Теоретики и практики хоккея. Как клубные функционеры становились тренерами

Одиннадцать матчей хоккеисты СКА провели без главного тренера. Командой за это время руководили его ассистенты, наставники дочерних команд и даже первый вице-президент клуба Роман Ротенберг. И в истории профессионального хоккея это далеко не первый случай, когда на тренерский мостик поднимался клубный функционер столь высокого уровня.

Теоретики и практики хоккея. Как клубные функционеры становились тренерами | ФОТО Александра КУЛЕБЯКИНА

ФОТО Александра КУЛЕБЯКИНА

Пока Валерий Брагин болел, его по очереди заменяли первый ассистент Андрей Козырев, наставник СКА-1946 Лев Бердичевский, но в итоге остановились на кандидатуре Романа Ротенберга, у которого, как выяснилось, имеется диплом тренера. Похожая ситуация сложилась и в «Ак Барсе», когда слег Дмитрий Квартальнов, – на тренерский мостик вместе с Сергеем Душкиным из вэхаэловского «Барса» встал генеральный менеджер казанского клуба Рафик Якубов, за плечами которого, правда, многолетняя карьера профессионального хоккеиста и несколько сезонов уже у бортика. А самая неординарная история приключилась с минским «Динамо» – из-за первично положительного теста на коронавирус у тренеров и ряда игроков команда осталась в Риге без руля и ветрил. Благо в столице Латвии как раз оказался председатель Федерации хоккея Белоруссии Дмитрий Басков, решавший оргвопросы предстоящего мирового первенства (Латвия и Белоруссия должны провести турнир в паре), он и вызвался поруководить командой. До этого Басков несколько лет трудился гендиректором минского «Динамо», так что команда ему отлично знакома, кроме того, он работал тренером в МХЛ, в юниорской сборной Белоруссии и, наконец, по сей день является главным тренером команды президента Белоруссии Александра Лукашенко.

Минчане под руководством Баскова уступили рижским одлноклубникам в серии буллитов (3:4), но «тренер-пожарный», кажется, все равно был счастлив: «Запомню этот вечер на всю жизнь! Провести матч в качестве тренера команды КХЛ – непередаваемые эмоции!». Тем не менее на следующий матч «Динамо» выводил уже другой наставник – Константин Кольцов, один из самых именитых белорусских энхаэловцев в игровую бытность.

Клубные функционеры выходили на тренерский мостик и в допандемийное время. Чаще всего это делал генеральный менеджер «Спартака» Алексей Жамнов, у которого, судя по всему, есть тренерский талант, но нет особого желания заниматься этим делом на постоянной основе. А роль «антикризисного менеджера» (ему, между прочим, ее нередко отводили и в сборной) Жамнову, как правило, дается.

Генеральный менеджер «Спартака» начала десятых Андрей Яковенко действовал более категорично. Не сумев в сезоне-2010/11 подобрать команде главного тренера – сначала уволил Милоша Ржигу, затем Игоря Павлова, – он сам возглавил команду, вывел ее в плей-офф, где, правда, в первом раунде вчистую проиграл СКА (0 – 4) и поспешил вернуться на привычную позицию в клубе. Но все равно Яковенко пробыл в непривычной для себя роли довольно долго, обычно подобные прецеденты бывают краткосрочными. К ним прибегают, чтобы встряхнуть коллектив, не более. В разное время к таким неординарным методам обращались Геннадий Величкин в «Металлурге», Анатолий Бардин в «Авангарде», Олег Гросс в «Салавате Юлаеве», Андрей Сафронов в московском «Динамо». А один из самых любопытных случаев произошел в январе 2016-го в «Автомобилисте», когда на одну игру, чтобы переосмыслить происходящее, был отстранен весь штаб Андрея Разина и против «Северстали» команду вывели ее начальник Дмитрий Попов и ассистент генменеджера Алексей Волков. Жесткие меры, правда, не помогли – уральцы уступили 0:2.

Практика замещения главных тренеров клубными управленцами встречается и в НХЛ. Только за двадцать последних лет и. о. главного тренера становились шесть генеральных менеджеров. Знаменитый Лу Ламорелло по прозвищу Хитрый Лис, проработавший 28 лет в «Нью-Джерси», делал это дважды – в сезонах-2005/06 и 2006/07. В обоих случаях «дьяволы» завершали регулярку первыми в конференции, но из розыгрыша Кубка Стэнли выпадали в четвертьфинале. А самые свежие примеры – «Флорида» (2016 год) и «Анахайм» (2019 год), где уволенных тренеров заменили Том Роу и Боб Мюррей, соответственно. К тому моменту, правда, обе команды имели сомнительные шансы на плей-офф, и, по сути, генеральные менеджеры просто экономили бюджет, а заодно прощупывали состав на предмет дальнейшего сотрудничества. Впрочем, что Роу, что Ламорелло, что Мюррей в отличие от Ротенберга ранее имели опыт работы главным тренером, а также профессионально играли в хоккей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Леонид Вайсфельд, в прошлом генеральный менеджер «Лады», новокузнецкого «Металлурга», «Атланта», «Салавата Юлаева» и «Автомобилиста»:

- Мне очень импонируют клубы, в трудной ситуации не опускающие руки, а продолжающие биться. Когда весь тренерский штаб внезапно уходит на карантин, это, конечно, огромная проблема, но на то и руководители, чтобы такие проблемы решать. Однажды в «Ладе» мне тоже пришлось поработать тренером на лавке, когда Петр Воробьев неожиданно заболел. Игрокам важно в такие моменты почувствовать, что их не бросили, что руководство рядом. СКА пошел таким путем. Пусть команда потеряла в трудный период какие-то очки, ну и что? Разве кто-то сомневается, что СКА попадет в плей-офф? Конечно, в клубе каждый должен своим делом заниматься, и руководителям на лавке нечего делать. Но у СКА сложилась действительно безвыходная ситуация, и поэтому появление Романа Ротенберга в тренерском штабе абсолютно логично.

#СКА #хоккей #КХЛ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (6789) от 21.10.2020 под заголовком «Теоретики и практики хоккея».


Комментарии