Страсти на скорости. Что не так с фильмом «Ford против Ferrari»?

Спортивное кино, основанное на реальных событиях, частенько вызывает споры и пересуды. У нас так было совсем недавно с «Движением вверх», несмотря на триумфальный прокат этой ленты. Не обошлось без вымысла и художественного преувеличения и в фильме «Ford против Ferrari», который в эти дни идет в петербургских кинотеатрах.

Страсти на скорости. Что не так с фильмом «Ford против Ferrari»? |

Мода на автоспорт пришла в киноиндустрию где-то полвека назад во многом благодаря Стиву Маккуину и Полу Ньюмену - звезды Голливуда были еще и большими фанатами высоких скоростей. Шедевры тех лет «Гран-при» и «Ле-Ман» до сих пор многими считаются культовыми. Из недавних фильмов хороша была вышедшая в 2013 году «Гонка» о противостоянии на рубеже шестидесятых - семидесятых двух чемпионов мира «Формулы-1» Ники Лауды и Джеймса Ханта. И вот настала пора сделать что-то интересное о знаменитой гонке «24 часа Ле-Мана».

Режиссер Джеймс Мейнгольд в свое время прославился байопиком о знаменитом певце Джонни Кэше «Переступить черту», сейчас же он решил рассказать о первой победе знаменитой американской компании в Ле-Мане. Причем название фильма не должно обманывать, особого противостояния команд здесь по сути нет. Зато есть история двух гоночных романтиков - Кэрролла Шелби и Кена Майлза. Красивая, хорошо сыгранная, прекрасно снятая лента, пусть и порой слишком уж голливудская. Хотя сам по себе факт, что «американской мечтой» является победа на гонке в Европе - уже не помещается в привычные шаблоны. Как и образ самого главного героя.

Шестидесятые годы прошлого века в автоспорте притягивают, словно магнитом, прежде всего героическим ореолом и смертельным риском, сопровождавшим те соревнования. Уровень безопасности тогда был крайне низок, и все понимали - каждый новый старт может оказаться для тебя, твоего друга или соперника последним. Причем порой все зависело не от уровня мастерства, а от какой-то «копеечной» детали. При этом пилоты не зарабатывали миллионы, они рисковали жизнью (и часто гибли) не ради денег, а ради удовольствия от скорости и побед. Таким был и британец Майлз, после Второй мировой войны перебравшийся в Америку.

Сейчас, когда на гоночных трассах всего мира доминируют вундеркинды, а пилоты в 30 и тем более в 40 лет считаются ветеранами, история успеха Майлза может показаться фантастической. Ведь своих главных побед он добился в возрасте за 45. Ершистый, несколько странный, но прекрасный инженер и фантастически быстрый гонщик. Уже тогда он не слишком хорошо вписывался в корпоративную культуру больших автоконцернов, хотя и его сильная взаимная неприязнь с боссами «Форда», судя по всему, является сценарным преувеличением из-за желания найти для хорошего парня хоть каких-нибудь плохих оппонентов.

Впрочем, это явно лишнее, ведь покорение «24 часов Ле-Мана» и без палок в колеса тогда было сложнейшим испытанием. Даже просто финишировать в этом суточном марафоне считалось подвигом, а победить...

Нередко за эти 24 часа гоночной страсти случались ужасные трагедии, жертвами которых становились в том числе и зрители. Но в тот год обошлось. Майлз мчался по трассе Ле-Мана, штамповал рекорды круга, заслужил уважение самого Энцо Феррари и восторг публики. Об итоговом результате для сохранения киноинтриги все же умолчим, только заметим - прекрасно снятое соперничество «Форда» с «Феррари» на трассе здесь все же вторично, скорее, речь идет о противоборстве яркой личности и корпорации.

Судя по всему, как раз тогда, полвека назад, мир автоспорта постепенно начал превращаться в очень большой бизнес, где гонки - не просто гонки, а инструмент продвижения брендов и повышения продаж. Возможно, поэтому про нынешние «Формулу-1» и «Ле-Ман» так ничего толком и не снимают - быстро, ярко, но слишком уж причесано. Никто не машет кулаками, не бросается гоночными ключами, не рвет жилы и не ставит все на карту ради мечты. Это не хорошо и не плохо, это просто современная реальность. Явно не такая киногеничная, как та, что послужила основой для фильма «Ford против Ferrari».

#кино #гонки #премьера #новые фильмы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (6584) от 09.12.2019 под заголовком «Страсти на скорости».


Комментарии