Любит скорость и при деньгах. Что известно о гонщике Никите Мазепине?
Даже если с Даниилом Квятом не продлят контракт в «Альфа Таури», и в следующем сезоне «Формула-1» не останется без российского пилота – многолетнее соглашение с командой «Хаас» подписал 21-летний Никита Мазепин. Дебютировать ему предстоит в сражении с напарником по команде – сыном Михаэля Шумахера.
Фото James Moy Photography/PA Images/ТАСС
С легкой руки куратора программы «Ред Булл» Хельмута Марко о Никите в паддоке «Ф-1» громко заговорили еще полтора года назад. Дело в том, что Мазепин весной 2019-го на тестах в Барселоне показал великолепное время за рулем «Мерседеса», что заставило острого на язык Марко придумать новый термин для квалификационного режима работы моторов «Мерседес». Привычный «режим вечеринки» Хельмут переименовал в «режим Мазепина», таким образом, указывая на подавляющее превосходство конкурентов. Мол, раз далеко не самый талантливый молодой пилот способен ехать на «Мерседесе» так быстро, то...
Действительно, Никита в прошлом сезоне в «Формуле-2» не блистал, заняв лишь 18-е место в общем зачете после серебра предыдущего класса GP3 в 2018-м. Но в 2020-м все увидели совсем другого Мазепина – очень быстрого, агрессивного и при этом великолепно умеющего беречь шины, что для современной «Формулы-1» чрезвычайно важно. Даже Марко перестал упоминать «режим Мазепина», поскольку это стало неактуальным – в отдельных гонках «Формулы-2» Никита выглядел лучше своих очень перспективных конкурентов – немца Мика Шумахера, японца Юки Цуноды, британца Каллума Айлотта и петербуржца Роберта Шварцмана.
Он одержал свою первую победу в длинной гонке в Сильверстоуне, затем выиграл в Мюджелло, еще несколько раз попадал на подиум. В общем зачете чемпионата Мазепин пока идет третьим, сохраняя совсем небольшие шансы на титул. Хотя если бы он не получал по ходу сезона очень спорные штрафы, то чемпионство казалось бы куда более достижимым. Всем очевидно, что Никита – один из самых быстрых и ярких героев нынешней «Формулы-2». Про его возможный переход в «Большие призы» активно начали говорить еще в конце сентября, во время этапа в Сочи. Слухи становились все конкретнее и подтвердились на этой неделе – россиянин во вторник подписал многолетнее соглашение с американской командой «Хаас». А вчера стал известен и его напарник – им стал сын семикратного чемпиона мира Мик Шумахер.
После объявления о контракте с Мазепиным многие в мире «Формулы-1» стали называть россиянина рента-драйвером. То есть пилотом, который попал в королевские гонки благодаря деньгам. В каком-то смысле это чистая правда, поскольку за соглашением Никиты и «Хааса» стоит отец пилота – владелец «Уралхима» и долларовый миллиардер Дмитрий Мазепин. В недавнем прошлом он хотел приобрести «Форс Индию» (ныне «Рэйсинг Пойнт»). В итоге эта команда досталась другому миллиардеру – канадцу Лоуренсу Строллу, чей сын Лэнс сейчас выступает за рулем машины этой команды в «Ф-1».
Естественно, Мазепин-старший мог позволить себе обеспечивать сына в младших сериях лучшей техникой. Но ехать-то быстро за Никиту он не мог, победы и призовые места – личная заслуга молодого пилота. К тому же его конкуренты в «Формуле-2» обладали не меньшей, а может, даже большей поддержкой. Ведь карьеры Шумахера-младшего, Шварцмана и Айлотта курируют в «Феррари», а Цуноды – в «Ред Булле».
«Я в предвкушении от возможности увидеть, чего Никита сможет добиться в «Формуле-1», мы с нетерпением ждем момента, когда дадим ему возможность выступать на высочайшем уровне мирового автоспорта. При рекордном расписании «Формулы-1» с 23 этапами в 2021 году он сможет основательно поработать на трассе и изучить все нюансы гонок «Гран-при», – отметил руководитель «Хааса» Гюнтер Штайнер. Он также добавил, что не видит ничего зазорного в финансовой поддержке. Упомянув нескольких пилотов современной «Ф-1» и даже трехкратного чемпиона мира Ники Лауду.
Сам Никита, говоря о задаче на сезон, заявил, что его цель – опередить напарника и показать все, на что способен. Очевидно, что в «Хаасе» ему дадут право на ошибку, с этой стороны прессинга по поводу результатов не будет. В то же время Мазепин наверняка будет давить на себя и сам, поскольку явно не захочет выглядеть слабо на фоне партнера по команде и ровесника. И Никите и Мику – по 21 году, причем россиянин старше немца всего на 20 дней. При всем уважении к Шумахеру-младшему, ему при желании также можно приклеить ярлык «рента-драйвер», ведь место в «Хаасе» он получил во многом благодаря «Феррари», поставляющей команде двигатели.
Сейчас Мик лидирует в «Формуле-2», но не сказать, что на фоне Мазепина он смотрится заметно предпочтительнее – баланс сил смещается в ту или иную сторону от гонки к гонке. Понятно, что давление на сына легенды «Формулы-1» будет больше, чем на Мазепина, – его начнут постоянно сравнивать с Михаэлем. С другой стороны, в «Хаасе», основанном американцем Джином Хаасом, от Никиты и Мика не ждут побед и призовых мест. За без малого шесть сезонов команды в «Ф-1» ее пилоты вообще ни разу не попадали на подиум (максимум – четвертое место), а лучшим итоговым результатом стало пятое место в Кубке конструкторов-2018. В нынешнем сезоне на счету команды лишь три очка и девятое место.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (6819) от 03.12.2020 под заголовком «Любит скорость и при деньгах».
Комментарии