную карту» и все это пройти... Вообще выводы доклада Макларена - это скелеты, которые еще долго будут греметь так, что у нас уши будет закладывать! Нам самим нужно как можно быстрее поставить точку в этом вопросе. А у нас долгое время была позиция: «Мы правы, и значит, нам не в чем оправдываться». Мы три года не давали комментариев, формируя информационный вакуум - и он заполнялся негативом. Сейчас мы, по крайней мере РУСАДА, активно участвуем в международных конференциях, в антидопинговой комиссии Совета Европы и так далее.

- Как в целом идет сотрудничество с ВАДА?

- Один из руководителей ВАДА недавно назвал взаимодействие с РУСАДА образцово-показательным. Мы в этом отношении не вносим никакой политический оттенок во взаимодействие с ВАДА, относимся к этому взаимодействию прагматично. Мы не являемся дочерней организацией ВАДА. Это регулятор, который играет определяющую роль.

- Чем РУСАДА заслужило нынешнюю благосклонность ВАДА?

- В данный момент РУСАДА является одной из наиболее эффективных организаций в мире. В позапрошлом году мы отобрали порядка 6100 проб, в прошлом уже 9500, в этом будет уже около 11 тысяч, в следующем 13 тысяч - и все это в рамках того же бюджета! При этом у нас целевое тестирование достигает 50%, то есть в половине случаев мы выезжали под каждого спортсмена - это очень важно. Рост числа нарушений очень большой - на 102% выросло число нарушений доступности, на 140% - число нарушений антидопинговых правил...

С одной стороны, это говорит о росте эффективности нашей работы, но с другой - такие цифры, конечно, нас не радуют. Мы ведь не карательная организация, наша задача прежде всего в защите чистых спортсменов. Например, ни одна организация мира не осуществляет страховое покрытие тестирования крови, а мы это делаем уже второй год. Стараемся индивидуально подходить к каждому случаю нарушений, и примерно в 10% случаев спортсменам удается оправдаться, когда они дают реальное объяснение ситуации. Делаем все для того, чтобы информировать, обучать, предупреждать спортсменов. Например, мы выпустили фильм о заполнении системы АДАМС, проявили инновационный подход. Кстати, ВАДА его очень одобрило.

- И тем не менее наши спортсмены попадаются в том числе и на системе АДАМС. Биатлонистка Маргарита Васильева вот дисквалификацию за нарушение правил доступности схлопотала...

- Меня очень расстроил этот случай. Мы же как раз проводили обучение в Тюмени, в центре подготовки наших биатлонистов - полный зал, все ведущие специалисты, тренеры, была реальная заинтересованность. А у спортсменов был совсем другой подход: легкомысленность, скептицизм, после обеда из них осталось семь человек. Хотя это были вопросы, важные для них! Но мы сделали из этого выводы: значит, такая подача информации спортсменам не подходит. Ответом стало соглашение с социальной сетью «ВКонтакте». Главная наша задача - быть ближе к каждому спортсмену, каждому тренеру, каждому доктору. Будем использовать весь потенциал социальных сетей, чтобы быть еще ближе к спортсменам.

#РУСАДА #допинг #спорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (6444) от 23.05.2019 под заголовком «Директор РУСАДА Юрий Ганус: В цене только чистые победы».


Комментарии