Остались самые преданные. Что представляет собой фан-движение СКА

В отличие от фанатов футбольного «Зенита» самые преданные поклонники хоккейного СКА не устраивают на трибунах акций протеста, не саботируют матчи и не выставляют требований руководству клуба. О том, что сегодня представляет собой фан-движение армейского клуба, нашему корреспонденту Игорю ГУРФИНКЕЛЮ рассказал Александр ЗУБАЧЕВ, один из самых авторитетных представителей этой субкультуры, известный в своих кругах как INF.

Остались самые преданные. Что представляет собой фан-движение СКА | Фото Петра Ковалева/ТАСС

Фото Петра Ковалева/ТАСС

Сегодня за СКА, завтра – за «Спартак»

– Как давно вы «топите» за СКА?

– Меня, как часто бывает, привел на хоккей отец, с этого все и началось. Помню, был даже на матчах армейцев, когда они играли в СКК на проспекте Гагарина. А осознанно пошел на хоккей в 1997 году, СКА играл с «Крыльями Советов», и как раз фанаты московского клуба приехали. Яркие краски, бурные эмоции, вот меня и зацепило. Так и втянулся...

– Не кажется ли вам, что пик популярности хоккея в Петербурге позади? Ледовый стал местом проведения досуга, а настоящих любителей хоккея там собирается немного...

– Вынужден с вами согласиться, хотя меня это совсем не радует. Если взять даже европейские чемпионаты – Германию, Швейцарию или Швецию – там есть культура боления, а не только попкорн с пивом, хотя и это тоже можно. Я бывал на хоккее в Мюнхене, Кельне – весь стадион, от мала до велика, обнявшись, исполняет а капелла гимн, поет клубные песни, заряжает какие-то «кричалки». Атмосфера такая, что мурашки по коже бегут! Вот оттуда надо брать пример, даже не с энхаэловских арен! Поддерживать команду можно руками, ногами, голосом, а не просто сидеть с хлопушками в руках.

– На трибунах нынче преобладают глорихантеры, готовые поддерживать только победителей?

– Да, есть такое. Сегодня они за СКА, а завтра – за «Спартак»! А по-настоящему болеть у нас начали, когда в СКА стали появляться звезды: Брылин, Набоков, Яшин. Это был пик популярности хоккея в Петербурге! Когда же пришел Ковальчук, хоккей вызвал в городе, как мне кажется, даже больше интереса, чем футбол. На звезд мирового хоккея приходило посмотреть много народа, культура боления походила на североамериканскую. Победа в Кубке Гагарина в 2015 году еще больше подогрела интерес. Ну а когда появился Волшебник Павел Дацюк... Я молился в детстве на него, мечтал хоть раз увидеть не по телевизору, а тут он в форме СКА!

– Мечты сбываются!

– Это было круто, феерично! Как в сказке. Но, после того как в 2017-м СКА взял еще один кубок, к сожалению, спал интерес и к самому хоккею, и к культуре боления на том же фан-секторе. Очень много людей отделились, им стало неинтересно. Остались только преданные болельщики, которые болеют за три буквы и звездочку посередине, за красно-синие цвета.

Хоккей в тройном оцеплении

– Сколько человек, по вашим оценкам, сейчас насчитывает фан-движение СКА?

– Основной костяк «СКА Фанс», в который я вхожу, в районе 200 человек. А если взять все объединения, то человек 500 – 600 наберется, ну максимум – тысяча. Для сравнения: когда мы в 2015 году летали на финал Кубка Гагарина в Казань, клуб предоставил два самолета – по 250 человек в каждом, и все равно еще желающие были.

– Фанаты – народ свободолюбивый, есть ли попытка придать им нужный вектор движения со стороны клуба?

– Конечно, у клуба есть точка зрения по поводу того, каким должен быть фан-сектор в Ледовом. Но у нас тоже есть свое мнение, своя позиция, и те люди, которые сейчас в клубе отвечают за работу с болельщиками, пытаются донести ее до руководства. Обратная связь существует. Приходится идти на компромисс и принимать устраивающие обе стороны решения.

– И часто у вас расходятся мнения с позицией клуба?

– Случается такое – по трансферной политике, по выездам, по положению дел в Ледовом. Но это уже наша внутренняя кухня и разногласия не такие глобальные, как в 2000-х годах, когда нас вообще не слышали и с нами не считались.

– Возникают ли сложности с полицией или стюардами по ходу матчей?

– В Ледовом у нас все сейчас урегулировано, проблем никаких нет. А на выездах бывают мелкие недопонимания – где-то баннер не так повесили, не там встали и т. д. Но все цивильно разруливается и до эксцессов дело не доходит.

– Для вас какой самый сложный был выезд?

– Слышал, что еще в 1990-е очень тяжело приходилось в Воскресенске, поджидали нас там после матчей. Понятно, что со «Спартаком» противостояние есть. На этих матчах тройное оцепление, у нас отдельный сектор – с курилкой, туалетом, буфетом. Сейчас все пресекается или полицией, или стюардами. Плюс камеры везде – лишний раз повернешь голову, и тебя уже секут!

– Плакаты, баннеры, другую наглядную агитацию необходимо согласовывать?

– С этим очень строго. Все согласовывается и со СКА, и с КХЛ, у каждого баннера должен быть пожарный сертификат. Много бумаг приходится оформлять, проверки проходят. Пиротехнику нельзя использовать – хоккей в закрытых помещениях проходит. Хотя в европейских чемпионатах на трибунах есть бенгальские огни, цветные полоски – и это все красиво смотрится!

– Могут ли какой-то баннер типа «Брагина – в отставку!» запретить по идеологическим соображениям?

– В нулевых годах мы матчей пять или шесть просидели в Ледовом с баннером «Ишматов, Винокуров и Евстрахин – вон из клуба!» и никто ничего не говорил, хотя первые руководители клуба упоминались. А сейчас такой и минуты, думаю, не провисит.

С зенитовскими фанатами нейтральные отношения

– Не уйти от параллелей с фанами «Зенита». Они часто находятся во фронде с клубом, Дзюбу вот никак не принимают, хоть он и лучший бомбардир...

– Мы не выражаем каких-то отрицательных эмоций, если, к примеру, кто-то пришел из «Спартака», хоть и для нас это тоже злейший враг. Между собой мы можем обсуждать все что угодно, но напоказ стараемся ничего не выносить. Нас мало, и мы не можем банить кого-то в социальных сетях и устраивать такие, как у «Зенита», перформансы,

– Тем не менее серьезный протест в свое время вызвал в ваших рядах приход в СКА главного тренера Милоша Ржиги.

– Да. Некоторые фанаты не воспринимали его назначение. Человек пришел из «Спартака», до этого команды менял как перчатки и каждый раз при этом клялся, что это его последний клуб.

– Еще была попытка жестко поговорить с Вячеславом Быковым, в тот сезон, когда команда стала обладателем Кубка Гагарина.

– Да, этот разговор прекрасно помню. Мы тогда кому-то дома проиграли и вызвали главного тренера на «товарищеский суд». Мы донесли свою позицию, он – свою. Друг друга услышали, и как результат – кубок над головой в том сезоне. Так что подобного рода диалоги очень полезны.

– А хоккеисты готовы идти на контакт?

– Знаю по разговорам, что когда Наиль Якупов играл в СКА, он плотно общался в «Инстаграме» с фанатами. Кто пришел из молодежки, из СКА-1946, также активно ведет диалог в социальных сетях. Валера Покровский, даже уже играя за «Спартак», мог спокойно прийти и с нами пообщаться, и никаких претензий. Ковальчук и остальные звезды, легионеры, не шли навстречу. Можно было еще поговорить с Дацюком, но выцепить его было непросто. Мне больше импонировал Панарин – очень простой в быту, спокойный парень, без всяких понтов. И до сих пор, мне кажется, остается таким, даже став звездой в НХЛ.

– С хоккеистами разобрались, а как складываются отношения с другими клубами?

– Понятное дело, что враги – это «Спартак»! Есть противостояние с питерским «Динамо». Поддерживаем хороший контакт с ЦСКА, «Трактором».

– Со спартачами до драк не доходит?

– Нет. Бывают какие-то пересечки, но глобальных столкновений давно не происходило.

– С тех пор, когда в «Юбилейном» была попытка поджога трибун?

– Виновниками того ЧП оказались, между прочим, футбольные болельщики. Фанаты «Зенита» и «Спартака» полем битвы между собой выбрали наш матч, а поклонники СКА находились в своем секторе и просто были сторонними наблюдателями.

– С зенитовскими фанатами вообще контактируете?

– У нас нейтральные отношения, хотя у меня очень много друзей среди болельщиков этой команды.

#хоккей #болельщики #фанаты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (6848) от 22.01.2021 под заголовком «За три буквы и звездочку!».


Комментарии