Никакой интриги. Почему в финале Кубка Гагарина играют одни и те же клубы?

За пять последних сезонов в финале Кубка Гагарина играли лишь пять клубов - «Металлург», «Ак Барс», «Авангард», ЦСКА и СКА. Причем армейские коллективы участвовали во всех пяти финалах последних лет. Для КХЛ, руководители которой любят рассказывать о конкуренции и развитии, это ненормальные показатели.

Никакой интриги. Почему в финале Кубка Гагарина играют одни и те же клубы? | Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Для сравнения: за те же пять лет в финале Кубка Стэнли бились девять команд. В их числе были и богачи вроде «Вашингтона» с «Питтсбургом» и те, чья платежная ведомость в последней десятке по лиге, хотя в НХЛ разрыв между богатыми и бедными в принципе невелик. Но и за океаном такая конкуренция была далеко не всегда. Еще 40 - 50 лет назад там доминировали финансово успешные «Монреаль», «Айлендерс» и «Эдмонтон», пока в лиге не был введен жесткий полоток зарплат - сумма, выше которой клуб не мог потратить на игроков состава.

Как следствие, клубные боссы быстро научились хорошо считать, экономить и договариваться. Чтобы подписать стороннего игрока с высокой зарплатой, им теперь приходилось расставаться с имеющейся звездой либо уговаривать потенциального новобранца на понижение оклада. Этот инструмент сыграл одну из ключевых ролей в системе распределения классных хоккеистов по всем командам. В результате НХЛ сейчас одно из самых интригующих и коммерчески успешных спортивных соревнований мира.

В КХЛ, к сожалению, с интригой хуже с каждым годом. По сути, она сводится к тому, сумеет ли кто-то остановить фаворитов - базовые клубы сборной России ЦСКА и СКА. Эти команды пять последних лет правят бал в КХЛ, скупая главных звезд лиги. Благо бюджеты позволяют. Даже те, кто был на ведущих ролях в других клубах, соглашаются играть за армейцев, понимая, что сопоставимых денег в российском хоккее им нигде больше не найти. Как говорят сами хоккеисты между собой, «сменки реже - деньги те же». А если кому-то и удавалось утереть нос олигархам, то это тоже были клубы небедные, вроде «Ак Барса» и «Металлурга». А малобюджетные ни на что не претендуют со времен Александра Медведева. За шесть лет его президентства в КХЛ в финале Кубка Гагарина поиграли десять разных команд, с приходом же новой власти в лице Дмитрия Чернышенко до главной серии сезона добираются исключительно олигархи.

В лигу Чернышенко приходил под лозунгом «Сильная лига - сильная сборная». Однако созданные с его благословения базовые клубы на манер ЦСКА 1970 - 1980-х с сумасшедшими бюджетами результата по большому счету не дали. Для сравнения: при Медведеве сборная России с шести чемпионатов мира трижды возвращалась с «золотом», один раз с «серебром», при Чернышенко результаты заметно скромнее - одно «серебро» и две «бронзы» на четырех ЧМ. Было, конечно, и олимпийское «золото» в прошлом году, но и соперники в Пхенчхане были третьесортные. Об интриге в КХЛ говорилось выше.

Руководители КХЛ почему-то отмахиваются от простейших истин, на выходе получая то, что есть. Лучшим можно стать, только конкурируя с сильнейшими. Конкуренция порождает прогресс, а ее отсутствие - застой либо деградацию. При нынешней системе игроки базовых клубов имеют прогулочную регулярку и первые два раунда плей-офф. А когда развиваться, «вытаскивать из себя», если выкладываться на полную есть необходимость только на самом финише сезона? Тем более что многие команды, выходя против СКА и ЦСКА и заранее понимая исход, просто экономят силы на следующего соперника, по сути, просто даря очки лучшим игрокам страны, чего, разумеется, на международной арене никто делать не станет.

Регламент, в котором возможна 11-кратная разница между самой богатой командой чемпионата ЦСКА и самой бедной - «Адмиралом» (2,172 млрд и 199 млн рублей), ненормален. Потолок зарплат, который в КХЛ де-юре существует много лет, по факту номинальный барьер. Перевалил клуб за положенные 850 млн - не беда: заплати лиге 20 процентов от превышенной разницы и шагай спокойно за кубком. В минувшем сезоне, например, в потолок не уместились 12 команд, в числе которых даже обычно скромный «Витязь». Но больше всего отчислений КХЛ получила от ЦСКА, СКА, «Ак Барса» и «Металлурга», которые превысили его более чем в два раза!

Очевидно, что внедрение механизмов по созданию равновесной конкуренции - ключевая задача нынешнего руководства КХЛ. Если оно, конечно, стремится к развитию, а не к популизму. Пока же лига со следующего сезона обещает снизить потолок зарплат еще на 50 млн - до 800 млн рублей, а за превышение брать с клубов уже 30 процентов. Что едва ли станет проблемой для богатых клубов. Через два года, правда, обещают внедрение жесткого потолка 900 млн без всяких исключений, что станет проблемой даже для клубов-олигархов. Впрочем, и здесь можно отыскать лазейку - зарплаты игроков, не достигших 21 года, не будут подпадать под этот потолок. Соответственно, молодые и перспективные вроде Кирилла Капризова, Василия Подколзина, Данила Мисюля могут на этом отлично заработать.

Читайте также о Кубке Гагарина в цифрах.


#хоккей #СКА #ЦСКА #КХЛ #Кубок Гагарина

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (6428) от 24.04.2019 под заголовком «Сменки реже - деньги те же».


Комментарии