Суперслалом на самолетах. В Казани прошел этап чемпионата мира по воздушным гонкам

Авиагонки - спорт будущего. О таких скоростях и ощущениях наверняка мечтают даже многие пилоты «Формулы-1». Неудивительно, что посмотреть на лучших пилотов планеты в рамках российского этапа чемпионата мира Red Bull Air Race в Казани собрались около 80 тысяч зрителей, включая и корреспондента «Санкт-Петербургских ведомостей». Жаль только, что в следующем году ничего подобного мы не увидим.

Суперслалом на самолетах. В Казани прошел этап чемпионата мира по воздушным гонкам | ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС

ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС

Сразу уточню: речь не о традиционных соревнованиях по высшему пилотажу, которые начали проводить с начала воздухоплавательной эры. Red Bull Air Race - это настоящий слалом на самолетах. Как и в автогонках, пилоты здесь должны преодолевать за минимальное время определенную трассу. Началось все в 2003-м, затем чемпионат постепенно разрастался, превратившись в масштабную авиагоночную серию с большим количеством этапов. В 2017-м воздушные гонки топ-уровня впервые добрались до России, а в третий уик-энд июня 2019-го акватория реки Казанки рядом с центром семьи «Казан» приняла этап чемпионата уже в третий раз.

В роли ограничителей на трассе - специальные пилоны высотой 25 метров, которые еще называют воздушными воротами. Это настоящее произведение искусства. Сделаны пилоны из специальных материалов, чтобы столкновение с ними не могло сильно повредить самолеты. При этом сами пилоны фактически выглядят как лоскутное одеяло - после нештатных ситуаций поврежденный участок быстро меняется опытными специалистами. Организаторы воздушных гонок даже проводят экскурсии под названием пилон-тур, где не только объясняют принцип работы препятствий, но и позволяют побывать внутри гигантского пилона.

Но что для болельщиков экзотика, то для гонщиков - трудная работа. Летать между пилонами они должны не только максимально быстро, но и очень точно. Заход под углом более десяти градусов карается штрафом в виде дополнительных секунд. Есть и другие прегрешения, за которыми при помощи сверхсовременных систем следят судьи. Как и пилоты «Формулы-1», лучшие авиагонщики планеты начинают со свободных заездов, во время которых собирают максимальную информацию о трассе и при помощи специальных тактиков и компьютерных технологий ищут оптимальные траектории для тех или иных погодных условий. В субботу, как и в «Формуле-1», квалификация, а в воскресенье - сами гонки.

Правда, есть и отличие от «Больших призов» - трассу участники проходят не одновременно, а по очереди, разделившись на пары. Сперва по итогам «раунда 14» определяется восьмерка лучших (семь победителей плюс быстрейший из остальных), а после четвертьфиналов формируется «Финал четырех», где и выявляется чемпион. В Казани пилоты базировались на специально организованном для них на автодроме «Казань-ринг» аэродроме, в паддоке которого мне и удалось побеседовать со звездами этого вида спорта.

Самих пилотов сложно назвать юными. В основном это опытные мастера в возрасте за 40 и даже за 50 лет. Что и понятно - тинейджеров к гонкам на самолетах не подпускают. Так что 25-летний американец Сэмми Мэйсон, выступающий в гонках поддержки серии Challenger Cup, считается в самолетном спорте настоящим вундеркиндом. Легендарный британец Пол Бонэм, к примеру, в последний раз стал чемпионом планеты в 2015-м в 51 год, а действующему чемпиону планеты чеху Мартину Шонке в марте исполнился 41 год.

«В Чехии авиагонки очень популярны. Лично у меня там два фан-клуба. Можно ли сравнить авиагонки с «Формулой-1»? Понимаете, я большой поклонник автоспорта в целом и «Ф-1» в частности. Но авиагонки с точки зрения ощущений это другой, куда более высокий уровень. За ними будущее. Но на их полноценную раскрутку требуется куда больше времени», - сообщил «Санкт-Петербургским ведомостям» Шонка.

Увы, он уже знал, что в нынешнем году воздушные гонки проводят свою «последнюю гастроль» - чемпионат Red Bull Air Race, нынче сокращенный до четырех этапов, в 2020-м вообще проводиться не будет. Слишком дорогое удовольствие.

«Понимаете, автоспорт гораздо ближе к болельщикам, и в этом его преимущество. После гонок «Ф-1» ты садишься за руль своей машины и едешь, а за штурвал самолета после авиагонок садятся единицы. Авиаспорт для многих - несбыточная мечта, волшебство. Но я верю, что авиагонки будут продолжаться. Рано или поздно чемпионат обязательно возобновится», - с ноткой грусти в голосе рассказал мне Николя Иванофф.

Собравшаяся в Казани публика, кстати, с удовольствием болела за этого француза с русскими корнями. Тем более что российские пилоты в соревнованиях не участвовали. Зато в показательных полетах фигурами высшего пилотажа восхищала публику многократная чемпионка мира по высшему пилотажу россиянка Светлана Капанина.

«Когда чемпионат только начинался, я пробовала в нем свои силы. Были варианты и в дальнейшем. Но я выбрала другие дисциплины, где, на мой взгляд, больше возможностей для фантазии. К сожалению, с развитием и поддержкой авиационного спорта в стране есть серьезные проблемы, в том числе на законодательном уровне. Очень дорого: купить и привезти самолет в России стоит порядка 450 тысяч евро. Но определенные подвижки, к счастью, есть. Пока же на чемпионатах мира приходится летать на арендованных самолетах», - поведала мне Капанина.

Что касается казанского этапа, то победу в нем со временем одна минута и 3,495 секунды одержал японец Есехиде Муроя, укрепивший лидерство в чемпионате-2019 после двух этапов. Вторым стал австралиец Мэтт Холл, третьим - Мартин Шонка. Следующий этап Red Bull Air Race пройдет в середине июля на озере Балатон в Венгрии, а заключительный состоится в начале сентября в японском городе Тиба. Будет жаль, если он станет последним в истории этих увлекательных гонок.

#самолеты #авиагонки #соревнования

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6463) от 20.06.2019 под заголовком «Суперслалом на самолетах».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
«Ленинградка» повзрослела. Женскую волейбольную команду из Петербурга не узнают в новом сезоне
23 Августа 2019

«Ленинградка» повзрослела. Женскую волейбольную команду из Петербурга не узнают в новом сезоне

Настолько опытной по составу представляющая город в женской суперлиге команда не была никогда.

Дзюба под вопросом. Нападающий может уйти из «Зенита» в следующем году
13 Августа 2019

Дзюба под вопросом. Нападающий может уйти из «Зенита» в следующем году

Соглашение форварда сборной России с «Зенитом» завершится летом 2020-го.

Смертельный бой. Максим Дадашев не должен был выходить на ринг в тот день
31 Июля 2019

Смертельный бой. Максим Дадашев не должен был выходить на ринг в тот день

Спортсмену нельзя было драться из-за перенесенного ранее менингита.

Уйти по-зенитовски. 5 футболистов, дольше всех игравших за «сине-бело-голубых»
18 Июля 2019

Уйти по-зенитовски. 5 футболистов, дольше всех игравших за «сине-бело-голубых»

Как и когда завершали карьеру футболисты, проведшие максимальное количество игр за «Зенит»?

Дуглас Сантос объяснил, почему не разговаривает с Дзюбой
15 Июля 2019

Дуглас Сантос объяснил, почему не разговаривает с Дзюбой

У двух футболистов пока не получается выстроить диалог.

Оставили без звезд. Матч лучших игроков КХЛ перенесли в Москву
09 Июля 2019

Оставили без звезд. Матч лучших игроков КХЛ перенесли в Москву

Звезды лиги соберутся предстоящей зимой в столице на «ВТБ-арене».

Лиза прокатится по-канадски. Чем Туктамышева удивит в новом сезоне?
05 Июля 2019

Лиза прокатится по-канадски. Чем Туктамышева удивит в новом сезоне?

Блиставшая в прошлом сезоне фигуристка начнет «Гран-при»-2019 в Лас-Вегасе в очень звездной компании.

От «Тамбова» до «Сочи». Новички вернутся в ФНЛ?
25 Июня 2019

От «Тамбова» до «Сочи». Новички вернутся в ФНЛ?

Обе команды проводят межсезонье, мягко говоря, не амбициозно.

Перекресток пяти дорог. Как сложится карьера Ильи Ковальчука после неудачного сезона?
25 Июня 2019

Перекресток пяти дорог. Как сложится карьера Ильи Ковальчука после неудачного сезона?

Предположим пять вариантов дальнейших взаимоотношений хоккеиста с «Лос-Анджелес Кингз».

Не все то золото, что блестит. 5 самых неудачных трансферов «Зенита»
14 Июня 2019

Не все то золото, что блестит. 5 самых неудачных трансферов «Зенита»

Какие приобретения клуба оказались бесполезными?

Хоккейные «бывшие». Чем сейчас занимаются экс-тренеры СКА?
11 Июня 2019

Хоккейные «бывшие». Чем сейчас занимаются экс-тренеры СКА?

Всего за годы выступлений в КХЛ клуб сменил девять тренерских штабов.

СКА без приставки «супер». Почему лучшие хоккеисты покидают команду?
07 Июня 2019

СКА без приставки «супер». Почему лучшие хоккеисты покидают команду?

Отток игроков продолжается. Уезжает даже молодежь из дочерних команд.