«Умного игрока болельщик видит сразу». Максим Нифонтов - о футболе и спортивном образовании
Николай Люкшинов, Герман Зонин, Юрий Морозов, Марк Рубин, Геннадий Орлов - все это люди хорошо известные и уважаемые в нашем футболе. А еще все они в свое время руководили кафедрой теории и методики футбола НГУ имени Лесгафта - сегодня ее возглавляет человек совсем еще молодой, кандидат психологических наук доцент Максим НИФОНТОВ.
ФОТО Евгения ВАСИЛЬЕВА
- Максим Юрьевич, вы третий год руководите кафедрой. Сами наукой заниматься успеваете?
- Признаться, поначалу думал, что творчества будет больше. Теперь понимаю, что заведующий кафедрой это и хозяйственные вопросы, и спортивная деятельность, и привлечение инвестиций, и кадровая политика - в последние годы мало делалось для обновления кафедры. Привлек двух ассистентов, окончивших кафедру футбола, трех человек пригласил на должность преподавателей - это молодые ребята. Все они наши выпускники, имеют как тренерский, так и преподавательский опыт. Могу сказать, что тренеров - грамотных, подготовленных, компетентных - достаточно много, но преподаватель, методист - это совсем другое.
- Сами вы как в Университет Лесгафта попали?
- Учился здесь, окончил университет с отличием, остался работать на кафедре, преподаю с 2007 года, дальше была аспирантура, защитил диссертацию. И шел к этому осознанно - еще с восьмого класса была мечта получить образование по спортивному профилю. А кафедру футбола выбрал, потому что сам в прошлом играл. Не в профессиональных командах, но за сборную Петербурга у Бориса Рапопорта на Мемориале Гранаткина выступал. И очень рад этому опыту из спортивной биографии, хотя бы уже потому, что в той сборной были собраны серьезные и успешные в будущем футболисты, «капитанил» в ней, к примеру, Игорь Денисов.
- Одно дело в футбол играть, другое - возглавить в тридцать с небольшим кафедру в старейшем спортивном вузе страны...
- Коллектив выступил с инициативным письмом на имя ректора, когда Геннадий Орлов решил уйти. Год работал как и. о., прошел конкурсный отбор и был поддержан ученым советом.
- Как студенты к вам на кафедру попадают?
- За ЕГЭ по биологии и русскому надо иметь как минимум по 36 баллов. Дальше специализация - футбольный технический экзамен, состоящий из нескольких упражнений, он тоже по баллам оценивается. Плюс теоретический письменный тест - основы и теория физической культуры. Сумма этих трех испытаний и оказывается решающей - кто хорошо учился в школе, показал себя на футбольном поле и был теоретически подкован, тот и продолжает учиться!
- Действующие футболисты среди студентов есть?
- Кто-то окончил ДЮСШ, много приезжих ребят, которые играли как любители, но по своему уровню вполне подошли бы командам мастеров ПФЛ или ФНЛ. Мы не запрещаем им играть, но только если не в ущерб учебе - посещаемость контролируется кураторами и, если кто-то пропустит более 20 процентов занятий, это может обернуться недопуском к экзаменам.
- Очень многие выпускники спортшкол теряются при переходе из юношеского футбола в профессиональный. Почему?
- Просто в 16 - 18 лет на молодого человека обычно обрушивается много глобальных жизненных проблем - приходится переходить после школы в новое учебное заведение, решать вопросы с армией, устраивать линую жизнь, а тут еще в футболе тебе надо выходить на новый уровень. Особенно острая ситуация в Петербурге, где только один большой профессиональный клуб, причем требования к его футболистам очень высокие - «Зенит» должен быть чемпионом, участвовать в Лиге чемпионов, его игроки нужны сборной. Здесь даже самому перспективному юноше трудно соответствовать. К тому же обычно футболисты только после двадцати лет выходят на пик своих возможностей и по антропометрическим данным, и по функциональным показателям, и по уверенности в своих силах. Таких, как француз Мбаппе или бразилец Неймар, в 17 лет заявивших о себе, единицы. В этой связи было бы здорово возродить студенческую лигу, где бы имелась серьезная спортивная конкуренция и можно было прогрессировать. В прошлом году для выпускников футбольных школ с подачи президента РФС Александра Дюкова организована юношеская футбольная лига. Такую бы и для студентов учредить - иначе мы проваливаемся в этом возрасте, теряем игроков, которые были на карандаше.
- Футболисты, обучающиеся в вузе, всегда были и остаются объектом злых шуток...
- Поверьте, говорю без всякого пафоса - я живу и работаю в том числе и ради того, чтобы это мнение менялось. Умного игрока болельщик на поле сразу увидит.
- А как тренер его должен разглядеть среди других мальчишек на начальном этапе?
- Тренеры действительно выбирают более быстрых, более сильных детей, глядя на их антропометрические данные и исходя из двигательного опыта. А светлые головы, которые могут раскрыться потом, проходят при этом мимо. Они раскроются позже, если останутся в футболе, а те, которых выбрали, - остановятся в росте. В этой теме я вижу перспективу в плане науки.
- И в каком направлении собираетесь работать?
- Чем больше опытных и квалифицированных тренеров будут участвовать в экспертной работе, тем лучше. И выбирать надо того, кто чаще был отмечен специалистами за те или иные качества, у кого больше данных сходится по различным показателям. Быстрота, если есть она, и дальше будет, отсюда и термин - урожденный спринтер. Ими именно рождаются, а не становятся. Координация очень важный фактор для футболиста, уже в раннем детстве можно понять, насколько верно в ментальном плане осознает игровую ситуацию ребенок, проявляет ли инициативу. Все эти моменты надо отмечать и анализировать - это очень интересная работа в плане научной составляющей. Тот случай, когда теория и практика могут идти вместе.
- Так во сколько же лет можно начинать занятия футболом? В коммерческие школы уже с трех зазывают - не рановато ли?
- Ничего страшного в этом не вижу, ведь по идее это просто общефизические занятия с элементами игры в футбол, идет подготовка детей к организованным занятиям, прививается любовь именно к этой игре, ведь выбор сегодня очень широк. Не стоит забывать и про социализирующую функцию футбола - до пяти лет дети от природы своей эгоисты, а здесь они оказываются в коллективе, делают совместные упражнения, играя, чувствуют плечо друг друга - им должен нравиться процесс. Да и когда позже эти дети приходят на отбор в академию «Зенита» и ее филиалы, в другие школы, тренеры довольны, что новички уже адаптированы к футболу, имеют необходимый начальный уровень контроля мяча.
- Еще и родители своих чад порой подгоняют в надежде, что из них звезды футбола вырастут...
- Свои не реализованные вовремя амбиции многие родители действительно пытаются удовлетворить через детей, и далеко не всегда это идет им на пользу. Как следствие, в обычную схему «тренер - спортсмен» в последнее время активно вошел такой элемент, как родитель. Но если ребенок с трех лет замучен и загружен тренировками, причем посещает их из-под палки, то к 11 - 12 годам это уже потухший и уставший от футбола мальчишка. Мы это понимаем и предлагаем различные методики. Сегодня даже в академии «Зенита» не больше трех-четырех тренировок в неделю и один игровой день. Плюс, конечно, индивидуальная работа, когда защитники занимаются с защитниками, а нападающие с нападающими, дозированные и грамотные тренировки на «физику». Раньше было так, что мы отрабатывали одно, а специфика игры подразумевала другое совсем. Например, на любой тренировке что дети, что профессиональные уже футболисты, стоя в парах, перепасовывали друг другу мяч. Теперь в футболе таких ситуаций в игре просто не бывает, потому что появился прессинг, все происходит в движении. И именно такие моменты необходимо моделировать на тренировках, появилась острая необходимость в индивидуализации и реалистичности тренировочного процесса.
- И все равно ключевое значение в современном футболе имеет исполнительское мастерство игроков. Нам таких футболистов явно не хватает?
- Да, редко они у нас появляются. За всю историю «Смены», одной из лучших футбольных школ в стране, опытные тренеры выделяют троих - Саленко, Радимов, Аршавин. Вот вам футбольные умы! Саленко, как рассказывал его тренер Владимир Васильевич Вильде, мог с мячом ускориться быстрее, чем без мяча, - это от бога, видимо. А Радимов с Аршавиным просто по-особому видят футбол, паранормально, если хотите. Cергея Владимировича Гордеева, который подготовил Аршавина, я тоже расспрашивал, что он с Андреем делал, как тренировал. Все, оказывается, просто. «Мешать не надо было ему», - ответил Гордеев. И действительно, порой работа тренера заключается в том, чтобы только способствовать. Но бывает, в ущерб командному результату футболисты берут игру на себя, пытаются двух-трех соперников обыграть, а надо ли их останавливать? Очень спорный вопрос. Задача тренеров - поощрять и требовать, чтобы найти нужный баланс.
- С ФК «Зенит» ваша кафедра как-то контактирует?
- Безусловно, есть у нас сотрудничество. Наш ректор очень внимателен к работе кафедры и всегда помогает, но мы обязаны и сами выходить на интересные контракты, искать взаимовыгодное сотрудничество с профессиональными клубами. В том числе, конечно, и с «Зенитом». Что-то было потеряно и в общении с клубом, сейчас многое восстанавливаем. Зенитовская академия помогает с инвентарем, а это стоит приличных средств, другие наши футбольные друзья помогают материально-техническим оснащением, приглашаем актуальных тренеров на семинары и «круглые столы» для студентов.
- А студентов отправить в Удельный парк посмотреть тренировку Сергея Семака можете?
- Да, это возможно. А когда идет обучение на лицензию С, всегда прописано занятие в Удельной, так что каждый студент за время обучения бывает на базе, да и руководство академии, сам Сергей Богданович очень позитивно к таким инициативам относится. И там есть на что посмотреть, когда задействованы такие исполнители, как в «Зените»!
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 055 (6653) от 27.03.2020 под заголовком «Футбольная аудитория».
Комментарии