Поехали. Российские автогонщики участвуют в международных сериях

В нынешнем сезоне российских пилотов в «Формуле-1» нет, однако автоспорт в этом отношении обходится без жестких запретов. Поэтому бывшие российские представители королевы автоспорта вполне себе вольны выступать в международных сериях. В частности, Даниил Квят на днях стал первым российским участником в истории знаменитой американской серии «Наскар». В то же время Никита Мазепин, выступавший в «Ф-1» еще в прошлом году, пошел другим путем — решил попробовать себя в ралли-рейдах и с первой же попытки стал победителем «Шелкового пути» в зачете мотовездеходов.

Поехали. Российские автогонщики участвуют в международных сериях | Может быть, Никите Мазепину лучше побеждать на мотовездеходах, чем проигрывать в «Формуле-1»?/ФОТО Эрика РОМАНЕНКО/ТАСС

Может быть, Никите Мазепину лучше побеждать на мотовездеходах, чем проигрывать в «Формуле-1»?/ФОТО Эрика РОМАНЕНКО/ТАСС

Вообще дебют Квята в престижнейшей американской серии — это заметное событие для российского автоспорта. Даниилу всего 28 лет, причем он является самым успешным российским пилотом «Ф-1» — семь сезонов в чемпионате, три подиума. Но по окончании сезона-2020 россиянин перестал выступать, ограничившись работой резервного пилота в одной из команд. В нынешнем году он собирался дебютировать в чемпионате мира по гонкам на выносливость, но не получилось. Зато получилось в Америке в серии сток-каров, которая за океаном даже популярнее королевы автоспорта. И вполне сопоставима по телерейтингам с НХЛ!

Чудес в виде борьбы за победы с первой же гонки от Квята никто не ждал. Во-первых, различия с «Формулой-1» здесь весьма велики, нужен большой опыт управления именно этими машинами. Во-вторых, команда у Даниила считается далеко не самой сильной, скорее, аутсайдером. Россиянин квалифицировался 34‑м из 38 пилотов, в гонке в какой‑то момент продвинулся, однако затем из‑за поломки вынужден был сойти с дистанции. Тем не менее от дебюта он остался… в восторге.

«Какая гонка! Очень доволен своим первым опытом выступлений в серии. Фактически впервые я оказался за рулем своей машины в самой гонке! Несколько отличных сражений, большое количество пройденных кругов, прогресс с каждым из этих кругов. Мне понравилось!» — прокомментировал россиянин свое выступление. Не исключено, что по мере набора опыта Квят сумеет на дорожных трассах стабильно включиться в борьбу за очки. При этом на незнакомых для Даниила овалах команда в этом сезоне выступать не планирует, адаптация же на дорожных трассах для «кольцевика» все же должна проходить попроще.

Мазепин в отличие от Квята провел в «Ф-1» всего один сезон, не набрав ни одного очка. У него был контракт и на 2022 год, однако еще перед стартом чемпионата соглашение было разорвано со скандалом, Никита даже подал на свой бывший коллектив в суд из‑за задолженностей по зарплате. Особенно обидно, что его бывшая команда-аутсайдер в сезоне-2022 заметно прибавила и теперь регулярно борется за очки. Но что уж теперь… Зато и сам 23‑летний пилот после не слишком вдохновляющего сезона под жестким прессингом ожил, доказав, что с природной скоростью у него полный порядок.

Перед ралли-рейдом «Шелковый путь» Мазепин заявил, что отправляется за победой. Многие посчитали это бравадой, как и слова, что бездорожье гонщик любит не меньше гонок на асфальте. Тем более что выступал он на, мягко говоря, не самой привычной для себя технике — мотовездеходе команды Сергея Карякина, выигрывавшего знаменитый «Дакар». В итоге же Мазепин посрамил скептиков и обошел в том числе самого Карякина. Фавориту, правда, помешали поломки, и в концовке гонки он сосредоточился как раз на помощи партнеру по команде. Очень выручил малоопытного Никиту и его маститый штурман Антон Власюк, благодаря которому пилот не терял времени там, где плутали другие.

Сам Мазепин также был хорош для новичка — не переходил грань разумного риска, боролся с труднос­тями, даже, когда перед финишем одного из этапов кончилось топливо, толкал свой багги руками. «Удовольствие особое, мне очень понравилось, надеюсь продолжить выступление в ралли. Чемпионство в себе можно воспитать. Очень многое зависит от количества тренировок, всего нужно достигать своим трудом», — заявил Никита. Не секрет, что ему интересно попробовать себя в ралли-рейдах за рулем грузовика, но случится ли это в ближайшее время — вопрос.

Еще один экс-пилот «Формулы-1» из России Сергей Сироткин недавно стал исполнительным директором Российской федерации автоспорта. Хотя, будем надеяться, гонки он не забросит — пилоту всего 26 лет. Даже первому российскому представителю в «Ф-1» выборжанину Виталию Петрову не так уж много (37), испанец Фернандо Алонсо до сих пор в 41 год выступает в королевских гонках. Петров, кстати, в начале года подумывал вернуться в гонки, но этого не произошло.

В прошлый гоночный формулический уик-энд на «Гран-при» Венгрии» не обошлось без победы россиянина, пусть и в младшей серии — «Формуле-3». Александр Смоляр выиграл поул и длинную гонку, выйдя на седьмое место в общем зачете. Причем 21‑летний пилот не так далек и от лидеров серии. Напомним, что «Формулу-3» в 2019 году выиграл петербуржец Роберт Шварцман, который в прошлом сезоне стал вице-чемпионом «Формулы-2». 22‑летнему пилоту прочили место в «Формуле-1», но все же, несмотря на недавнее учас­тие в тестах, его выступление в сезоне 2023 года маловероятно.

Что же касается ситуации в чемпионате «Формулы-1», то там после 13 этапов Макс Ферстаппен из Нидерландов заметно оторвался от преследователей. После завоевания чемпионского титула в 2021 году на последнем круге заключительного этапа Ферстаппен явно прибавил в уверенности. И к тому же получил, пожалуй, лучшую машину. Как следствие, в его активе 258 очков, в то время как остальные уже далеко. Большие надежды возлагались на монегаска Шарля Леклера, однако из‑за собственных ошибок и тактических огрехов команды Леклер отстал уже на 80 очков.

Дальше идет плотная группа из мексиканца Серхио Переса (173), испанца Карлоса Сайнса (156) и британцев Джорджа Рассела (158) и Льюиса Хэмилтона (146). Причем семикратный чемпион мира Хэмилтон после отвратительного начала сезона в последних гонках заметно прибавил, выдав серию из пяти подиумов подряд. Тем не менее шансы на восьмой титул у него в 2022‑м сохраняются только теоретические. Как и у остальных соперников Ферстаппена, если Макс, конечно, резко не сбавит на оставшихся до конца сезона девяти этапах.


#автоспорт #гонки #спорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (7225) от 04.08.2022 под заголовком «Не «формулой» единой».


Комментарии