Он глубоко чувствовал игру. В Петербурге вспоминают баскетбольного тренера Владимира Кондрашина

Двадцать лет назад, 23 декабря 1999-го, ушел из жизни заслуженный тренер СССР по баскетболу, почетный гражданин Санкт-Петербурга Владимир Кондрашин.

Он глубоко чувствовал игру. В Петербурге вспоминают баскетбольного тренера Владимира Кондрашина | Владимир Кондрашин и его «Спартак» 1992 года (второй справа в верхнем ряду _ Андрей Мальцев). ФОТО из архива редакции

Владимир Кондрашин и его «Спартак» 1992 года (второй справа в верхнем ряду _ Андрей Мальцев). ФОТО из архива редакции

Петрович, как любя называли выдающегося тренера в спортивных кругах, руководил ленинградским-петербургским «Спартаком» и сборной СССР, приводил эти команды к ярким победам. Спартаковцы становились чемпионами СССР и СНГ, дважды завоевали Кубок обладателей кубков европейских стран. Сборная страны побеждала на чемпионате мира, Европы, Всемирной универсиаде, в Кубке наций и Межконтинентальном кубке, а в 1972-м добилась олимпийского «золота», прервав многолетнюю гегемонию сборной США. До этого американские баскетболисты не проиграли ни одного матча в олимпийских турнирах с 1936 года. Знаменательной победе посвящен популярный российский фильм «Движение вверх». Когда в 2007 году открывали Зал славы Международной федерации баскетбола (ФИБА), в числе первых лауреатов значился и Кондрашин.

Школу Владимира Кондрашина прошли многие известные баскетболисты. Один из них - Андрей Мальцев, «плоть от плоти спартаковец», как он сам говорит, хотя и работает сейчас главным тренером в московской команде ЦСКА-Юниор. Ученик вспоминает своего учителя:

- Понятно, что баскетбол стал быстрее, но все эти «штучки», где Петрович выигрывал каждое «очечко», не утратили эффективности - так же можно хитрить, и я подобное применяю, потому что на этом вырос сам. Уверен, что Кондрашин, три десятилетия работавший тренером, постоянно следивший за новинками, спокойно бы адаптировался к нынешней, более скоростной, игре. Баскетбол начала кондрашинской карьеры и периода ее завершения, естественно, различался. Ведь не было, например, до 1984-го трехочковой дуги. Когда ввели «трешку», мы стали, кстати, бронзовыми призерами. У Кондрашина было доверие к молодым игрокам, некая «чуйка» присутствовала.

Меня могут упрекнуть в пристрастности, потому что я плоть от плоти кондрашинский спартаковец. Где он находил нас? Ситуация была такая: могли быть хорошие баскетболисты, но у него они не играли, поскольку не подходили под его систему, которую он выстраивал. А представлявшийся со стороны более слабым идеально вписывался в команду, раскрывался именно у Владимира Петровича. По собственному опыту знаю - я играл и в Саратове, и за рубежом, и после идей Кондрашина, с другими тренерами, было не слишком комфортно. Ведь он творил, глубоко чувствовал игру. При Кондрашине у молодых игроков было время для адаптации. Из чемпионского состава 1992 года многие заиграли в национальной сборной. Я знаю Владимира Петровича с начала 1980-х, когда он привлек наш дубль, будучи опытнейшим специалистом, с именем. Но в первые его тренерские годы, в шестидесятые, скорее всего, и у него ошибки были. Живой ведь человек, в такой работе без набитых шишек не обойтись.

В нынешнем году в Петербурге не провели, к великому сожалению, традиционный турнир, носящий имя Владимира Кондрашина и Александра Белова. Обстоятельства, впрочем, неоднозначные - сейчас в авангарде баскетбольного Петербурга находится «Зенит». К сожалению, в этой команде все меньше и меньше остается ленинградцев-петербуржцев и среди игроков, и среди тренеров. Понятно, что команду комплектовали под Евролигу. У «Спартака», насколько знаю, непростая финансовая ситуация, а проведение турнира требует средств. Возможно, город мог бы подключиться к организации Мемориала Кондрашина - Белова. Это в общих интересах. Турнир с участием «Спартака», «Зенита» и, например, ЦСКА с «Маккаби» принес бы пользу всем и порадовал многочисленных болельщиков.

#баскетбол #тренер #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (6594) от 23.12.2019 под заголовком «Он глубоко чувствовал игру».


Комментарии