Пока футболисты дома. Экс-наставник сборной России - о тренировочном процессе на карантине

О тренировочном процессе в «карантинном режиме» и других особенностях футбола во время пандемии наш корреспондент Леонид РОМАНОВИЧ беседует с бывшим главным тренером сборной России Борисом ИГНАТЬЕВЫМ.

Пока футболисты дома. Экс-наставник сборной России - о тренировочном процессе на карантине | Фото: Pixabay / jarmoluk

Фото: Pixabay / jarmoluk

- Борис Петрович, вы как представитель «группы риска» ушли на самоизоляцию?

- Практически да. Сейчас из дома выхожу только при крайней необходимости. Что поделаешь, есть официальные рекомендации и распоряжения властей, их надо выполнять. Конечно, при желании этого можно избежать, но я не вижу смысла играть в эти детские игры.

- А насколько, на ваш взгляд, правильно уходить на карантин целым командам? «Зенит», правда, на домашнем режиме уже полторы недели, а «Локомотив» только-только последовал его примеру...

- Здесь нет единственного правильного рецепта - все исходят из имеющихся рекомендаций. Юрий Семин в «Локо», на мой взгляд, поступил правильно - профессиональные футболисты должны заниматься своим делом, тренироваться, тем более что поначалу предполагалось, что чемпионат скоро возобновится. Да и вообще многое не стыкуется - у нас ведь метро продолжает работать, толпы людей едут и общаются, множество поверхностей, через которые может идти заражение. Или вот я вчера зашел аптеку - там люди в очереди стоят, берут лекарства. Так зачем закрывать футбольные базы, где риски гораздо ниже? Но теперь вышли новые распоряжения властей, все спортивные объекты должны быть закрыты. Ничего не остается, как подчиняться.

- А сколько потребуется времени, чтобы после продолжительной паузы привести команды в боевое состояние?

- Все зависит от того, сколько времени продлится нынешнее «отлучение» от футбола. После зимнего отпуска хватает примерно сорока дней, чтобы подготовить команду на оставшуюся часть сезона. Сейчас дополнительные сложности создает то, что игроки почти все время будут сидеть дома. Но у них есть возможность заниматься индивидуально, где-то пробежаться, у многих дома есть тренажеры - так что все не так плохо. Но время, конечно, потребуется.

- Вам в тренерской карьере приходилось отправлять команду на карантин?

- Нет, такого не припомню. Максимум три человека одновременно подхватывали грипп. Но они были сразу изолированы, и остальные работали в обычном режиме.

- Должен ли тренер сейчас общаться с игроками, реально ли вести хоть в каком-то виде тренировочный процесс?

- Конечно, тренер должен быть на связи с игроками. Узнать, чем игрок занимается, как живет, что у него в семье происходит, просто поддержать словом при необходимости. Ситуация неординарная, и игрокам важно чувствовать поддержку того, кому они верят, кто старше и опытнее их. Создать ощущение «открытых дверей» - это очень важно. Что до тренировочного процесса, то можно дать лишь отдельные рекомендации. Конечно, никакая серьезная масштабная работа в таких условиях невозможна.

- Понятно, что футбольный календарь зависит от динамики распространения коронавируса, но когда все-таки, на ваш взгляд, может возобновиться чемпионат?

- Гадать здесь сложно, и пока клубы должны ориентироваться на те отправные данные, которые у нас есть. Первоначально речь шла о 10 апреля, затем была озвучена другая дата - 24 апреля. Значит, к ней сейчас и нужно готовиться. Но при этом, конечно, приглядываться к тому, что происходит в мире. А если пауза затянется, то стоит всерьез задуматься о возвращении к системе «весна — осень», которая гораздо больше подходит всей вертикали нашего футбола, начиная от низших лиг. Тогда нынешний год можно посвятить определению мест в текущем чемпионате, а со следующего проводить обычный чемпионат по системе «весна — осень».

- Кстати, о формуле чемпионата. Рассматривался вариант с расширением премьер-лиги до 18 команд или с сохранением 16 и матчами плей-офф...

- Я за 16 команд и обычный «гладкий» чемпионат, который существует сейчас. Многоступенчатая система, как показала практика, у нас не работает. Да, публика хорошо ходит на финальный турнир лидеров, но по остальным идет провал. Народ в Екатеринбурге и Самаре по-настоящему ходит на «Спартак», «Зенит», ЦСКА, и, вводя многоступенчатую систему, мы рискуем «отрубить» интерес к футболу в регионах. Что до расширения до 18 команд, то у нас для этого нет ни климатических условий, ни стадионов, ни финансов, ни человеческих ресурсов. Хороших игроков сейчас на первую пятерку не всегда хватает - какое тут может быть расширение? И потом, у нас разве игр не хватает? Да нам, наоборот, сейчас некогда играть! У сборной максимум 3 - 4 дня на подготовку, у играющих в еврокубках клубов то же самое...

- Нынешний карантин во всем мире привел к резкому сокращению доходов футбольных клубов, и уже пошли разговоры о сокращении зарплат игрокам и тренерам на этот период. Реально ли такое в России?

- Вы знаете, хорошие клубы заранее прописывают в контрактах пункты о форс-мажорных обстоятельствах, и это дает им юридическую почву для того, чтобы начинать соответствующие переговоры с футболистами. Если подобных пунктов в контрактах нет, договариваться будет сложнее. Думаю, иностранные футболисты на сокращение не пойдут, а с нашими где-то можно будет договориться. Многие ребята сознательные, но некоторые упрутся и скажут, мол, подписали контракт - платите по полной. Случаи будут разные, переговоры сложные пойдут, и судебные процессы будут. Вообще есть много сложных моментов с теми же контрактами - у кого-то они истекают в мае, у кого-то в июле, а сезон, возможно, затянется. По идее, соответствующие рекомендации должны подготовить в ФИФА и УЕФА, но пока там молчат. Проблем в этом плане будет много.

#футбол #коронавирус #карантин

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (6652) от 26.03.2020 под заголовком «Пока футболисты дома».


Комментарии