Скользкое время. Алена Косторная перешла от Этери Тутберидзе к Евгению Плющенко

Фигурное катание в России по-прежнему сверхпопулярно, а с недавних пор это еще сверхскандальный вид спорта – сами соревнования отходят на второй план, подводные течения и интриги многим кажутся интереснее. И громкий переход лучшей на сегодня фигуристки Алены Косторной от Этери Тутберидзе к московскому петербуржцу Евгению Плющенко – еще один яркий акт этой фигурной драмы.

Скользкое время. Алена Косторная перешла от Этери Тутберидзе к Евгению Плющенко | ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

Напомним, что первая громкая «трансферная» сенсация случилась еще в мае, когда по маршруту «Тутберидзе – Плющенко» проследовала самая техничная фигуристка современности Александра Трусова. Тогда ее уход объясняли желанием юной фигуристки сменить обстановку после ряда неудач, выйти из тени более успешных подруг по трио ТЩК, куда помимо Трусовой входили Анна Щербакова и Алена Косторная, еще две воспитанницы Тутберидзе. Но уход Косторной теми же мотивами уже не объяснишь. Ведь Алена покинула группу Тутберидзе не просто в статусе ее лидера, но и будучи лучшей фигуристкой планеты по итогам прошлого сезона – чемпионат мира-2020 отменили, но два других главных старта сезона (чемпионат Европы и финал «Гран-при») выиграла именно Алена.

Казалось бы, зачем 16-летней чемпионке на пике карьеры уходить в неизвестность? Но она ушла, причем расставание получилось громким, скандальным, по всем законам шоу-бизнеса, в который в последнее время во многом и превратилось женское фигурное катание в России. «Приходят к нам милые, добрые, с открытым взглядом, желающие добиться результатов, доказать себе и другим. Проходит время, мы продуктивно работаем и добиваемся порой колоссальных результатов. А дальше... Такое ощущение, что внешний мир влияет на наших милых и добрых. Появляются все новые и новые условия для продолжения совместной работы, как повышение платы за любовь», – не стала скрывать обиду Тутберидзе. Также она пожаловалась на поведение Косторной, которая не поставила ее в известность о своем решении, а ранее начала выдвигать неприемлемые условия.

Что ж, только за это межсезонье количество скандальных уходов от Тутберидзе возросло вдвое. Ранее группу Этери Георгиевны покинули Юлия Липнцикая с Евгенией Медведевой, теперь вот Трусова с Косторной. Но есть одно гигантское отличие между прошлыми и нынешними переходами – Липницкая и Медведева на момент расставания с Тутберидзе уже, будем честны, прошли пик карьеры, а нынешние чудо-девочки в силу возраста (им по 16 лет) еще способны продержаться на топ-уровне пару сезонов, то есть до Олимпиады-2022. Но даже возможное «золото» никак не повлияло на их решение перебраться к Плющенко.

В случае с Косторной, вполне вероятно, сказались еще и особенности ее характера. Не секрет, что в группе Тутберидзе предпочитают жесткую дисциплину, а Алена всегда демонстрировала желание выбраться из-под пресса. Говорила, что фигурное катание – это ненадолго, и в ближайшем будущем хотела бы заняться конным спортом, а в перспективе вообще получить серьезную профессию врача-нейрохирурга. Да и на публике она отличалась, скажем, от Алины Загитовой или Анны Щербаковой – девушек с идеально-позитивным имиджем. Не исключено, что она также была недовольна отсутствием серьезных спонсорских контрактов, которые были у других фигуристок.

Но все же очевидно, что Косторная вряд ли бы ушла от Тутберидзе в предолимпийском сезоне, если бы не фактор Плющенко. Или, при всем уважении к двукратному олимпийскому чемпиону, фактор его супруги, которая уже давно освоилась в мире фигурного катания. Можно по-разному относиться к Яне Рудковской, но ее опыт в российском шоу-бизнесе и пиар-навыки, бизнес-хватка, безусловно, позволяют быть серьезным игроком в мире фигурного катания. Если говорить языком делового мира, то в последние годы тандем Плющенко – Рудковская агрессивно от воевывает у остальных долю «фигурного» рынка. Как в плане организации различных масштабных ледовых шоу, так и в продвижении собственной школы в Москве и Петербурге.

В этой связи ставка на Косторную и Трусову вполне оправданна. Не исключено, фигуристки получили определенные гарантии как в плане поиска спонсоров, так и в виде запасного аэродрома на случай завершения карьеры. Да, сейчас из-за коронавируса ледовые шоу поставлены на паузу, но пандемия, надо надеяться, не навсегда. И пусть Тутберидзе сама пытается выйти на этот перспективный с точки зрения заработков шоу-рынок, ее отставание в этом аспекте куда больше, чем отставание Плющенко в тренерском плане. Тем более сейчас, когда Евгению и его супруге удалось перехватить у Этери Георгиевны сразу двух из трех главных олимпийских надежд, да еще и тренера Сергея Розанова. Который в группе Тутберидзе вырос в очень сильного технического специалиста, внесшего серьезный вклад в технические успехи ТЩК – в стабильные четверные прыжки Щербаковой и Трусовой и в тройной аксель Косторной.

Теперь Косторная, Трусова и Розанов наверняка получат от «Ангелов Плющенко», как называется школа прославленного фигуриста, карт-бланш и желаемую степень свободы – как личной, так и творческой. Удастся ли им при этом остаться на вершине? Это покажет только время, но очевидно – в грядущем сезоне (если, конечно, пандемия не поставит на нем крест) у Плющенко, скорее всего, будет на крупных стартах численное преимущество в подопечных перед Тутберидзе. Мотивация и перспективы Алины Загитовой в тумане, чемпионка мира среди юниоров Камила Валиева сможет выступать во взрослых стартах только в олимпийском сезоне, а значит, у Тутберидзе в качестве козыря остается одна Щербакова. Давать морально-этические оценки нынешних «трансферов» также не стоит, тем более мы не знаем всех подводных камней. Но, судя по всему, к введению контрактной системы в российском фигурном катании это все равно не подтолкнет. Здесь вам не футбол, да и звезды по большей части еще не достигли совершеннолетия...

#фигурное катание #спорт #фигуристы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (6734) от 05.08.2020 под заголовком «Скользкая тема».


Комментарии