Утверждена концепция деятельности сборной страны в период санкций
Исполком Российского футбольного союза (РФС) на днях утвердил концепцию деятельности сборной страны в период санкций и ее отстранения от международных соревнований. В документе названы ориентировочные сроки полноценного возвращения наших футболистов на мировую арену.
ФОТО Pixabay
«На период отстранения сборная должна быть обеспечена конкурентной игровой практикой и сопутствующими проектами развития, которые позволят в дальнейшем успешно выступать на чемпионатах мира и Европы. Ориентиром для возвращения является отборочный турнир чемпионата мира 2030 года, который стартует осенью 2028‑го. Концепция подразумевает увеличение количества кандидатов в сборную, в том числе молодых игроков, регулярно выступающих в РПЛ», — говорится в официальном заявлении на сайте РФС. Конечно, дать точный прогноз по срокам возвращения нашего футбола на международную арену сегодня крайне сложно, но ориентиры действительно необходимы, и 2028‑й выглядит более-менее реалистично. А привлекать футбольную молодежь хотят, совершенствуя систему профессиональных соревнований и разрабатывая меры по стимулированию использования молодых российских футболистов во внутренних турнирах. Звучит неплохо, но что конкретно имеется в виду?
По первому пункту в плане совершенствования — структура и число участников чемпионата России по футболу вряд ли претерпит изменения. Двухкруговой турнир, 16 команд, 30 матчей — все выглядит логично.
Да и президент РФС Александр Дюков считает, что с точки зрения динамики и интенсивности наш клубный футбол только прогрессирует. Свидетельством чему большое количество интересных матчей в РПЛ. Не исключено, что можно будет «поиграть» регламентом и календарем Кубка страны, где уже есть групповые турниры, два разных пути в суперфинал и регламент, позволяющий завоевать главный трофей даже в случае поражения в плей-офф. Еще более усовершенствовать эту систему, как представляется, будет довольно сложно.
Куда проще реализовать второй пункт — стимулировать выход на поле молодых российских футболистов. Для этого всего-навсего следует ужесточить лимит на легионеров. Да, в идеале молодые российские игроки должны сами «выгрызать» место в основе у иностранцев, однако на практике, особенно в топ-клубах, сделать это крайне сложно, когда команды могут использовать в каждом матче по восемь легионеров. Так, в недавней игре 26-го тура «Динамо» с «Зенитом» помимо двух вратарей Антона Шунина и Михаила Кержакова с первых минут на поле появились только пятеро россиян — двое зенитовцев и трое динамовцев. В этой связи порадовали «Локомотив» со «Спартаком», где в стартовых составах из 22 футболистов были 16 россиян. Возможно, лимит на легионеров в его прежнем формате с возможностью одновременного нахождения на поле семи, шести или даже только пяти иностранцев с учетом нынешней международной изоляции выглядит весьма неплохим решением для развития молодых талантов. Особенно в сочетании с потолком зарплат для молодых футболистов, чтобы их доходы в этих условиях не поднялись до небес. Дюков, кстати, не исключает пересмотра лимита на легионеров по окончании сезона-2023/24.
Другой важный фактор поддержания сборной России в тонусе — качественные международные матчи. «В части решений по игровой практике в концепции предлагается ежегодно проводить до десяти товарищеских матчей в официальные окна ФИФА. При этом матчи и учебно-тренировочные сборы должны подразделяться на категории исходя из их целеполагания и силы соперников. По ходу реализации концепции необходимо постепенно увеличивать долю конкурентных матчей с соперниками из топ-80 рейтинга ФИФА. Помимо товарищеских матчей концепцией предлагается проведение в России или за рубежом коммерческого товарищеского турнира с приглашением сборных — участниц чемпионатов мира и континентальных первенств», — говорится в заявлении по итогам исполкома РФС.
Безусловно, недавняя крупная домашняя победа в товарищеской встрече над Сербией показала — наша национальная команда в оптимальном составе вполне конкурентоспособна. Только для этого ей действительно нужны хороший раздражитель, драйв, кураж, поддержка болельщиков. В этой связи товарищеские игры почти без зрителей и за пределами страны, как в октябре в турецкой Анталии против Кении, — исключительно ради галочки, от них вреда даже больше, чем пользы, поскольку футболисты при всем желании не могут относиться к ним всерьез. Необходим и соответствующий антураж, а поэтому товарищеские встречи в Москве, Петербурге и других городах с десятками тысяч зрителей на трибунах и по возможности с соперником «из топ-80 рейтинга ФИФА» совсем не помешают. Хотя организация таких матчей, со слов генерального секретаря РФС Максима Митрофанова, сопряжена сегодня с определенными сложностями. А провести, скажем, турнир с участием даже четырех сборных будет еще сложнее. Но главное, чтобы была положительная динамика. В 2022 году сборная сыграла три игры, и все на выезде, в 2023‑м — шесть, в том числе три при своей публике. В этом обыграла на своем поле сербов 4:0, а домашнюю игру с Парагваем пришлось отменить в связи с терактом в Подмосковье. Уже известно, что в начале июня россияне сыграют в Минске с белорусами, но, конечно, во второй половине года сборной требуется более интенсивный график. Что же касается ее главного тренера, то Валерий Карпин, судя по всему, останется на своем посту — к нему у руководства РФС претензий нет.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 80 (7656) от 03.05.2024 под заголовком «Как помочь сборной».
Комментарии