Ухабы на морских дорогах. Кто виноват в гибели 18-летнего серфингиста Артема Акимова?
Парусный сезон этого года в Петербурге начался печально: 27 мая во время тренировки трагически погиб спортсмен школы «Крестовский остров», кандидат в мастера спорта по виндсерфингу, член молодежной сборной России Артем Акимов. В акватории Малой Невы он попал под проходивший «Метеор». По этому факту возбуждено уголовное дело. Следствие выяснит причины трагедии и установит виновных. Однако, по мнению Сергея ТИМОШКОВА, председателя квалификационной комиссии Санкт-Петербургского парусного союза (СППС), случившееся не просто ЧП, а результат системных ошибок... К его мнению стоит прислушаться - ведь он не только опытный яхтсмен, мастер спорта международного класса, но и профессиональный моряк, имеющий диплом капитана (в свое время командовал и парусником «Мир»).
Фото: Pixabay / Puffystriker
- Разумеется, мне, как и всем, безумно жаль погибшего молодого парня. Соболезную его родным. Но я также сочувствую и капитану «Метеора». Этот человек стал невольным виновником трагедии. Подчеркиваю - невольным! Насколько мне известно, он вел судно в полном соответствии с правилами мореплавания - по разрешенному фарватеру с разрешенной скоростью. И когда ему наперерез выскочила доска с парусом, он уже просто ничего не мог сделать. Теперь это его крест на всю жизнь...
На мой взгляд, причина случившегося носит далеко не случайный характер. Что такое доска для виндсерфинга? По существующей классификации, это не плавсредство, подлежащее регистрации, скажем, в ГИМСе или Минтрансе, а просто спортивный снаряд. К этой же категории относятся все гоночные яхты длиной менее 9 метров, не оборудованные для круглосуточного плавания и не предназначенные для использования в темное время суток.
А это огромный класс судов. И на управление ими не нужно никаких прав. Все равно что велосипед - сел и поехал. Только выезжаешь-то на ту же дорогу, что и весь остальной транспорт! Представьте себе гонщика «Формулы-1», решившего потренироваться на оживленной городской магистрали, да еще не имея прав на управление болидом. Согласитесь, это совершенно невероятно. Но, увы, система обучения в парусных школах построена именно таким образом.
Главная ее задача - получение спортивного результата. Критерий оценки школы - количество выпущенных разрядников, мастеров спорта, победителей регат, чемпионов разного ранга. В образовательном стандарте, на основании которого проходит обучение яхтсменов, есть специальный пункт о «соблюдении необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку». Но это, учитывая вышесказанное, просто голая декларация, не подкрепленная мерами контроля.
Сам по себе парусный спорт не опаснее любого другого. Разумеется, если соблюдены все необходимые нормы и требования. Вот скоро питерская яхтсменка Ирина Грачева будет участвовать в одиночной гонке через Атлантику на яхте длиной 6 метров. Опасно это или нет? Конечно, опаснее, чем лежать на диване. Но в этом плавании все десятки раз продумано и просчитано, квалификация яхтсменов высочайшая, их суда проверены-перепроверены, предусмотрены все меры страховки. И потому риск обоснованно допустимый.
Разумеется, все требования безопасности выполняются и при проведении официальных соревнований, организуемых Федерацией парусного спорта. Одно из обязательных условий - наличие у яхтсмена квалификационных прав, выданных нашей комиссией. Но пока человек еще тренируется или просто катается для своего удовольствия, его квалификация может быть неизвестна. Страхует его в лучшем случае только тренер, а в случае с Акимовым, как мы знаем, не было и этого.
И меня это нисколько не удивляет, ибо и в основе обучения тренеров - «голы, очки, секунды». Один и тот же подход как для тех, кто бегает по футбольному полю, так и для тех, кто выходит на воду. Надо ли говорить, что в последнем случае факторов риска гораздо больше: ветер, волны, мели, другие участники движения, в том числе занятые работой?
Помимо навыков гонщика спортсмену нужны еще и основательные знания о правилах судоходства. Но этому-то как раз тренеров по парусному спорту и не учат. По окончании учебы в Университете физкультуры им. Лесгафта выпускник получает права на управление моторным судном ГИМС, а на управление парусником никаких документов не выдают. То есть он может прекрасно владеть методикой обучения, но навыков судовождения в том самом классическом понимании у него нет!
Практический результат такой нормативной базы? Когда я прихожу в какую-нибудь парусную школу и предлагаю ее тренерам сдать квалификационный экзамен, те просто пожимают плечами: нам, мол, это не надо. А заставить я их не могу, поскольку представляю не государство, а общественную организацию. Точно так же не могу скорректировать их учебные планы, чтобы сделать акцент на безопасности мореплавания.
Мое глубокое убеждение: приоритеты при обучении яхтсменов нужно менять. И как можно быстрее. Какой бы ты ни был гениальный гонщик, главное, чтобы ты не медаль привез, а живым вернулся. Разумеется, того же хотят родители, отдающие своих детей в парусные школы. И в их силах взять ситуацию под свой контроль.
У некоторых из них уже есть свой собственный яхтенный опыт, и они смогут оценить, кто, чему и как учит их ребенка. Если же такого опыта нет, папе или маме имеет смысл поступить на аналогичные курсы для взрослых. Дома, естественно, будет происходить активный «обмен опытом», и через некоторое время придет понимание тех рисков, которым подвергается ребенок. И если тренер будет учить его, как побеждать в гонке, то родители объяснят, что для них в тысячу раз важнее сбереженные им жизнь и здоровье.
Родители юных яхтсменов могут и сами общаться между собой, создавать группы в соцсетях. Со своей стороны я готов оказать им любую помощь и предоставить все ресурсы квалификационной комиссии СППС. Постоянный обмен информацией, взаимный «ликбез» - это возможность всегда держать «руку на пульсе» и свести к минимуму риск возможных трагедий.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (6465) от 24.06.2019 под заголовком «Ухабы на морских дорогах».
Комментарии