Кто на «Матче»?

Скоро месяц, как в эфире появился новый спортивный телеканал, и можно уже делать первые выводы. Они, прямо скажем, неутешительны: огромные вложения средств пока не дают ожидаемого результата.

Кто на «Матче»?  | ФОТО Monkey-Business/shutterstock.com

ФОТО Monkey-Business/shutterstock.com

Начнем с рейтингов как наиболее объективного аргумента. Уже в первую неделю (2 – 8 ноября) все оказалось более чем скромно – 11-е место среди всех российских каналов с долей 2,4%, то есть примерно как у «России-2», место которой и занял «Матч». После многомесячных ожиданий и бурной рекламной кампании рассчитывали, конечно, на совсем иные цифры. Пресс-служба канала, правда, попробовала запутать публику и распространила заявление: сравнивать нужно не по общему рейтингу, а по доле чисто спортивных трансляций, а здесь есть прогресс – 4,2% против 2,9% у «России-2». Мол, у нас все хорошо и даже замечательно, а дальше будет еще лучше.

На самом же деле все с точностью до наоборот. Общий рейтинг сравнивать как раз можно, а вот рейтинг трансляций – абсолютно некорректно. Новый канал вложил столько денег в покупку прав, что получил практически идеальный выбор суперсобытий, о которых «Россия-2» могла только мечтать. Нужно было сильно постараться, чтобы не получить прирост. Вторая неделя и вовсе сняла все вопросы. «Матч» опустился до 19-го места с долей, страшно сказать, 1,2%. Полное фиаско! Тут уж и у пресс-службы канала не нашлось аргументов, и она предпочла просто проигнорировать эти цифры.

Можно, конечно, продолжать искать оправдания и сетовать на невезение. За день до торжественного запуска канала случилась авиакатастрофа над Синаем, отвлекшая внимание телезрителей и заставившая внести изменения в праздничную программу. А следом грянули теракты в Париже, параллельно развивался допинг-скандал, сильно ударивший по российскому спорту.

Вот только разве безопасность на спортивных соревнованиях – не злободневная журналистская тема, которую мощному телеканалу вполне по силам раскрутить? И Париж как раз показал, что тема эта как нельзя более актуальна – ведь самый страшный удар террористов был запланирован на стадионе в Сен-Дени, так что разговор на эту тему на «Матче» был бы очень даже кстати.

Я уж не говорю про допинг, на котором западные СМИ любят погреться. Впрочем, осуждать их за это не стоит. Разве такие скандалы неинтересны? Разве там нечего расследовать и не о чем спорить? Разумеется, если делать по-настоящему профессионально, не повторяя в сотый раз «с допингом нужно бороться, но честные спортсмены не должны страдать», не оглядываясь на авторитеты и не боясь окрика начальства. Но на «Матче» мы не видим драйва, не видим ни одной по-настоящему яркой зажигательной передачи.

Кое-какие проблески есть разве что в «Культе тура», своеобразной попытке спортивного «прожекторапэрисхилтон». И это пока далеко не шедевр, но хоть какая-то изюминка налицо. Юрий Дудь увольнения с «Матча» может не бояться, поскольку работает редактором популярного спортивного сайта и во многом вытягивает проект. Жаль только, партнеры ему помогают слабо, особенно удивительно тихий здесь Шнур. Может, ему нужно давать минуту эфира на песню, и дело пойдет? Тем более что главная идея назначения далекой от спорта Тины Канделаки заключалась в том, чтобы сделать канал ярким и модным, привнести в него элементы развлекательного телевидения, а мы этого пока не видим. Пусть это были бы даже безвкусные ток-шоу в стиле «Первого канала», где все перекрикивают друг друга, – но их бы смотрели! Причем смотрели бы те, кто обычно от спорта далек. Пусть там не говорили бы всей правды – но хотя бы спорили яростно, с пеной у рта.

При этом на канале нет не только ярких передач, но и сильных анонсов собственного контента. «Матч» пока элементарно не умеет рекламировать сам себя, а ведь это азы телевидения. Сравните их анонсы с тем, что делает «Евроспорт». Небо и земля!

От передач о ЗОЖ (здоровом образе жизни) и вовсе челюсти сводит от скуки. Лучше бы, честно говоря, их не было вообще. Нет-нет, сама тема жизненно важна. Я, например, не раз писал о том, что все олимпийские медали не могут быть самоцелью, а главная задача – именно здоровье нации. Только вот есть два «но». Во-первых, сделать интересную передачу о здоровом образе жизни безумно трудно. Лучшее, что можно придумать, – это короткие мотивирующие ролики, практически без текста, которые гораздо легче сделать завлекательными. Альтернативный вариант – это, наоборот, полноценный проект вроде «танцев со звездами», где фрагменты тренировок остаются промежуточными эпизодами перед самим выступлением и минутами славы.

Во-вторых, передачи о ЗОЖ и не особенно нужны. Вы думаете, мальчишки и девчонки побегут записываться в секции после них? Ерунда! Они побегут после правильно поданных больших соревнований, Олимпиад и чемпионатов мира, после наших (да и чужих) ярких побед. Побегут, влюбившись в звезд спорта.

А кто делает звезд? Телевидение. Потому для пропаганды здорового образа жизни вовсе не нужно делать передачи про ЗОЖ. Лучше показывать результат, а не процесс. Не требуется рассказывать, как тяжело спортсмены идут к своей цели, чем им приходится жертвовать – это, если бог даст, ребята узнают потом на собственной шкуре. Пока же им нужна не суровая правда, а красивая сказка, яркая картинка, настоящие герои, живые эмоции. За океаном, например, такая схема работает идеально.

Хорошо хоть с трансляциями на «Матче» все не так мрачно. Набор событий отличный, комментаторы тоже собраны сильные – весь цвет России, даже Василий Уткин работает, несмотря на все пикировки с Канделаки. Картинка достойная, деньги в оборудование вложены немалые. Но чего-то все-таки не хватает.

Одной из проблем, как ни странно, оказалось чрезмерное богатство выбора. «Матч» пока не умеет работать на пересекающихся событиях, хотя с самого начала было понятно: без решения этой школьной задачки не обойтись. Началось все в первый же день с наложения хоккея на футбол, через две недели канал принял сомнительное решение, когда в решающий момент ушел с финала Кубка федерации по теннису Чехия – Россия ради ничего не решавшего этапа «Формулы-1». В ближайшее воскресенье история, судя по всему, повторится – старт биатлонного сезона из эфира вытеснит та же «Формула».

Ни в коей мере не являюсь противником автоспорта, «Формулу-1» люблю и смотрю, к тому же с давних пор являюсь поклонником таланта комментатора Алексея Попова. Но все-таки лишенный всякой интриги турнир вряд ли нуждается в таком внимании, да и рейтинги биатлона в России, уж извините, повыше «формулических».

Главное же, что поражает в этом выборе, это полное отсутствие креатива и готовности перенимать чужой опыт. Как будто не существует таких возможностей, как бегущая строка, параллельные включения, деление экрана и т. д. Все ведь можно сделать по высшему разряду, если захотеть.

Только вот захотеть не получается. И даже если со временем «Матч» исправит нынешние ошибки и просчеты, обзаведется собственными мощными проектами и яркими фишками, больших рейтингов ему не видать. Потому что делается он не для зрителей, а для тех самых больших людей в цивильных и спортивных костюмах, которые слишком часто появляются в эфире.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (5592)) от 25.11.2015.


Комментарии