Суперслалом на самолетах. В Казани прошел этап чемпионата мира по воздушным гонкам

Авиагонки - спорт будущего. О таких скоростях и ощущениях наверняка мечтают даже многие пилоты «Формулы-1». Неудивительно, что посмотреть на лучших пилотов планеты в рамках российского этапа чемпионата мира Red Bull Air Race в Казани собрались около 80 тысяч зрителей, включая и корреспондента «Санкт-Петербургских ведомостей». Жаль только, что в следующем году ничего подобного мы не увидим.

Суперслалом на самолетах. В Казани прошел этап чемпионата мира по воздушным гонкам | ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС

ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС

Сразу уточню: речь не о традиционных соревнованиях по высшему пилотажу, которые начали проводить с начала воздухоплавательной эры. Red Bull Air Race - это настоящий слалом на самолетах. Как и в автогонках, пилоты здесь должны преодолевать за минимальное время определенную трассу. Началось все в 2003-м, затем чемпионат постепенно разрастался, превратившись в масштабную авиагоночную серию с большим количеством этапов. В 2017-м воздушные гонки топ-уровня впервые добрались до России, а в третий уик-энд июня 2019-го акватория реки Казанки рядом с центром семьи «Казан» приняла этап чемпионата уже в третий раз.

В роли ограничителей на трассе - специальные пилоны высотой 25 метров, которые еще называют воздушными воротами. Это настоящее произведение искусства. Сделаны пилоны из специальных материалов, чтобы столкновение с ними не могло сильно повредить самолеты. При этом сами пилоны фактически выглядят как лоскутное одеяло - после нештатных ситуаций поврежденный участок быстро меняется опытными специалистами. Организаторы воздушных гонок даже проводят экскурсии под названием пилон-тур, где не только объясняют принцип работы препятствий, но и позволяют побывать внутри гигантского пилона.

Но что для болельщиков экзотика, то для гонщиков - трудная работа. Летать между пилонами они должны не только максимально быстро, но и очень точно. Заход под углом более десяти градусов карается штрафом в виде дополнительных секунд. Есть и другие прегрешения, за которыми при помощи сверхсовременных систем следят судьи. Как и пилоты «Формулы-1», лучшие авиагонщики планеты начинают со свободных заездов, во время которых собирают максимальную информацию о трассе и при помощи специальных тактиков и компьютерных технологий ищут оптимальные траектории для тех или иных погодных условий. В субботу, как и в «Формуле-1», квалификация, а в воскресенье - сами гонки.

Правда, есть и отличие от «Больших призов» - трассу участники проходят не одновременно, а по очереди, разделившись на пары. Сперва по итогам «раунда 14» определяется восьмерка лучших (семь победителей плюс быстрейший из остальных), а после четвертьфиналов формируется «Финал четырех», где и выявляется чемпион. В Казани пилоты базировались на специально организованном для них на автодроме «Казань-ринг» аэродроме, в паддоке которого мне и удалось побеседовать со звездами этого вида спорта.

Самих пилотов сложно назвать юными. В основном это опытные мастера в возрасте за 40 и даже за 50 лет. Что и понятно - тинейджеров к гонкам на самолетах не подпускают. Так что 25-летний американец Сэмми Мэйсон, выступающий в гонках поддержки серии Challenger Cup, считается в самолетном спорте настоящим вундеркиндом. Легендарный британец Пол Бонэм, к примеру, в последний раз стал чемпионом планеты в 2015-м в 51 год, а действующему чемпиону планеты чеху Мартину Шонке в марте исполнился 41 год.

«В Чехии авиагонки очень популярны. Лично у меня там два фан-клуба. Можно ли сравнить авиагонки с «Формулой-1»? Понимаете, я большой поклонник автоспорта в целом и «Ф-1» в частности. Но авиагонки с точки зрения ощущений это другой, куда более высокий уровень. За ними будущее. Но на их полноценную раскрутку требуется куда больше времени», - сообщил «Санкт-Петербургским ведомостям» Шонка.

Увы, он уже знал, что в нынешнем году воздушные гонки проводят свою «последнюю гастроль» - чемпионат Red Bull Air Race, нынче сокращенный до четырех этапов, в 2020-м вообще проводиться не будет. Слишком дорогое удовольствие.

«Понимаете, автоспорт гораздо ближе к болельщикам, и в этом его преимущество. После гонок «Ф-1» ты садишься за руль своей машины и едешь, а за штурвал самолета после авиагонок садятся единицы. Авиаспорт для многих - несбыточная мечта, волшебство. Но я верю, что авиагонки будут продолжаться. Рано или поздно чемпионат обязательно возобновится», - с ноткой грусти в голосе рассказал мне Николя Иванофф.

Собравшаяся в Казани публика, кстати, с удовольствием болела за этого француза с русскими корнями. Тем более что российские пилоты в соревнованиях не участвовали. Зато в показательных полетах фигурами высшего пилотажа восхищала публику многократная чемпионка мира по высшему пилотажу россиянка Светлана Капанина.

«Когда чемпионат только начинался, я пробовала в нем свои силы. Были варианты и в дальнейшем. Но я выбрала другие дисциплины, где, на мой взгляд, больше возможностей для фантазии. К сожалению, с развитием и поддержкой авиационного спорта в стране есть серьезные проблемы, в том числе на законодательном уровне. Очень дорого: купить и привезти самолет в России стоит порядка 450 тысяч евро. Но определенные подвижки, к счастью, есть. Пока же на чемпионатах мира приходится летать на арендованных самолетах», - поведала мне Капанина.

Что касается казанского этапа, то победу в нем со временем одна минута и 3,495 секунды одержал японец Есехиде Муроя, укрепивший лидерство в чемпионате-2019 после двух этапов. Вторым стал австралиец Мэтт Холл, третьим - Мартин Шонка. Следующий этап Red Bull Air Race пройдет в середине июля на озере Балатон в Венгрии, а заключительный состоится в начале сентября в японском городе Тиба. Будет жаль, если он станет последним в истории этих увлекательных гонок.

#самолеты #авиагонки #соревнования

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6463) от 20.06.2019 под заголовком «Суперслалом на самолетах».


Комментарии