Уходила с берега «Катюша»
Завершившийся этой осенью профессиональный мужской велосипедный сезон стал, пожалуй, самым успешным в новейшей российской истории. Наши соотечественники отметились победами на всех трех гранд-турах («Джиро д,Италия», «Тур де Франс» и испанской «Вуэльте»), а две российские «конюшни» («Тинькофф» и «Катюша») заняли, соответственно, второе и шестое места в командном зачете мирового тура. Вот только в 2017-м российских команд в мировом туре не будет вообще.
Ильнур Закарин один из немногих россиян, кто сохранил за собой место в некогда российской команде. ФОТО David Stockman/Belgavia Zuma Press
Профессиональный велоспорт - это всегда очень большие деньги. Может, не настолько огромные, как в футболе, но и здесь звезды первой величины зарабатывают миллионы евро. К примеру, ежегодный бюджет «Катюши», созданной в конце 2008-го по инициативе известного бизнесмена и экс-велосипедиста Игоря Макарова, составлял от 15 до 20 миллионов евро в год. В сезоне-2016, по словам генерального менеджера российской команды трехкратного олимпийского чемпиона петербуржца Вячеслава Екимова, «Катюша» располагала бюджетом 16 - 17 миллионов евро. Пусть он и не такой большой, как у самой богатой «конюшни» мирового тура британской «Скай» (32 миллиона евро), но расходы, согласитесь, серьезные, и неудивительно, что Макаров (он также является и президентом Федерации велоспорта России) не хотел финансировать «Катюшу» в одиночку.
Уже весной пошли слухи, что в «Катюше» грядут серьезные изменения. В июне Екимов сообщил, что команда продолжит существование и получит второго большого спонсора. В июле в иностранной прессе прошла информация, что этим самым спонсором станет немецкая компания по производству шампуней. Но в команде подтвердили эту информацию только в начале осени, тогда же стало известно, что название команды станет двойным Katusha-Alpecin, а лицензия на выступления не российской, а швейцарской. «Мне очень хотелось бы прояснить ситуацию, в какой-то мере извиниться перед болельщиками и сказать, что мы усиленно искали спонсоров в России, в бизнесе, на уровне государства, но никто не готов, кроме Игоря Макарова, инвестировать в команду», - объяснил тогда ситуацию Екимов.
Сам он рассчитывал, что обойдется без революционных преобразований в коллективе, но, увы - раз немецкий производитель шампуней платит миллионы евро, он также имеет полное право заказывать музыку. В том числе сокращать штат российских гонщиков. Если в 2016 году в команде их было 13, в 2017-м останется всего пятеро - победитель этапа «Тура»-2016 и самый перспективный наш многодневщик Ильнур Закарин, Вячеслав Кузнецов, Матвей Мамыкин, Максим Бельков и Павел Кочетков. Остальным указали на дверь, в том числе и триумфатору этапа на последней «Вуэльте» Сергею Лагутину. Зато теперь цвета Katusha-Alpecin будут защищать сразу четыре немца, включая знаменитого «раздельщика» шестикратного чемпиона мира Тони Мартина.
В октябре произошла и смена в руководстве - Екимов покинул пост генерального менеджера (было сказано, что он перейдет в команде на другую работу), его место занял португалец Жозе Азеведо. Таким образом, национальный велопроект окончательно превратился в международный, где россияне не будут иметь никаких преференций. Обидно, ведь когда в конце 2012-го «Катюшу» сенсационно, без объяснения причин лишили лицензии мирового тура, в России раздавались голоса»: «Как же так?! Наших бьют!». Та история благодаря суду завершилась хеппи-эндом, а сейчас «Катюша» «без шума и пыли» прекратила существование в своем прежнем виде. Жаль...
Команда бизнесмена Олега Тинькова вообще приказала долго жить. Впрочем, эксцентричный российский миллиардер, надо признать, еще год назад заявил о закрытии проекта по окончании сезона-2016. По его словам, он потратил на велокоманду «Тинькофф» в общей сложности более 60 миллионов евро и добился главного - раскрутил в Европе и мире бренд своего банка. Хотя в дальнейшем возвращения в профессиональный велоспорт все же не исключил. Правда, за его команду в уходящем году выступали всего пятеро россиян, а роли первых скрипок играли испанец Альберто Контадор и словак Петер Саган. Последний, кстати, выиграл два последних чемпионата мира в групповых гонках подряд. Так что Тиньков имеет полное право говорить, что ушел победителем.
Как бы то ни было, последним бастионом российского профессионального велоспорта остается команда «Газпром-Русвело», имеющая профессионально-континентальный статус. По футбольным российским меркам, это команда не премьер-лиги, а ФНЛ, но в отличие от футбола в велоспорте профессионально-континентальные команды по специальным приглашениям могут принимать участие в гонках мирового тура. В частности, в 2016-м «Газпром-Русвело» здорово дебютировала на «Джиро» - Александр Фолифоров выиграл этап, да и остальные гонщики были заметны. Отметим, состав «Газпром-Русвело» - чисто российский, и в нынешнем сезоне он еще усилится за счет потерявших работу в «Катюше» и «Тинькофф» опытных бойцов, в том числе Сергея Лагутина, Павла Брутта, Алексея Цатевича, Дмитрия Козончука, Александра
Порсева. Вот только возможностей проявить себя на крупнейших стартах для наших велопрофи станет гораздо меньше. Что же касается крупных гонок международного календаря на территории России, то о них по-прежнему не приходится даже мечтать.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5833) от 18.11.2016.
Комментарии