В Нидерландах пройдет супертурнир по шахматам

Несмотря ни на что, шахматный год привычно начинается с традиционного, уже 83-го по счету, супертурнира в голландском Вейк-ан-Зее (15 – 31 января), который станет крупнейшим «живым» соревнованием с начала пандемии. Однако говорить о возвращении древней игры к нормальной жизни рано.

В Нидерландах пройдет супертурнир по шахматам | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Напомню, эта самая нормальная жизнь у шахматистов прервалась в конце марта 2020 года, когда после первого круга был остановлен турнир претендентов в Екатеринбурге. Завершение его пока запланировано на апрель 2021 года, но и эти сроки вызывают сомнения, тем более что в официальном календаре Международной шахматной федерации (ФИДЕ) этого соревнования нет. Матч на первенство мира, соответственно, отложен на осень, а Шахматная олимпиада в Москве и Ханты-Мансийске и вовсе сдвинута с 2020-го на 2022 год. При этом переносы продолжаются уже в этом году – 6 января был отложен до лучших времен заключительный этап женского «Гран-при» ФИДЕ, запланированный на 17 – 29 января.

И понятно, почему так происходит – во время пандемии очень трудно создать условия, удовлетворяющие всех участников. Достаточно вспомнить отказ азербайджанца Теймура Раджабова от участия в том же турнире претендентов, который создал немало проблем для ФИДЕ. Помимо имиджевых потерь существуют и риски последующих судебных процессов. Остается надеяться, что к весне многочисленные проблемы будут сняты за счет вакцинации.

Конечно, гроссмейстеры не были бы так привередливы, если бы не имели безопасной альтернативы в виде онлайн-турниров. После успешной летней серии Magnus Carlsen Chess Tour осенью стартовал масштабный «Тур чемпионов», включающий аж девять этапов. Второй из них завершился 3 января победой того самого «отказника» Раджабова, который в финале одолел армянина Левона Ароняна (2,5:1,5; 2:1). Чемпион мира норвежец Магнус Карлсен на этот раз блеснуть не сумел, уступив в четвертьфинале россиянину Даниилу Дубову.

Теперь большинство участников этого турнира сойдутся уже за реальными досками в Вейк-ан-Зее. Это лишь второй супертурнир за время пандемии после октябрьского Ставангера, где были всего шестеро участников, да и формат носил экспериментальный характер. В Нидерландах же, как обычно, будут выяснять отношения 14 элитных гроссмейстеров по классической круговой формуле.

В целом коммерческие соревнования проводить все-таки проще, чем официальные, – здесь отказы участников становятся их личным делом. Так, с турнира в Вейк-ан-Зее снялся Шахрияр Маммедьяров, хотя здесь причиной стали не опасения за свою безопасность, а плохая форма – азербайджанец сам недавно перенес ковид.

Не будет на турнире и главных российских звезд – Александр Грищук по-прежнему отказывается играть в условиях масочного режима, а Ян Непомнящий сосредоточен на подготовке ко второй части турнира претендентов. Вообще у россиян осенью недостатка в живой игре не было – в ноябре прошел командный чемпионат России в Сочи, а в декабре – суперфинал чемпионата страны в Москве. Многие же представители зарубежной элиты с марта не играли офлайн вообще.

Впрочем, фавориты – норвежец Магнус Карлсен и прошлогодний победитель американец Фабиано Каруана – в октябре выступили в Ставангере. Побороться с ними может француз Максим Вашье-Лаграв, но главная интрига связана с выступлением Алирезы Фируджи. 17-летний иранец, которого многие считают наследником Карлсена, после переезда во Францию продолжает прогрессировать и занимает сейчас 18-е место в мировом рейтинге, а в реальности играет еще сильнее.

Любопытно будет посмотреть и на 18-летнего Андрея Есипенко, однако российскому юниору за высокие места пока бороться рано. Для него главное — просто освоиться в такой компании, ведь раньше в элитных круговиках Андрею играть не доводилось. А вот еще один представитель России – чемпион мира по быстрым шахматам-2018 Даниил Дубов вполне может вмешаться в спор за высокие места.

Петербуржцев на этот раз среди участников нет, однако даже непонятно, стоит ли этому огорчаться. В последние годы Вейк-ан-Зее для наших земляков становился как будто заколдованным. Один за другим здесь с невеселым результатом «минус три» финишировали Владимир Федосеев, Максим Матлаков и Никита Витюгов – и у всех после этого начинался затяжной спад, который не завершился до сих пор. Возможно, дело здесь не в колдовстве, а в обстановке. Многим россиянам даже в «мирное» время казалась гнетущей атмосфера в этом маленьком (2400 жителей) и скучном голландском городке. Если Вейк-ан-Зее напоминал тюрьму раньше, то что же будет теперь, в условиях суровых ковидных ограничений?

#шахматы #турнир #игра

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (6842) от 14.01.2021 под заголовком «Заколдованный Вейк».


Комментарии