Спорт не в моде. Как фитнес-клубы выживают в пандемию

Среди особо пострадавших от коронавируса отраслей оказалась фитнес-индустрия. Три с лишним месяца перерыва в работе, снижение спроса и платежеспособности населения, а теперь и необъявленная вторая волна заметно снизили ее «запас прочности». В том, как сейчас выживают фитнес-клубы различных форматов, разбирались «Санкт-Петербургские ведомости».

Спорт не в моде. Как фитнес-клубы выживают в пандемию | Фото Кирилла Кухмаря/ТАСС

Фото Кирилла Кухмаря/ТАСС

Курс на оптимизацию

Еще весной в этой сфере все было замечательно. Активная пропаганда здорового образа жизни со стороны государства начала приносить плоды – все больше петербуржцев стали заниматься фитнесом на постоянной основе. Число клубов росло и при этом едва успевало за потребностями рынка. Бизнес развивался, а заодно способствовал позитивным сдвигам и с точки зрения качества жизни – горожане, дающие себе по несколько раз в неделю адекватные физические нагрузки, традиционно меньше жалуются на здоровье и ходят по врачам.

Однако «тучные годы» для фитнеса закончились с приходом коронавируса. С конца марта до начала июля все объекты находились в режиме «заморозки». Но и после открытия чуда не произошло...

«Примерно 70 процентов клубов открылось в Петербурге сразу, как разрешили, – с 6 июля, остальные в торговых центрах без отдельного входа смогли сделать это чуть позже. Ограничения, конечно, были, но все же некритичные – соблюдение дистанции, обязательная запись, присутствие одного человека на четыре квадратных метра в помещении и на пять квадратных метров в бассейне. Глобальных запретов в нашем городе не было. Отмечу, что фитнес-клубы в Петербурге соблюдают все меры предосторожности», – рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» представитель Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) в Петербурге и Ленобласти Наталья Борулько.

Однако «разморозка» фитнеса произошла летом, в низкий сезон, поэтому быстрого восстановления не последовало. В августе падение продаж по сравнению с тем же периодом 2019 года составило примерно 60 – 65 процентов.

При этом ситуация неоднородна. Кто-то сумел практически полностью сохранить лояльность клиентов, а кто-то, напротив, снизил продажи даже больше озвученных средних цифр. Не помогал даже демпинг, на который пошли отдельные представители индустрии. Причем крупным сетевым проектам зачастую стало даже тяжелее привлекать клиентов, чем небольшим нишевым клубам. В частности, оптимизировать свою сеть пришлось таким гигантам, как «Фитнес Хаус» и «Алекс Фитнес».

«Выжить в создавшейся ситуации удалось, но, конечно, не без потерь. Часть клубов прекратила работу. Бизнес постоянно подстраивается под текущую ситуацию, это является залогом его успешного функционирования», – объяснили «Санкт-Петербургским ведомостям» в «Алекс Фитнес». По словам представителей компании, оборот на прежний уровень так и не вернулся. К сентябрю были надежды вывести его к отметке 90 процентов от обычного, однако из-за опасений по поводу второй волны интерес любителей фитнеса к занятиям заметно снизился, примерно на 30 – 35 процентов от ожиданий.

Полегчает в 2022-м?

Следующий год при любых раскладах будет крайне сложным, а восстановление к докризисным показателям даже в случае позитивного развития ожидается не раньше 2022-го. Между тем фитнес-клубам нужно выживать здесь и сейчас. Тем более что многие из них сильно закредитованы, а отсрочки по платежам заканчиваются.

Впрочем, у некоторых представителей нишевого фитнес-бизнеса дела шли не так плохо – до недавнего времени. В частности, «Санкт-Петербургские ведомости» на условиях анонимности пообщались с руководителем одного из петербургских детских гимнастических клубов, в котором занимаются дети с года до 12 лет.

«Нам еще повезло, что мы не образовательное учреждение, а детский фитнес – иначе бы удалось открыться не с 6 июля, а только осенью. Год с точки зрения продаж начинался очень хорошо, но уже до официального закрытия, примерно с третьей недели марта, родители начали замораживать абонементы в связи с эпидемиологической ситуацией. И сейчас в октябре началось примерно то же самое – они опасаются водить детей на фитнес», – рассказали в клубе.

Что касается восстановления продаж, то оно шло «волнами». В июле соскучившиеся дети и их родители посещали гимнастические залы бодро, в августе последовал провал, а в сентябре показатели, напротив, были великолепными. За первый месяц осени удалось закрыть почти все долги по абонементам перед клиентами, а продажи благодаря лояльности клиентов и грамотной рекламе «работали» нормально. Однако радость была преждевременной, в связи с ежедневным приростом зараженных в клубе опасаются новых убытков.

Более оптимистично настроена Диана Буркова, владелец сети студий растяжки «Эластика», которая снижения потока пока не заметила.

«У нас своя специфика – «девчачьи» клубы, где мы знаем по именам практически всех клиентов, которые ходят к нам уже по три-четыре года. До карантина заморозили всем абонементы, поэтому после восстановления надо было, чтобы люди доходили «хвосты» и принесли живые деньги. У нас сезонный бизнес, поэтому провалы летом – в порядке вещей. Но август 2020-го был даже лучше, чем август прошлого года, – рассказала Буркова. – Народ изголодался по занятиям офлайн, даже на самоизоляции клиенты постоянно звонили, поддерживали морально, спрашивали, когда откроемся, и были готовы сразу же вернуться к тренировкам. Мы до официального открытия залов даже пробовали заниматься на улице, на Крестовском острове, но это оказалось неудобным из-за логистики и большого количества людей вокруг».

Онлайн не спасает

Не стоит забывать, что фитнес-индустрия – это еще и большое количество рабочих мест. Тренерам, сотрудникам ресепшна и обслуживающему персоналу пришлось во время вынужденного простоя очень непросто.

«Массовых сокращений штатов не было. Наоборот, персонал чаще сам уходил. Причем много потеряли прежде всего не тренеров, хотя и те уходили в свободное плавание, а сотрудников рецепции», – рассказала представитель АОФИ Борулько. Твердая зарплата у большинства сотрудников составляла мизерную часть, остальные доходы формировались благодаря отработанным часам. Нет часов – нет и доходов.

В клубах выкручивались кто как мог. Где-то почасовикам просто отдавали полученную от государства безвозмездную финансовую помощь – 12 130 рублей на каждого. В студии растяжки большинство сотрудников – иногородние девушки, которые на время режима самоизоляции в основном разъехались по родным городам. В Петербурге остались три тренера, которых удалось загрузить работой благодаря ведению онлайн-тренировок.

Действительно, онлайн-тренировки по фитнесу в первые недели самоизоляции были очень популярны.

«Мы практически сразу после закрытия клубов запустили платные онлайн-тренировки, – рассказала Диана Буркова. – В начале самоизоляции все работало очень здорово, сказался эффект новизны. За три недели мы заработали на всю аренду помещений с учетом скидок за весь апрель. А потом клиентам это начало надоедать. Если в первую неделю с нами занимались 186 человек, то через шесть недель только 32 человека. В нашу студию ходят во многом ради того, чтобы пообщаться, отвлечься от семьи, обменяться эмоциями – а тут как отвлечешься... Тем не менее мы вели онлайн до 20 июля и в последние две недели работали в ноль, доходов хватало на почасовую зарплату тренерам. За время простоя я сняла свой онлайн-курс, но его выход совпал с концом режима самоизоляции. Продается он сейчас вяло, что и понятно. Когда можно заниматься вне стен квартиры, кому в здравом уме понадобится онлайн?!»

Остальные опрошенные «Санкт-Петербургскими ведомостями» представители индустрии либо не смогли заработать на онлайн-тренировках, либо вовсе их не вели. «Идея с онлайном красиво звучит, но мы относимся к этому с предубеждением. Прежде всего из-за специфики – у нас спортивная гимнастика, акробатика. Это подразумевает жесткий контроль техники выполнения. Удаленно это не проконтролировать, родители тоже не могут это сделать. Как следствие, есть риск травмировать ребенка или научить его выполнять упражнения неправильно. Мы разве что записывали видео по ОФП, размещая его бесплатно в соцсетях», – высказали свою позицию в детском гимнастическом клубе.

«Мы одни из первых, кто перевел клиентов в онлайн-формат. Тренироваться могли все желающие и совершенно бесплатно – занятия проходили в прямом эфире в наших аккаунтах «Инстаграм» и на YouTube. Дополнительно запустили два онлайн-марафона, где вместе с тренировками предоставляли участникам советы по питанию. По итогам получили большое количество положительных отзывов и благодарностей. При этом мы понимаем, что онлайн – это скорее имиджевая, чем финансовая история», – сообщили в «Алекс Фитнес».

Наталья Борулько подтвердила нам, что монетизировать онлайн удалось лишь единицам: «Почти все представители индустрии разработали онлайн-курсы, но в большинстве своем они были бесплатны для клиентов или стоили какие-то символические деньги. Конкуренция была настолько высока, что никто толком не заработал. Онлайн предлагали скорее как дополнительный продукт, чтобы удержать клиентов и как-то помочь тренерам».

Аренда во главе угла

Ключевым вопросом для выживания стало снижение арендных ставок. В основном от этого зависела как судьба самостоятельных клубов, так и отдельных точек в крупных сетях. В студии растяжки, например, из-за конфликта с одним из арендодателей число клубов пришлось сократить с пяти до четырех, однако остальные пошли навстречу – скидки достигали 70 процентов.

«Нам очень повезло с арендодателем, который сделал нам большую скидку. Иначе нас как бизнеса к этому моменту уже бы не было. Сейчас, правда, арендодатель планирует возвращаться к полной стоимости. Если из-за коронавируса у нас вновь снизится поток клиентов, попробуем договориться. В противном случае долго не выдержим, ведь «подушка безопасности» практически закончилась. Нам не перевезти оборудование, в частности огромный профессиональный батут. Так что если потеряем помещение, для нас это будет концом света», – рассказали в детском гимнастическом клубе.

Что касается помощи от государства и города, то она оказалась совсем нелишней минувшим летом. Речь о деньгах, выделенных на приобретение средств индивидуальной защиты, о льготных кредитах на зарплаты сотрудников и отсрочке по выплате налогов. Надеются в отрасли и на новые пакеты помощи, но основной мерой поддержки со стороны властей станет, конечно, отсутствие новых ограничений.

В целом же в отрасли рассчитывают прежде всего на улучшение конъюнктуры рынка, которое возможно только в случае хотя бы частичной победы над пандемией. Надеются на это, естественно, и клиенты, которые за многие годы привыкли к комфортным занятиям на тренажерах, в бассейнах и гимнастических залах.

К тому же не стоит забывать, что если число игроков рынка в случае негативного развития событий заметно сократится, то пострадают не только фитнес-клубы, но и смежные отрасли – производители товаров для спорта, а также ретейлеры.

#фитнес #спорт #коронавирус

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (6772) от 26.10.2020 под заголовком «Фитнес, будь здоров!».


Комментарии