Российскую легкую атлетику взяли под контроль

Почти пять лет Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) жила под жесткими спортивными санкциями, а ее руководители предпринимали неуклюжие попытки угодить международным чиновникам. Но лучше не стало. Напротив, к концу января ситуация дошла до той точки, когда спасение утопающих руками самих утопающих стало уже невозможно, и новому министру спорта пришлось принимать жесткие меры - лишать ВФЛА аккредитации и, по сути, вводить в российской легкой атлетике внешнее управление. Вот только не слишком ли поздно?

Российскую легкую атлетику взяли под контроль |

В предыдущей главе легкоатлетического сериала где-то пару месяцев назад World Athletics (так теперь называется международная легкоатлетическая федерация) обвинила руководителей ВФЛА в том, что она предоставила фальшивую справку по делу о пропуске допинг-проб прыгуна в высоту Данила Лысенко. Как следствие, ее президент Дмитрий Шляхтин был объявлен персоной нон-грата, и ему пришлось срочно уходить в отставку. Но полной перезагрузки не получилось, федерацию на правах «и. о.» возглавила вице-президент ВФЛА, президент спортивной федерации легкой атлетики Санкт-Петербурга Юлия Тарасенко.

В отличие от Шляхтина она знала предмет изнутри - занималась легкой атлетикой на высоком уровне, имела звание «мастер спорта международного класса», была в конце девяностых близка к медалям чемпионата мира в эстафете 4 х 400 м. Но изменить ситуацию к лучшему за два месяца работы «и. о.» не удалось. Скорее, речь может идти о стагнации, которая в нынешних условиях могла обернуться полным запретом на участие россиян в международных стартах даже в нейтральном статусе. Что коснулось бы и суперзвезд - чемпионок мира-2019 Марии Ласицкене и Анжелики Сидоровой, а также знаменитого барьериста Сергея Шубенкова.

Они, естественно, сразу же приняли назначение Тарасенко в штыки, публично усомнившись в ее стремлении к необходимым переменам. В конце декабря Ласицкене, Сидорова и Шубенков написали совместное открытое письмо в адрес ВФЛА, обвинив ее руководство в бездействии практически по всем пунктам и задав массу вопросов по текущей деятельности. А от себя Ласицкене добавила, что иллюзия работы - «коронка» нынешней ВФЛА. И ее официальный ответ действительно был выдержан в лучших бюрократических традициях и не содержал конкретных ответов. Стало понятно, что внутренний конфликт между топ-спортсменами и чиновниками российской легкой атлетики уже не погасить. Что подтвердилось и во второй половине января, когда Ласицкене в знак протеста решила пропустить «Русскую зиму» - пожалуй, главные легкоатлетические соревнования зимнего сезона в стране, еще и пригрозив ВФЛА судом. Публично отказалась от участия в турнире и Сидорова.

Таким образом, точка невозврата в отношениях между атлетами и нынешними руководителями была пройдена. Чистым и очень сильным атлетам уже надоело слушать обещания, кормиться «завтраками» и оставаться без международных стартов, теряя деньги и славу. Возможно, Тарасенко и хотела бы все исправить, но сделать это оказалась не в состоянии. К тому же «очищения федерации» требовали не только спортсмены, о нем говорили и в РУСАДА.

Последней каплей, пожалуй, стало решение международной дисциплинарной комиссии рекомендовать World Athletics полностью исключить ВФЛА из своих рядов. Причина - официального ответа по «делу Лысенко» от нового руководства во главе с Тарасенко пришлось ждать целых восемь недель, а никакого внятного объяснения, по сути, так и не было получено. Мало того, вина всех отстраненных лиц во главе со Шляхтиным отрицалась. В общем, во World Athletics ждали покаяния, а получили отписку. После чего дали понять, что, если ничего не изменится - даже статус нейтральных атлетов россиянам не светит.

Впрочем, все уже изменилось. Новый министр спорта Олег Матыцин встретился с Ласицкене, также пообщался с главой ОКР Станиславом Поздняковым и Тарасенко, в результате на прошлой неделе был сделан беспрецедентный шаг - Минспорта приостановило до 1 марта аккредитацию ВФЛА. Причем с жесткими формулировками в адрес руководства организации, которое не обеспечило надлежащего участия федерации в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним как на национальном уровне, так и во взаимодействии с международными структурами, а также не предприняло необходимые меры для установления конструктивного взаимодействия с World Athletics. По сути, теперь легкой атлетикой в стране будет управлять рабочая группа ОКР, которой предстоит проводить выборы главы ВФЛА (они намечены на 28 февраля), договариваться с международными чиновниками и следить за очищением российской легкой атлетики от так называемого допингового прошлого. Которое, кстати, не такое уж и прошлое - на днях очередной скандал разгорелся из-за присутствия на тренировочных сборах национальной сборной пожизненно дисквалифицированного тренера по спортивной ходьбе Виктора Чегина...

Однако при любых раскладах россиян на международные соревнования до конца зимнего сезона уже не допустят. Он, правда, не столь и престижен, к тому же его главный старт на днях и вовсе отменили - чемпионат мира в помещениях, намеченный в Китае на 13 - 15 марта, из-за коронавируса перенесли на будущий год. Куда важнее летний сезон с Олимпиадой-2020 в Токио. Напомним, на Игры-2016 в Рио-де-Жанейро Ласицкене, Шубенков, Сидорова и все остальные наши легкоатлеты, кроме прыгуньи в длину Дарьи Клишиной, допущены не были. И повторение ситуации четыре года спустя станет беспрецедентным издевательством над чистыми российскими спортсменами. Но атлеты стараются и в таких условиях не унывать - в минувшую субботу Ласицкене на соревнованиях «Битва полов» в Москве прыгнула в высоту на 2 метра 4 см, показав лучший результат сезона в мире.

#спорт #легкая атлетика #реформа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (6616) от 03.02.2020 под заголовком «Атлетику взяли под контроль».


Комментарии