В Петербурге завершились чемпионат и первенство города по брейк-дансу

В зале одного из городских отелей на днях завершились чемпионат и первенство города по брейк-дансу. Участвовали как сольные танцоры, так и команды. Победителей включили в сборную Петербурга, и они примут участие в чемпионате России.

В Петербурге завершились чемпионат и первенство города по брейк-дансу | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Брейк-данс в СССР получил распространение в 1980-е годы с выходом имевших большой зрительский интерес фильмов «Танцы на крыше» и «Курьер», где в эпизодах снимались, в частности, первые московские брейк-дансеры. Но на то, чтобы избавиться от статуса «уличного танца» и стать олимпийском видом спорта, ему потребовалось немало времени. Дебют состоится в Париже на Играх-2024, но при спортивной федерации танцевального спорта Санкт-Петербурга (СФТС СПб) уже довольно давно сформирован комитет по брейк-дансу. Общепринятой нормой считаются, кстати, слова «брейк-данс» и «брейк-дансер», сами же танцоры настаивают на том, чтобы их самих называли «брейкерами», а стиль — «брейкингом».

Турнир в Петербурге прошел при поддержке Всероссийской федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла (ФТСАРР) и СФТС СПб. Участвовали ребята в возрасте от 7 до 25 лет. Жюри голосовало за сильнейших солистов и команды, лучшие проходили в следующий тур. Оформление танцевального зала добавляло динамики соревнованиям. Паркет был разделен на красную и синюю зоны, как в боксе. Казалось, что ведущий вот-вот оговорится и скажет: «В красном углу ринга…». Хотя на самом деле цвета отображались только на экране проектора в зале.

Ведущий на турнире не объявлял имена и конкурсные номера участников. Как же тогда ориентировалось жюри? Все солисты и команды на чемпионате выступали под псевдонимами. Это были слова-символы, аббревиатуры или вариации фамилии, например, Askar, Warrior, Nets, «Воробей». Между прочим, и члены жюри, а это действующие или бывшие танцоры, тоже берут себе вторые имена — есть такая отличительная черта в брейк-дансе.

Судейская бригада состояла из шести человек, они сменяли друг друга в зависимости от возраста выступающих. Младших конкурсантов оценивали Радмир Хусаинов (Zazu Rock), Артем Сидоров (Power Rock) и Максим Шахов (Simsun), старших — Антон Савченко (Tony Rock), Максим Султанов (Sultan) и Максим Золин (Kuvalda). Если члены жюри сомневались, кому из спортсменов отдать решающий балл, они просили «перетанцевать» тур, то есть еще раз повторить фрагмент выступления.

За музыкальное сопровождение на чемпионате отвечал профессиональный диджей, от которого во многом зависел успех выступления. Он подбирал композиции под индивидуальный стиль каждого танцора и импровизировал. О том, насколько это важно для участников, рассказал Антон Гвоздев из СФТС СПб: «Это не просто танец, а образ жизни. При установленном регламенте и правилах важно показать на соревнованиях свою индивидуальность, поэтому ребята стараются усложнить базовые элементы танца, добавить в них изюминку и запомниться. Лично меня всегда радует, что современная молодежь не только увлекается гаджетами, но и стремится развиваться физически и творчески. Мы им в этом помогаем!».

В брейк-дансе свобода самовыражения присутствует во всем. Здесь даже нет четких правил для образов танцоров, главное условие — это легкость и раскованность движений. Поэтому как девушки, так и парни отдали предпочтение широким штанам, кроссовкам и объемным футболкам с надписями-девизами вроде: «Спорт не терпит слабых». На головах у ребят были кепки и банданы как символ первозданного уличного брейк-данса. В лучших традициях брейк-данса они начинали выступления с растанцовки в стиле top rock, который исполняется стоя на ногах. С помощью движений go down они переходили к стилю footwork, или средний брейк, спускаясь на корточки или четвереньки. Эти классические комбинации доступны даже новичкам.

Более опытные конкурсанты разнообразили свое выступление сложными элементами в стиле floor rock, которые выполняются лежа на спине. Метод power move считается самым зрелищным, в нем ноги служат для эффектных вращений, а руки — для удержания баланса, спусков и подъемов. И акцентом любого танца были элементы freeze, или замирание в любой фигуре на руке, локте или другой части тела. Некоторые брейк-дансеры удивляли зрителей и судей еще и акробатическими элементами: сальто, прыжками на руках, вращениями на голове. Конкурсанты полностью отдавали себя танцу, и это было заметно по истертому кроссовками паркету и тому, как они спешили после выступления к кулеру с водой.

Правила этикета в этом виде спорта особые: в брейк-дансе принято «дразнить» своего соперника, поэтому ребята во время танца вплотную приближались к сопернику, будто желая сбить его с ног, строили гримасы. Но такого рода мелкое хулиганство — не более чем деталь сценического образа, поэтому победители и проигравшие всегда жмут друг другу руки после турнира.

#чемпионат #танцы #соревнования #спорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (7384) от 29.03.2023 под заголовком «С улицы на Олимпиаду».


Комментарии